Меню

Алевтина Келлер, декан факультета математики, механики и компьютерных наук ЮУрГУ: «Здесь - весь спектр впечатлений…»

04.03.2016 15:33 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА
Одни профессии мы привыкли считать скорее мужскими, другие – скорее женскими. Например, многие считают – и так ли уж необоснованно? – что математика скорее мужская наука. Но из любого правила есть исключения! Поэтому «Вечерка» открывает проект «Женское лицо математики». Давайте познакомимся с женщинами, которые не побоялись бросить вызов миру формул, и узнаем, как они чувствуют себя в «мужской» научной сфере.
Первым нашим собеседником стала Алевтина КЕЛЛЕР, доктор физико-математических наук, декан факультета математики, механики и компьютерных наук ЮУрГУ.
 Алевтина Келлер, декан факультета математики, механики и компьютерных наук ЮУрГУ: «Здесь - весь спектр впечатлений…»
Фото из архива Алевтины КЕЛЛЕР

- Алевтина Викторовна, расскажите, как вы решили связать свою жизнь с математикой?
- Наверное, все началось со школы. Я училась в Челябинске, в 147-й школе. Математике меня учили Николай Александрович Рождественский, Альбина Александровна Нескоблева, Фаина Михайловна Козлова... Поклон низкий им всем. Это разные по характеру люди, но все совершенно потрясающие учителя! Так что, наверное, все и началось с желания быть такой же, как они, — быть учителем математики. С этой мечтой я пришла поступать в университет. Скажи тогда кто-нибудь, что я буду защищать кандидатскую и докторскую диссертации, — не поверила бы! И неудивительно: тогда в Челябинске среди математиков был один доктор физико-математических наук! А сейчас только на нашем факультете работают 14 докторов наук. У нас сложилась серьезная математическая школа.
- Что же вас настолько увлекло? Расскажите о своей научной работе! Или для непосвященных это будет слишком сложно и скучно?
- Приходится признать, что когда математики начинают говорить на своем научном языке, то их, по меньшей мере, сложно понять не математику. Но математика здесь не исключение. Всегда ли мы поймем биологов, химиков, беседующих между собой на профессиональные темы? Но даже в самых сложных областях науки есть замечательные, интересные проблемы, которые захватывают исследователя на долгое время, и для него это точно не скучно.

