Меню

Челябинцы задумались: Какое оно - телевидение будущего, чего хочет современный зритель, чему отдает предпочтение

25.11.2015 12:09 - автор Ирина ЯББАРОВА
Челябинцы задумались: Какое оно - телевидение будущего, чего хочет современный зритель, чему отдает предпочтение
Эти и многие другие вопросы обсуждались на конференции журналистов «Новое телевидение: развитие рынка и битва традиционных и инновационных сервисов», которая состоялась в Москве. Обсудить проблемы телевидения в российскую столицу съехались 50 представителей масс-медиа из 28 городов. Организатор масштабного мероприятия – группа компаний VIASAT – один из лидеров в отрасли платного телевидения.

В условиях постоянной конкуренции телевизионщикам приходится искать новые решения для привлечения и удержания аудитории. А она, к слову, с каждым годом становится все капризнее. Зрителя уже не удивишь количеством ярких шоу-программ, художественными новинками, скандальными и криминальными историями… Современный российский зритель становится избирательнее, а потому основные тенденции развития медийного рынка – ежегодно растущий контент уникальных телеканалов при условии высокого качества.

Кстати, бытует мнение, будто уже в ближайшем будущем телевидение уйдет в прошлое, а его место плотно займет Интернет. Но, как считают специалисты, это абсолютное заблуждение. Отчасти такой миф появился в результате роста продаж всевозможных гаджетов - от смартфонов до планшетов, которые позволяют каждому из нас выходить в Интернет практически в любом месте. В прошлом году на руках у россиян было почти 82 миллиона смартфонов и планшетов. По прогнозам, к 2018 году их количество вырастет до 150 с половиной миллионов.

Бесспорно, Мировая паутина давно стала частью жизни многих россиян, но все-таки заменить телевидение она не в силах. Тем более что, несмотря на постоянное развитие высоких технологий, Интернетом пользуется далеко не каждый россиянин. Удивительно, но факт: в нашей стране доступ к Интернету есть только у каждого второго россиянина. Для сравнения, практически во всех европейских странах развитие Сети давно перевалило далеко за 90 процентов.

Интернет не конкурент

В ближайшие годы телевизионные технологии будут только развиваться, расти будет и количество проведенного времени у телеэкрана среди населения страны.

По словам директора департамента телевидения и контента компании J'son and Partners Consulting, эксперта в области национального, регионального, тематического ТВ, рынка телевизионной рекламы Дмитрия Колесова, каждый год телесмотрение увеличивается на четыре минуты.

Так, еще в 2011 году ежедневно россияне проводили у телеэкранов 222 минуты, в 2012 году телесмотрение увеличилось до 239 минут в день. В 2013 году этот показатель уже 240 минут в день, в 2014 году – 244 минуты. К слову, в данном случае рост произошел отчасти благодаря Олимпиаде и событиям в Крыму. Уровень рейтингов информационных каналов, как обратил внимание Дмитрий Колесов, тогда зашкаливало до запредельных уровней.

В этом году также произошел рост телесмотрения – 249 минут в день мы стали проводить у телевизионных экранов. Кстати, это совсем не значит, что каждый из нас смотрит телевизор в буквальном смысле не отрываясь от него, нередко он всего лишь работает в фоновом режиме. Тем не менее ситуации это не меняет. Понятно, что молодые люди телевизор смотрят чуть меньше, чем старшее поколение. По статистике, молодые люди до 35 лет у телеэкранов проводят всего лишь три часа в день, в то время как россияне старше 55 лет – больше пяти часов.

При этом среднесуточная аудитория телевидения – это 70 процентов охвата, то есть семь из десяти человек каждый день смотрят телевизор. Хотя бы раз в неделю телевизионному экрану уделяют внимание 90 процентов россиян, раз в месяц 99 процентов жителей страны смотрят ТВ. Это еще раз доказывает, что Интернет не является опасным конкурентом телевидению.

Рост телесмотрения не только российская действительность, подобные тенденции наблюдаются во всех странах мира. И на этом фоне увеличивается аудитория тематических каналов, которые предлагает платное телевидение. К слову, группа компаний VIASAT – ярчайший представитель данного контента.
По России развитие платного телевидения - на уровне 72 процентов, при этом в лидерах по количеству абонентов – Москва. Здесь проникновение платного ТВ на рынок составляет 117 процентов. И это, как уверены специалисты J'son and Partners Consulting, еще не предел.

Уже до конца текущего года количество абонентов платного телевидения вырастет на семь процентов и составит порядка 40 миллионов подписчиков.

Отчасти аудитория тематического ТВ будет увеличиваться за счет роста продаж телевизоров.

