Меню

«Не перевелись еще на земле Русской мастера»

30.07.2014 11:26 56 (11768)


Эта «свежая» мысль так и витала в музейном зале, где открывалась новая выставка.

— Очень символично. Наш зал по параметрам практически соответствует знаменитому Каслинскому павильону, и как раз здесь открывается каслинская выставка, — сияет директор музея искусств Станислав Ткаченко. — Здесь все то новое, что появляется на Каслинском заводе в последнее время. И не только новое, но и успевшее уже стать известным: фигура Петра I, напарника знаменитой «России» из Госдумы, копия челябинского почтальона, совсем недавно прописавшегося на Кировке.

Не благородный, но благодарный

Но самое интересное на самом деле — это автор. Чугунных дел мастером оказалась хрупкая, скромная, стеснительная молодая женщина Наталья Куликова.

— Думала, что выставка будет в Каслях, в Челябинске не рассчитывала, — призналась она журналистам.

— Как же получилось, что вы увлеклись чугуном? — дружно интересуемся у художницы.

— Да я бы и с бронзой с удовольствием работала, — пожимает худыми плечиками Наталья Викторовна.

А уж какие она макеты из бумаги делает! Такие, что даже на замминистра культуры области произвели неизгладимое впечатление.

— Мы с ней так и познакомились, — поясняет Ольга Ремезова. — В школе искусств появилось просто роскошное панно, я как раз вернулась от отпуска, спрашиваю: «Кто такую красоту сотворил?» Оказалось, молодой специалист.

Тогда Наталья Куликова, только-только окончив Челябинское художественное училище, пришла работать в Каслинскую школу искусств, но долго не засиделась, отправилась в Красноярский вуз, а вернувшись на родину, устроилась на завод.

— И все-таки чугун, неблагородный металл…

— Зато благодарный! — защищает его Куликова. — При формовке отражает все, что ты в него вложил.

Большое видится на расстоянии

Центр экспозиции — тот самый император из Госдумы.

— Пришел заказ где-то в конце 2003 года. Было предложено несколько эскизов разных мастеров на выбор, выбрали мой, — просто рассказывает Наталья.

Ее Петр молод и окрылен надеждой на светлое будущее. Он мчится к своей мечте, как корабль на всех парусах, макет которого он держит в руке. Постамент весь в вензелях и эмблемах, плюс причудливо льющиеся складки мантии, латы, буйные кудри царя — все тщательно проработано.

— Прежде чем к работе приступить, изучала многие портреты Петра, прижизненные в том числе.

Не зря. Царь получился впечатляющим и убедительным, теперь негласно рекламирует и Касли, и Наталью на самом высоком уровне, тем более что автору это не помешает: творить исключительно для себя и для творчества не получается, времени нет.

— Она умеет вникнуть в прокрустово ложе заказа и в то же время создать произведение искусства. В этом отношении Куликова — специалист уникальный, — считает Лариса Столбикова, искусствовед.

В общей сложности на выставке 32 предмета оказалось, от больших до маленьких, поскольку Наталья — мастер универсальный: если нужно — с Церетели может поспорить, но и медальерным искусством владеет.

— И все-таки Наталья по природе монументалист, и это заметно в ее работах, — уверена искусствовед. — В монументе фигуры обретают значимость, миниатюры же чисто жанровые. Так вот у Натальи эта монументальность прочитывается. Каждый ракурс фигуры остается выразительным, а это признак мастерства: фигура круглая, объемная со всех сторон.

Чугунная Божья Матерь

Внимание привлекли чугунные иконы: Богоматерь, княгиня Ольга, Сергий Радонежский. Очень тонкая работа.

— Икона скульптурная в никонианской церкви вообще неприемлема. Допускалось некое ее присутствие в резных иконостасах, рельефах. Так что это прежде всего произведения искусства, а не предметы культа, — продолжает Лариса Павловна.

Отправной точкой послужила старообрядческая икона Божьей Матери. Поступил заказ из Оренбурга, заказчик хотел увидеть Казанскую Божью Матерь в чугунном исполнении.

— На заводе такая уже была, довольно старинная, наверное, XIX века. Я ее просто скопировала и увеличила. А потом носила в храм, показывала батюшке, он одобрил, — рассказывает Куликова.

А вот все последующие иконы Наталья сделала, лишь имея на руках графический рисунок.

— На самом деле это очень сложно — линии перевести в объем, — объясняет искусствовед. — Скульптурное изображение как бы сплющивается, художнику нужно сократить объем, но в то же время сохранить перспективу, не нарушить пропорции, чтобы не исказить анатомию. У живописца, кстати, в этом отношении гораздо больше выразительных средств: светотень, цвет, скульптор оперирует лишь объемом. И с такой задачей Наталья справилась блестяще.

