Меню

Молодежный театр поставил последний акцент: горе от ума

06.06.2016 11:54 - автор Адрей ВАГАНОВ.
Когда-то русский театр считался полностью укомплектованным, если его труппа могла сыграть пьесу Грибоедова «Горе от ума», не сократив ни одного персонажа бессмертной комедии (кстати, их число сосчитать трудно, так как автор сам не определился: «несколько говорящих слуг», «множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде»…). Сегодня постановка «Горя от ума» - тоже значимый акцент в репертуаре любого театрального коллектива. И Челябинский молодежный театр под занавес сезона решился такой акцент поставить.
Молодежный театр поставил последний акцент: горе от ума
Фото Ирины ФАЙЗУЛЛИНОЙ

Чацкий и фрики

Для постановки был приглашен режиссер из Санкт-Петербурга Евгений Зимин, который уже знаком челябинскому зрителю (поставил на сцене Молодежного театра «Дикую собаку Динго» по повести Р.Фраермана). Он предложил свою трактовку классики: Чацкий противостоит не просто «светскому обществу» (или «реакционному дворянству», как было принято писать в школьных сочинениях), а столичной клубно-гламурной тусовке.

Именно ее изображают гости на балу у Фамусова. Вместо звуков фортепиано, о которых говорится в пьесе, – четкий ритм современной танцевальной музыки. Здесь Загорецкий (Артур Саркисян) ходит с раскрашенным лицом и ярко-красным «ирокезом», господа N и D (Александр Дик и Алексей Согрин) беспрерывно повторяют движения завсегдатаев дискотек, да и Софья выходит к гостям в наряде, сочетающем подобие кокошника с пресловутыми «лабутенами и восхитительными штанами»… Художник по костюмам Елена Сластникова придумала множество деталей, намекающих на «век минувший», однако вполне представимых и в «веке нынешнем». И потому, когда опоздавший на бал Репетилов (Антон Ремезов) признается, что был в клубе, публика уже воспринимает данное слово в современном значении: этот странный человек, который не может не двигаться, пришел именно из ночного клуба, где принял изрядную дозу «допинга».

Примечательно, что обманчиво-простая декорация Антона Сластникова (двигающиеся белые стены на вращающемся круге) каким-то волшебным образом становится то московским уютным домом, то пространством воспоминаний и мечтаний Чацкого, то совершенно клубным танцполом в сполохах света.

Превратив гостей во фриков (именно так, по свидетельству допущенных на репетиции челябинских блогеров, режиссер охарактеризовал этих персонажей), постановщик, вероятно, несколько позабыл про главных героев. Складывается впечатление, что каждый из них «награжден» только одной характерной чертой, которая повторяется в течение всего спектакля. Фамусов (Ренат Загидуллин, Андрей Гаврилюк) суетлив, Лиза (Екатерина Писарева, Елена Шингарева) по-детски серьезна, Петрушка (Андрей Гилимьянов) исполнен комической важности, Скалозуб (Вячеслав Косарев, Александр Черепанов) время от времени хохочет. Лишен каких-то выдающихся черт только Молчалин (Александр Зайцев, Джамшит Садыков), и костюм его также подчеркнуто историчен. Этот герой явно не принадлежит к числу фриков, поскольку у него своя игра, и придумывать что-то «поверх» Грибоедова режиссер не стал. Также не стал он придумывать ничего в отношениях супругов Горичей – Платона Михайловича и Натальи Дмитриевны. Кстати, Денис Филоненко и Юлия Миневцева (как и Кира Ханжина) очень хорошо смотрелись в этих ролях.

К сожалению, сложно что-то сказать о Чацком и Софье. Иван Яковлев в том спектакле, который я видел, изображал странного «черного человека», который произносит текст без какой-то внутренней убежденности в своей правоте. Именно потому актер просто терялся во время выходов в зал: обращаться к публике надо все же с каким-либо посылом… По свидетельствам зрителей, видевших другой состав, Константин Цачурин в этой роли более выразителен. Вот что пишет в своем отзыве в группе театра «ВКонтакте» ( сегодня у каждого театра есть такая – знамение времени) член секции театральных журналистов и критиков при Челябинском отделении СТД Ксения Тухватулина: «Чацкий в исполнении Константина Цачурина стал ядром спектакля. Действительно, он молод, очень подвижен и в пластике, и в смене эмоциональных состояний, он - тот реальный (человек), которого забросило в этот удивительный дом, сон… Он издалека наблюдает за происходящим, вынужден принять участие, но остается остовом, на котором держится настоящее, то, что нужно отстаивать, ради чего стоит проснуться, - правда, достоинство, ум…»

