Меню

Культпоход в историческое здание Челябинского молодежного театра вызван ностальгическими воспоминаниями детства

17.02.2016 16:52 - автор Виктория Олиферчук

«Что мне нравится в черных лебедях, так это их красный нос».

Юрий Коваль. «Приключения Васи Куролесова»

Культпоход в историческое здание Челябинского молодежного театра вызван ностальгическими воспоминаниями детства

Что мне нравится в Челябинском молодежном театре, так это непреодолимое желание выделиться из общей массы. Между прочим, желание похвальное: в нашем уныло-стрессово-безденежном мире театры вынуждены бороться за публику, которая по старинке требует зрелищ, желательно ярких и эмоциональных. И, между прочим, коллективу со столь претенциозной аббревиатурой ЧГМТ это удается – заставить порезонировать тонкую душевную организацию пристрастного зрителя.

Три карты, три карты…

Очередной культпоход в историческое здание по улице Кирова,116, был вызван ностальгическими воспоминаниями детства: там взялись за инсценировку замечательной повести Юрия Коваля «Приключения Васи Куролесова», в свое время гениально воплощенной на «Союзмульфильме».

В театре отважились переиграть мультфильм, имея в рукаве две козырные карты, нет, пожалуй, сразу три. Первая: мультик практически не показывают по ЦТ и подрастающее поколение его не знает. Вторая: никому и в голову не пришло с ним потягаться на сценическом пространстве. Ну а чтобы отбить у разного рода пристрастных зрителей искушение сравнивать, в театре припасли даму пик - весьма оригинальную инсценировку.

В последнее время на инсценировки в Молодежке явно подсели – семь штук за последнее время наработали. Похоже, подустали от современных драматургических опусов, к тому же на местной почве взрастили молодое дарование, которое руку набивает на литературных шедеврах, ставит в афишку заветное «по мотивам» и благополучно экономит авторские гонорары. В условиях экономического кризиса оптимальная оптимизация затрат.

Радует, что в поле зрения специалиста попадает хорошая литература: сначала повесть «Дикая собака Динго», теперь вот Куролесов со своими приключениями. Правда, первый раз соавтор обошелся с первоисточником более аккуратно, в последний – более вольно. Оно понятно: мастерство растет.

Формулировка «по мотивам» дает сценаристу практически безграничные возможности и снимает всякую ответственность. Можно что-то где-то прибавить (например, любви - и у Васи в спектакле есть не только проблема, но и возлюбленная), а что-то где-то, наоборот, изменить (главный злодей-рецидивист превратился в пострадавшую от любви Васину соседку). Как известно, нет ничего невозможного для человека с интеллектом, главное, чтобы в общий замысел укладывалось и на главную идею спектакля работало.

Угадай мелодию

В 1977 году Юрий Коваль сочинил хорошую детективную историю, рассчитанную на детей, в которой простой честный парень помогает доблестной советской милиции найти и обезвредить опасного преступника, обманывающего честных граждан и отбирающего нажитое непосильным трудом. В результате получает уважение односельчан, предложение работать в милиции и часы «За храбрость».

Мораль: зло будет наказано, вор должен сидеть в тюрьме, слава найдет героя.

Если бы создатели спектакля начали «плясать» от автора, то вполне возможно, «танцы со звездами» завершились бы успешно. Но сценарист решил изменить ход судьбы героев Коваля: за четыре десятка лет в новой, демократической стране прежние ценности обесценились, а мораль безнадежно устарела. Ну что это за богатство несметное: одиннадцать фотоаппаратов «Зенит», двадцать ручных часов «Кругозор» – ерунда! И деньги сейчас не в ульях - в оффшорах прячут, а владельцы гуляют за высокой оградой да колючей проволокой собственных коттеджей.

Оно, конечно, можно было свернуть на старую, авторскую колею, где ум, честь и совесть остались, рассказать малолетним гражданам великой страны, что такое хорошо, а что такое плохо, чтобы они на жизненном пути ориентиры не перепутали. Да дорожка та флажками обозначена, Молодежка же легких путей не ищет.

Вдохнуть новую жизнь в старую историю призвана… любовь! Вася любит Аллу, Алла любит Васю, соседка Тюльпанова тоже любит, но старшину Тараканова, который ее не любит, от горя женщина становится мошенницей и клептоманкой, чуть до убийства не дошла, вовремя остановили. Мораль сей басни уже иная: без любви - и не туды, и не сюды.