Две истории с патриархом

Куликова же делала тот самый бюст патриарха Алексия, который отправили на Валаам, и уменьшенная копия которого также представлена на выставке. С ним связана целая парочка удивительных историй.

— Бюст патриарха Алексия у нее как-то не заладился, она долго билась, но что-то ее постоянно не устраивало, — рассказывает первую Столбикова. — Я ей посоветовала оставить его на время. Так она, представляете, что сделала? Полностью его переделала, сделала совсем другой вариант, при этом не требовала ничего, никаких компенсаций за лишний труд, а ведь работа была проделана очень большая. Одна борода чего стоит, — Лариса Павловна кивает на портрет. — Мы очень боялись, ведь все уже было согласовано, но отправили новый вариант заказчику — ему понравилось!

А вторую рассказала уже сама скульптор.

— Когда готовый бюст уже паковали в контейнер, один из грузчиков ухватился за крест (головной убор патриарха, куколь, венчает крест. — Авт.), а бюст был достаточно тяжелый, и крест отломился. И тут же налетели темные тучи, хотя до этого момента ярко светило солнце. Побежали, позвали мастера, он все исправил, и тучи рассеялись, свет снова засиял, — с улыбкой завершает Наталья.

Голый почтальон

Кстати, оказалось, что Наталья Куликова — не единственная на заводе женщина-скульптор. В зависимости от заказа к сотрудничеству приглашаются разные мастера и мастерицы.

— В свое время такие известные скульпторы, как Клодт, Лансере, заказывали свои работы каслинским мастерам. И сейчас мы работаем с самыми разными авторами, есть среди них и москвичи, но Наталья Куликова остается главной творческой единицей в первую очередь благодаря своей универсальности: она может сделать что угодно, работать в разных направлениях, а также ответственности, оперативности. С ней очень любят работать заказчики, словом, у нее нет отрицательных черт, — разводит руками Лариса Павловна.

— А есть заказы персонально на Куликову?

— Да. В прошлом году по заказу почтовиков мы изготовили фигурку почтальона в малой пластике. Они хотели сделать своеобразный «Оскар», чтобы дарить его лучшим работникам. А потом решили и большую скульптуру установить на Кировке и при этом пожелали: «Пусть делает Куликова, и никто больше».

Мы пристально разглядываем фигурку почтальона в витрине и фото большого собрата, замечая различия. Собственно, было бы странно, если бы настоящий художник сделал их одинаковыми, и это уж точно не в духе Куликовой.

— А вы знаете, что сначала скульптура делается голой? — вдруг заговорщицки шепчет Лариса Павловна. — Да, да, вот этот симпатичный почтальон, и величественный Петр — все были без костюмов. Зачем? Чтобы анатомически все выглядело правильно. А потом уже на тело надевают одежду из пластилина, который повторяет все выпуклости и прочие рельефы тела.

Калашников на очереди

Сейчас Каслинский завод художественного литья переживает настоящий подъем: в последнее время заказы летят со всех концов. Достаточно напомнить, что прогулочную набережную для Олимпиады в Сочи украшали каслинские умельцы — изготавливали фонарики и ажурные скамьи.

Многие связывают такую активность с приходом нового директора — Владимира Киселева. Кстати, есть идея создать новый Каслинский павильон, аналог тому самому, что был представлен на Парижской выставке 1900 года…

— Вопрос по Каслинскому павильону не снимается. Это была инициатива минкульта, сейчас сделано несколько эскизов, но на этом работа застопорилась, — разводит руками Лариса Столбикова. — Теперь у нас намечается большой заказ из Барнаула, там хотят сделать бюсты земляков, ставших знаменитыми. Бюст Шукшина мы уже сделали, на очереди Калашников, Герман Титов. Сейчас директор отправился в Новосибирск на переговоры, они хотят нашими изделиями украсить сквер перед оперным театром.

Ну что ж, вероятно, с павильоном пока придется подождать, ну а работами Куликовой публика может наслаждаться до октября.


Наталья Куликова родилась 7 июля 1969 года в селе Кулуево Аргаяшского района Челябинской области. Закончила Каслинскую детскую школу искусств (1984), скульптурное отделение Челябинского художественного училища (1988) и скульптурное отделение Красноярского художественного института (1995). С 1995 года активно сотрудничает с ООО «Каслинский завод архитектурно-художественного литья» (КЗАХЛ).

Фото Лидии МУХАМАДЕЕВОЙ