Меню

История любви снова приключилась в Челябинске 20 лет спустя

27.04.2016 12:07 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
А в кукольном театре чуток пораньше садили яблони.

- Ох и красотища будет! Это какие-то особенные яблони, японские, которые красиво цветут, и пахнут, и плодоносят. Будет у нас яблоневый сад, - комментировал, усиленно поливая из лейки чахлую веточку, главный кукольный режиссер Александр Борок.
История любви снова приключилась в Челябинске 20 лет спустя


Театральный феномен

Собственноручно зарывали в землю саженцы избранные – актрисы-участницы легендарного для театра спектакля «История любви», который вышел в свет в 1997-м. А вечером гостьи собрались в театре, чтобы вспомнить самим и напомнить другим об этом знаменательном событии.

- Чего ж не дождались юбилея? – пытаю Александра Владимировича.

- А разве обязательно ждать юбилея, чтобы сказать о любви? – вот железобетонный аргумент, против которого нет приема.

Признаюсь честно, спектакль сей в неслишком богатую театральную биографию пристрастного зрителя не попал, зато многочисленные отзывы вдохновляли: критики называли его событием российского масштаба, список российских и международных фестивалей был широк, плюс несколько показов по центральному каналу «Культура» придавали солидности.

Лет семь «История любви» продержалась в репертуаре, ее играли на радость публике снова и снова, и с неизменным успехом, пока из состава не выбыла одна из актрис. И потом еще и зрители, и коллектив долго вздыхали по этому поводу.

- В чем заключается феномен вашей «Истории..»? Ведь это не какое-то ноу-хау, музыкальные, песенные спектакли делают постоянно в разных, в том числе столичных театрах?

- Я не понимаю сам в чем феномен, - пожимает плечами Александр Борок (в свое время именно он вместе с Сергеем Плотовым числился в авторах и постановщиках этой самой «Историиююю»). – Хотя, наверняка, можно придумать какое-то объяснение. Мне нравится такое: звезды сошлись, и у нас все получилось.

- Это история нашей родины через судьбу женщины, причем история не официальная, а настоящая, сокровенная – ведь она создана на основе записей в женских альбомах. На такой посыл, такую подачу любой человек откликается, - объясняет человек знающий, критик Владимир Спешков. – Ну и к тому же Плотов и Борок бросили в режиссерский котел все, представили разные жанры, и получились не отдельные театрализованные песни, а единый, цельный спектакль.

DSC02083.jpg

Многоголосие с поправкой на эфемерность

В зале замечаю в основном возрастную публику, это зрители, которые воочию видели тот самый, замечательный спектакль. Освежить былое была призвана видео-запись, которую в свое время несколько раз крутили по каналу «Культура».

Что ж, несмотря на два десятка лет, набор чувств не оскудел: шок, удивление, ирония, злоба, боль, нежность, жажда любви – поистине дьявольская смесь, но по-прежнему работает, даже несмотря на поправки. Как ни крути, телевидение и театр – разные жанры, экран преломляет энергетику под другим углом, крупный план гипертрофирует без нужды, педалирует, делает краски кричащими.

Живое исполнение не испортило впечатления, да, многоголосие потеряло стройность и пятый голос, зато номера приобрели изящество, легкость и некую эфемерность, привнесенную временем.

Исполнители и публика дружно поностальгировали еще около часа: вспоминали как и что.

- В финале спектакле мы в рейтузах убегаем за кулисы, напяливаем красивые платья и выходим на последний номер. У Наташи Балдиной шикарное платье с двумя разрезами, я гляжу: она платье-то надела, а рейтузы снять забыла. А зрители потом обсуждали, какой в этом заложен глубокий смысл, - рассмешила всех актриса Арина Жарикова.

- Знаете, в этом спектакле настолько оптимально подобраны голоса, исполнители, что менять, что-то улучшать не было необходимости, разве что аранжировку сделать поинтереснее, - считает музыкальный руководитель Гильда Казарцева.

- Я все время ревела, пока смотрели спектакль, - призналась актриса Валентина Ширяева. – Да, была ностальгия по ушедшему, потому что, как сказала Наташа Балдина, для всех нас было счастьем работать в этом спектакле.

DSC02043.jpg

Найти новую точку опоры


На подзатянувшемся вечере развернулась было дискуссия на тему стоит ли восстанавливать такую замечательную «Историю любви»? Нет. Главреж принял поистине мудрое решение. И дело не только в том, что спектакль ставили на конкретных исполнителей. Причины гораздо серьезнее.

Жизненный темп заметно увеличился за прошедшие годы, линейность, логику вытеснила клиповость, изменилось и заметно отношение к бывшему советскому прошлому, а самое главное, такие мелодии, за редким исключением, уже не звучат в головах нынешнего поколения. Городской фольклор, как и народный, как это ни печально, уходит в прошлое, становится достоянием небольшой кучки последних его носителей и почитателей.

«История любви» - прекрасный урок истории к прошедшему уже юбилею, своеобразная демонстрация к Году кино, но театру нужно двигаться вперед, осваивать просторы и покорять вершины. Искать и находить новые созвучия с современным зрителем – задача театра. «История любви» в свое время стала той точкой опоры, предначертанной, чтобы перевернуть мир. Хочется верить, что об этом вспомнили неслучайно.