Вроде как про «хорошо и плохо» тоже разговор идет, но размен валюты явно неравноценный получился, остается рассчитывать на дополнительные бонусы на сцене.

Смесь французского с нижегородским

Свести в единое целое французское с нижегородским предстояло постановочной группе. Задача невероятная, поскольку сценарист постарался продемонстрировать одномоментно задатки драматурга, автора детективов и писателя-пейзажиста. «Чуден Днепр при тихой погоде», под стать предрассветной ночке в деревеньке Сычи. На скамейке Алла и Вася дотошно рассказывают кому-то о том, что происходило в ту самую ночь непонятно где и непонятно когда, кто кого взял за руку и что при этом подумал.

Литературный театр как отдельный жанр вполне жизнеспособен, но на сцене актеру достаточно взять руку партнерши и посмотреть ей в глаза – все станет ясно без лишней литературы. В этом и заключается актерская работа. Впрочем, драматургия быстренько перетянула одеяло на себя, но от раздвоения личности пристрастного зрителя это не спасло. Он периодически терялся во времени и пространстве, пытаясь соединить разбитое зеркало, но осколки оказались из разных зеркал. Складывалось впечатление, что авторы постановки либо не поняли друг друга, либо не договорились.

«Мед липовый – 3 руб. 62 коп» - значится на советском заборе, за которым возвышаются вполне современные коттеджи красного кирпича. Рынок в райцентре, где продают живых поросят, на фоне странно знакомых высоток. Вася бубнит деревенским говором, а его мама вещает правильно поставленной речью. И так во всем – когнитивный диссонанс на протяжении двух битых часов.

Изначально автор задает жанр детектива: есть преступник и есть честный человек, негодяй и герой. В мультике детектив получил ироническую тональность, авторы спектакля усилии градус - предлагают зрителю фарс, обрядив девушку в мужчину. Правда, такая не слишком удачная трансформация сразу свела на нет всю интригу. Но на капустник потянет. Плюс добавили критичную порцию любви, причем той самой, что движет миром и жертвует собой (почти как у Шекспира). Что получилось в результате - каждый решает сам. В том числе и актеры - кто, как и что понял, то и играет в меру таланта и обученности. Кто-то лучше, кто-то хуже, но самое главное - вразнобой. Отсутствие согласия в товарищах приводит известно к чему.

В общем и целом работа производит впечатление. Почти как красный нос у черного лебедя.

Вторая часть Мерлезонского балета

Практически сразу же после «Васиной» премьеры в Молодежном театре грянул сбор труппы, на котором актеры рискнули объявить вотум недоверия нынешнему руководству театра. Поводом для разборок послужило коллективное письмо в областной минкульт с перечислением директорских заслуг. Послужной список открыли два года назад, с момента появления в директорском кресле новой начальницы. Справедливости ради стоит сказать, что ситуация в театре давным-давно перестала быть благополучной, но на открытый протест труппа отважилась лишь теперь.

Что же вызвало массовые возмущения большинства? Ведь, судя по бравым рапортам и отчетам, Молодежный театр числится в передовиках производства: только спектаклей в прошлом году выдали на-гора целых семь штук – как никто другой! Зрительный зал никогда не пустует, гастроли по области вообще прошли на аншлагах, денег заработали рекордную сумму – чего ж вам боле?

Вещали много, громко и, как правило, не о том: эмоции били через край. Но, как говорится, имеющий уши да услышит. Основные претензии, если отбросить частности, таковы: в театре нет творческого лидера, не выстроена репертуарная политика, качество многих постановок на уровне плинтуса, отсутствуют перспективы профессионального роста и профессиональной же оценки работ, наконец, театром руководит некий трехглавый дракон, причем каждая голова тянет одеяло на себя и не слушает другую.

О большинстве проблем давно известно, о них постоянно твердят журналисты и критики, причем даже столичные (во время фестивалей «Сцена»), но от них отмахивались, как от надоедливых мух. Теперь зажужжала вся труппа. А уж если о плохих постановках вслух заговорили сами артисты – пора принимать меры. Правда, услышать все это за массой пустячных жалоб и мелкого сведения счетов было непросто. К тому же у нас принято проблемы не замечать, в надежде, что они как-то сами рассосутся. Вот и в этот раз выбрали консервативный метод - посоветовали сторонам до мая попытаться навести мосты, а там, глядишь, театр уйдет на каникулы, проблемы забудутся, и наступит тишь да гладь, божья благодать.

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»