Мои научные интересы связаны с исследованием одного класса математических моделей. В моей диссертации в качестве практического приложения теоретических результатов рассматривалась экономическая система предприятия. Я ведь после защиты кандидатской диссертации получила второе образование, экономическое, так что мне это было интересно. Но когда наша математическая научная школа стала сотрудничать со школой профессора Александра Леонидовича Шестакова, то оказалось, что ту же математическую модель можно применить и для решения технических задач, например при конструировании датчиков. А затем, в 2015 году, в одной из магистерских диссертаций было показано, что та же математическая модель может использоваться и для описания клеточного цикла — а ведь это уже относится к микробиологии. Во мне это вызывает чувство гордости, восторженности математикой! Нас учили так: математическая модель должна быть универсальной. И мой опыт научных исследований это подтверждает! Я до сих пор испытываю от решения каждой, простой или сложной, задачи, эмоции, похожие на какой-то детский восторг! Казалось бы, рабочий момент, стандартная задача, но эта маленькая искорка радости все равно промелькнет, ничего с этим поделать не могу.
- Есть стереотип, будто математика — наука такая специальная, что в жизни для нее и применения не найти...
- Конечно, это не так! Можно приводить много примеров, но начать с того, что сама математика возникла из потребностей жизни, деятельности людей. Целые направления математики рождались для решения практических вопросов. Современные технологии, к которым мы так привыкли, были бы невозможны без компьютерного моделирования. А ведь компьютерная модель может быть построена только на основе математической. Существование такого стереотипа меня не смущает и не обижает. К слову сказать, даже в среде программистов одно время самым обсуждаемым был вопрос, зачем программистам нужно знать математику. Компания «Яндекс» даже сняла видеоролик с ответами своих специалистов на этот вопрос. Я хочу привести один из ответов. Есть люди, которые рисуют картины, — их называют художниками. Есть люди, которые красят заборы, — это маляры. Так же и с программистами: в конечном итоге их во многом отличает знание математики, умение тонко и детально понимать, что же за код они пишут. Дальше выбор за человеком: или он начинает заниматься математикой, и тогда у него появляется шанс стать художником, или он красит «заборы информационных систем». Весь ролик можно посмотреть на сайте нашего факультета. И на мой взгляд, уровень знания математики определяет в свою очередь и уровень, потолок максимальных возможностей в любой профессиональной карьере. Стараюсь убеждать своих студентов находить в себе силы и поднимать этот потолок.
- Значит, вы по-прежнему преподаете? Вам, декану, это интересно?
- Мне всегда нравилось, и нравится, и, надеюсь, будет нравиться преподавать. Правда, сейчас, являясь деканом факультета математики, я веду лишь несколько небольших курсов. Скучаю по большим потокам, очень хотелось бы взять какой-нибудь серьезный курс с «полным погружением». Но теперь у меня другие задачи. И их нужно ответственно решать! Я искренне горжусь нашим факультетом. У нас отличный коллектив, и вместе мы успели многое сделать. Например, для студентов всего университета разработали и разместили в свободном доступе на сайте факультета видеоуроки по решению типовых задач математических курсов. В нашем регионе такая система предложена впервые.
Как декану мне интересно способствовать профессиональному становлению наших студентов. На факультете создан клуб встреч с работодателями — он у нас по-студенчески иронично называется «Апгрейд». Очень приятно, что руководители предприятий откликаются, рассказывают о работе, о требованиях к тем или иным специалистам. Студенты из первых рук получают информацию о том, какими профессионалами они должны стать. Впрочем, нужно сказать, специалистов-математиков вообще любят — за системное мышление, трудолюбие, способность организовать себя.
- Жизнь вашего факультета стабильна и размеренна или идут интенсивные изменения?
- Как и в любой жизни, по-разному. Стабильны успехи наших студентов на олимпиадах по математике и программированию. Ежегодно на международных, всероссийских математических олимпиадах наши ребята без призов не остаются. Мы уже привыкли к выходам в полуфинал мирового чемпионата по программированию среди студентов. В прошлом году из 17 команд УрФО, вышедших в полуфинал, три команды были с нашего факультета. А наша постоянная задача - выйти в финал чемпионата мира по программированию. Не каждый год, но и это у нас получается. Пять раз команды нашего факультета выходили в финал этого престижнейшего соревнования.
Без изменений не живет ни один факультет. У нас, например, появилось новое направление подготовки. Уже второй год мы набираем группу «Математика и компьютерные науки» с профилем «Математические методы в экономике и финансах». Выпускники этого направления смогут работать аналитиками и программистами. Для ребят, которые готовы к серьезной учебе в университете и хотели бы трудиться в экономической сфере, это хорошая возможность, тем более что на экономических факультетах сейчас не так много бюджетных мест.