Роль Софьи, в которой есть и танцевальные паузы (в том числе еще не завезенное в Европу начала девятнадцатого века танго), и вокальный номер на французском языке (песня Жака Бреля, написанная в веке двадцатом) более выстроена. Но (опять-таки в том спектакле, который я видел) не покидало впечатление, что она играется «местами», поскольку иногда актриса Елена Сатаева так же уходила в «произнесение текста». Хотя пела и танцевала она хорошо! Обратимся снова к отзывам членов секции критиков, смотревших спектакль в другом составе. Вот что пишет Надежда Талбаева: «Софья Ксении Волковой – прекрасна. Вот сейчас я никак не могу отмахнуться от Софьи, сейчас она для меня не проходящий персонаж. Впервые я ей сочувствую, пытаюсь понять и в какой-то степени оправдать. Еще пока не совсем разобралась с новым отношением к Софье, но наконец-то она для меня не пустое место».

В спектакле присутствует масса интересных режиссерских находок, хотя некоторые как будто заявлены и забыты – например, суфлерская будка на авансцене, которая используется по своему назначению всего пару раз, а большую часть времени спектакля играет роль люка. Между тем это как бы ложный след такого серьезного приема, как «театр в театре», который требует и особого отношения актеров к своим героям, и особого взгляда авторов постановки на драматургию. Но, как я уже говорил, эта заявка остается нереализованной.

К сожалению, слабо слышалась со сцены речь персонажей. Блистательный текст актеры то забывали, то произносили как будто с кашей во рту… Единственный образчик старой школы явила только народная артистка РФ Ольга Телякова, которая изобразила очень бойкую старуху Хлестову. Ее речь звучала ярко и выразительно, так что грибоедовский текст вдруг заиграл, как бриллиант, не растерявший блеска с годами.

Словом, спектакль напоминал корабль, который как будто готов к плаванью, – только команда еще не совсем поняла особенности жизни на этом странном судне…

Причины этого стали ясны позже, когда мне удалось побывать на собрании труппы театра.

++vcMpLWCUaNE.jpg

Где диалог?

Наша газета уже писала о том, что коллектив театра обратился с открытым письмом в региональное министерство культуры. Актеры и сотрудники многих служб рассказали о том, что в театре постепенно обостряются проблемы, на которые руководство как бы не обращает внимание. Во время состоявшегося в феврале сбора труппы представители министерства решили выдержать паузу и предоставили конфликтующим сторонам время для решения спорных вопросов – до мая…

Однако и в мае оказалось, что проблемы не решены. По-прежнему на собрании звучали слова о «гонке премьер», в результате которой ни режиссер, ни актеры не успевают выпустить полноценный спектакль и на сцене появляется очередной (по выражению одного из участников собрания) «полуфабрикат». «Отсутствие творческого лидера и каких-либо перспектив профессионального роста», о которых говорилось на прошлом собрании, снова были озвучены как актуальные проблемы. Однако изменения все же произошли: за время, прошедшее после февральского сбора, Молодежный театр покинули несколько специалистов – в том числе художник по костюмам и пошивочный цех в полном составе!

+++UnyT8goTv2c.jpg

Разговор как будто велся на разных языках: в ответ на перечисленные претензии коллективу напомнили, что в театре не нарушаются ведомственные нормативные акты, выполняется финансовый план, успешно прошла проверка Счетной палатой и, кроме того, получена благодарность президента Российской Федерации, которую в ближайшее время коллективу торжественно вручат. Что же касается творческих споров, то их предполагается решать с помощью коллективного органа – коллегии, куда любой сотрудник вправе подавать свои предложения.
Такой диалог привел в совершенное расстройство присутствовавшего на собрании председателя областного отделения СТД РФ Александра Романова, который сам является директором театра… Не остались равнодушными ни министр культуры Алексей Бетехтин, ни его заместитель Григорий Цукерман. Правда, какие-либо оргвыводы они обещали сделать к концу сезона.