- Есть мнение, что с каждым годом в России все меньше домохозяйств с телевизорами, на самом деле это далеко не так, - уверен Дмитрий Колесов. – Количество граждан, у которых действительно нет дома телевизора, - не более одного-двух процентов, но порядка 98 процентов россиян все-таки имеют телевизор. При этом каждые семь - десять лет он требует замены. По прогнозам, в ближайшее время в стране будет продано от восьми до десяти миллионов телевизоров, и далеко не все они пойдут на замену старого.

Нередко граждане покупают домой еще один телевизор. К тому же люди покупают телевизоры, оснащенные дополнительными функциями, а после – подписываются на платное ТВ, в первую очередь для того, чтобы иметь возможность смотреть телевизионные каналы в HD-качестве. То есть для людей стало очень важным смотреть именно телевизионные каналы с очень высоким качеством. И именно за счет этого на сегодняшний день операторы платного ТВ и привлекают к себе абонентов.

Кроме того, платное ТВ, вещающее в цифровом формате, имеет необходимые электронные настройки, которые позволяют любому абоненту, отмотав эфир назад, посмотреть ту или иную телевизионную программу либо передачу, которая была показана несколько дней назад. Такое возможно благодаря тому, что оператор платного ТВ имеет специальное хранилище, в котором размещаются ранее показанные программы. И человек, один раз подписавшись на платное ТВ, уже не сможет отказать себе в таком удовольствии. Тем более что стоимость услуг платного телевидения не так уже и высока.

Голосование рублем

Кстати, о цене вопроса. Когда только платное ТВ в нашей стране зарождалось, безусловным монополистом в этой отрасли был телеканал НТВ+. Для подавляющего большинства россиян их услуги казались недоступными, а цены - заоблачными. Но в 2005 году ситуация поменялась, поскольку на рынок платного ТВ пришел «Триколор». Он установил минимальную стоимость своих услуг, что, естественно, не могло не отразиться на НТВ+. Но на сегодняшний день в России вещают платные операторы, услуги которых стоят менее ста рублей, при этом они предоставляют доступ к 80 телеканалам как минимум.

Здоровая конкуренция помогает развиваться, а зрителю рублем и кнопкой на пульте голосовать за тот или иной платный контент. Правда, финансово - экономический кризис не мог не отразиться на отрасли, и в этом году объемы доходов платного ТВ немного снизились. Если по итогам 2014 года уровень доходов отрасли платного телевидения был на уровне 64 миллиардов рублей, то в этом году он ниже на три процента.

Хотя паники у операторов платного телевидения нет. Многие уверены: снижение уровня доходов – явление временное, ведь привыкший к определенному качеству и комфорту человек отказаться от него уже не сможет. Уже в 2016 году прогнозируется рост доходности отрасли до 70 миллионов, а к 2019 году – порядка 80 миллионов рублей.

Если говорить о том, что именно хотят смотреть граждане за свои деньги, то стоит отметить, что во всем мире лидеры по подписке – спортивные каналы, но только не в России. В нашей стране на платное ТВ переключаются в основном для того, чтобы смотреть в хорошем качестве художественные фильмы. 37,7 процента россиян по платному ТВ смотрят фильмы и сериалы, 19,4 процента подключают детские телеканалы, 15,3 процента населения страны отдают предпочтение познавательному контенту, 13,8 процента – развлекательному. Спорт же на платном ТВ смотрят лишь 6,1 процента россиян.

При этом количество тематических каналов в нашей стране уже более трехсот. Однако для подписчиков платного ТВ этого недостаточно, уникальный контент – вот что требует зритель. И операторы платного телевидения готовы предложить уже избалованному россиянину дополнительные услуги. В первую очередь речь идет о показе эксклюзивных фильмов. Лидер в данном направлении в нашей стране – компания VIASAT, которая предлагает пакет дополнительных каналов VIASAT Premium HD (четыре голливудские студии) по низким ценам – 400 рублей в месяц. Для сравнения, в США и странах Европы лидеры кабельного и спутникового ТВ предлагают телезрителю подключить дополнительный пакет каналов с эксклюзивным контентом за 16 - 20 долларов в месяц и экслюзивным показом трех голливудских студий.

- Мы отмечаем ряд тенденций, которые становятся ключевыми для каждого поставщика ТВ-продукта, заботящегося об интересах своего потребителя, - добавил генеральный директор группы компании VIASAT Алексей Кроль. - Во-первых, современный зритель предъявляет всё большие требования к качеству изображения и звука. Во-вторых, возрастает спрос на уникальный контент, что ведет к формированию премиальных предложений.

Гонка за абонентом среди операторов платного ТВ будет продолжаться. Они охотно развивают и предоставляют своим подписчикам больше интересных, а главное, качественных услуг, делая при этом ставку на уникальность и эксклюзивность. Но право выбора всегда остается за зрителем.

Добавим, что в рамках встречи представителей российских масс-медиа также состоялся круглый стол, на котором обсуждались проблемы и перспективы российского кино.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»