Рада я и открытию профиля «Преподавание математики и информатики», в рамках направления подготовки «Математика». Есть планы и на очно-заочную магистратуру — а это уже хорошие возможности для повышения квалификации учителей школ.
- А почему вы обратили внимание на подготовку учителей?
- Учитель — это личность, это профессионал, который способен вызвать в ребенке настоящий интерес к математике. Сегодня перед учителями стоят большие вызовы: изменяется общество, изменяются дети и молодежь, развитие цифровых технологий опережает воображение. Сегодня за несколько минут можно найти информацию, на поиск которой в 80-е годы уходили дни, месяцы. Без современных технологий в преподавании не обойтись, но использовать их надо вдумчиво, чтобы не потерять достижения российской общеобразовательной школы. Мы решили создать на нашем факультете условия и для обучения профессии учителя математики и информатики, и для профессионального общения учителей. Здесь уже сделаны первые шаги: начал работать методический семинар для учителей математики в рамках программы «Школа-партнер». На этом, а возможно, и других семинарах учителя могли бы делиться педагогическими изюминками, красивыми решениями сложных и прикладных задач как друг с другом, так и с нашими студентами – будущими педагогами.
- Сколько студентов учится на факультете?
- Всего на факультете порядка 400 студентов. В прежние годы обычно факультет набирал 90 человек, но вот начиная с этого года на наш факультет набор достаточно большой — 140 бюджетных мест. Безусловно, есть факультеты, на которые поступает большее число абитуриентов, но ситуация непростая. Количество бюджетных мест растет, а выпускников школ, сдающих ЕГЭ по информатике, который необходим для поступления на наш факультет, больше не становится.
- А кого больше на факультете — юношей или девушек? Кому из них легче учиться на вашем факультете?
- Юношей больше. Например, в этом году из 140 первокурсников 112 юношей. Кому легче учиться – сложно сказать. Всем непросто. Но в целом девушки обычно более ответственные, готовые к более кропотливой и аккуратной работе. Наши парни… Они менее предсказуемы как студенты. Если студент, имеющий невысокие баллы при поступлении, начинает проявлять хорошие результаты на первой или второй сессии, то на 99% это юноша. Способность предложить оригинальное решение задачи – это тоже более мужская способность. Я не хочу сказать, что мы, женщины, на это не способны. Но посмотрим правде в глаза: девочек, занимающихся шахматами, меньше, чем мальчиков, а среди олимпиадников по математике и программированию мальчиков, юношей преобладающее большинство.
- А может быть, и миф о различии женской и мужской логики — не совсем миф?
- К счастью, различия между мужчинами и женщинами есть, были и будут. Но различия мужской и женской логики сегодня приобрели характер, на мой взгляд, доброго подтрунивая друг над другом. Без иронии над самим собой трудно жить. Эта возможность вносит яркие краски в наши дни.
Ну а если серьезно, то в профессиональной жизни большинство задач должно быть выполнено определенным образом, независимо от обстоятельств, в том числе и от возраста, пола исполнителя. Однако не могу не сказать, что все названия должностей — существительные мужского рода. Так сложилось очень давно. Работа по дому – удел женщины, работа в той или иной должности - прерогатива мужчин. Интересно, занимал ли тогда людей вопрос о мужской и женской логике? Теперь мир другой, мы другие. Если кому-то нравится подмечать отличия в мужской или женской логике, почему не дать возможность обсудить и это? Это забавно.
- Скажите, а как люди воспринимают женщину-декана?
- Коллеги из университетов - достаточно спокойно, сегодня это не редкость: на математических факультетах Северо-Восточного федерального университета, Алтайского и Челябинского госуниверситетов в должности декана работают женщины. Если говорить о людях иных профессий, то по-разному. Хотя женщины относятся более спокойно, без особого удивления. А вот мужчины - редко равнодушно, здесь весь спектр впечатлений, от недоумения до восхищения.
- Изменила ли вас должность декана?
- Любая должность вносит коррективы. Должность декана для меня оказалась сложна многообразием. В одних случаях нужно быть железной леди, в других – чутким коллегой, в третьих – энергичным, веселым человеком. Затем - мудрой, тактичной и так далее. Нужно уметь объединить усилия всех и вместе с тем понимать и оберегать индивидуальность каждого. И все это либо незаметно тебя меняет, либо приводит к пониманию необходимости меняться самой.
- Что бы вы пожелали нашим читательницам в канун праздника?
- Хочется пожелать добрых дней Масленицы, замечательных сюрпризов 8 Марта, но самое главное – оптимизма, обаяния, мудрости и любви!

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other