Меню

«Синяя дура» убила архитектуру Челябинска

08.06.2016 16:53 - автор Сергей ТАРАН
В пятницу в Общественной палате Челябинска прошел очередной круглый стол на тему «Стратегия сохранения и развития исторической части города». Тема, надо сказать, волнующая для горожан. Общественный интерес к сохранению старинных зданий, к краеведению у нас переживает какое-то особенное, пусть и стихийное, Возрождение. Связано ли это с предстоящим юбилеем города, грядущим проведением саммита ШОС или естественным пробуждением особой городской гордости - не известно. Но это легкое, невидимое миру душевное движение вдруг обнажило давние проблемы, с которыми дольше мириться невозможно.    
«Синяя дура» убила архитектуру Челябинска


Заезжий блогер говорил...

Известного московского блогера Илью Варламова занесло в Челябинск. Еще до своего визита он успел аттестовать нашу малую родину жестко: «Грязный город без дорог, с плохой архитектурой и изуродован рекламой». Хлестко, спорно, но многих задело за живое. И вот теперь снова не в бровь, а в глаз про «синюю дуру», которая убивает всю архитектуру на Кировке. Нам, челябинцам, как-то примелькалось. А гости в один голос — зачем здесь построили Челябинск-Сити? Значит, действительно напортачили в таком уникальном месте. И чтобы «покончить» с блогером... А ведь парень-то дельно сказал по поводу нашего города: «Когда появляются деньги, приходят люди, у которых нет ни культуры, ни представления, ни ограничений. И начинается архитектурная градостроительная анархия. Все хорошее, что увидел, — что не изгадили то, к чему прикасались люди с деньгами и властью». Трудно не согласиться.

- Блогеры нам не указ. Когда тебе 32 года, и ты мотаешься по городам и весям. Не красиво так говорить, - завил эксперт архитектуры Михаил Достовалов. Но по его признанию, у исторического центра Челябинска нет статуса! Дескать, более 20 лет назад архитектором Маевской спроектирован историко-опорный план Челябинска, который не был воплощен в жизнь. Но сейчас наступил такой момент, когда смело можно вернуться к возрождению проектов, освежению идеи историко-культурного центра. Правда, за последние 25 лет много исторических зданий безвозвратно утрачено.

Нужен статус, чтобы спасти здания
Организатор инициативной краеведческой группы «АрхиСтраж» Юрий Латышев возмущен этим обстоятельством. Концепции развития центра города нет. Теперь, правда, что-то зашевелилось. Всероссийский конкурс архитекторов собираются проводить.

- Но настораживает, - говорит Латышев, - что в качестве заданий предлагается слишком масштаб. Зачем? Не морочьте людям голову куском в 330 гектаров. Речь должна идти только об историческом центре, где еще что-то сохранилось. Это в границах улиц Васенко, Коммуны и Карла Маркса. Частично - Российская, берег Миасса. Вот что можно развивать.

Сегодня «АрхиСтраж» подал заявление о включении центра города в качестве выявленного объекта культурного наследия. Это единственный способ защититься от недобросовестных собственников.
- Честно говоря, за два года они почти ничего не сломали, - отмечает Латышев. - Может быть, помогла активная позиция комитета по охране культурного наследия и действия нашей группы. Центр города немедленно нужно объявить достопримечательным местом. Причем, это не означает, что здесь будет запрещено строительство. Все можно, согласно федеральному Закону, но осторожно. Например, собственники зданий на Труда, 97; Цвиллинга,16; Карла Маркса, 41 бьются изо всех сил, принимают в том числе недозволенные меры, чтобы снести эти здания, важные для истории нашего города, чтобы построить 18- этажных здания. Опасность этого сохраняется. На улице Свободы начинают вбивать сваи. Тем не менее, 118 исторических построек из 160 сегодня сохранились. Уже созданы более 80 подробных описаний зданий, построенных с начала 19 века.

- У исторического центра нет статуса, - признается депутат Гордумы Андрей Барышев. - Мы поддерживаем эту инициативу, и очевидно, такой документ должен быть принят, пока горячие головы сдерживает здравый смысл. В свое время Тарасов сделал Кировку, хотя скептики смеялись. Не надо больше тянуть время. Работайте быстрее. Давайте на комиссии в Гордуме обсудим и примем ваши предложения.

Нанизывая пространства

- У нас проблема в том, что генплан не состоялся, не стал легитимным, -оценивает ситуацию замначальника главного управления архитектуры Николай Ющенко. - Там много чего было предусмотрено в свое время. И охранные зоны в историческом центре, и предел этажности. Мы старались на практике это соблюдать. Но легитимности как не было, так и нет.

По словам архитектора, сегодня организована рабочая группа, чтобы ликвидировать этот пробел. В противном случае все упирается в догму – Челябинск - это не историческое поселение. Вот поэтому и всероссийский конкурс.
- Нужны границы для определения общей стратегии, - поясняет Николай Иванович. - Мы специально взяли шире площадь. Предписали задания с учетом развития транспорта. Проекты - победители конкурса помогут узаконить градостроительную документацию.

Кстати, недавнее совещание у губернатора было посвящено схеме, в которой отражены намерения городской архитектуры. Сегодня решено особое внимание уделять системе общественных пространств.
- Кировка, по сути, тупичок, - поясняет Ющеноко. - Дальше идти некуда. А надо пространства нанизывать друг на друга. Мы это предложили с выходом на оборудованную набережную. На Троицком мосту остался один пролет. Там предусмотрена широкая, 15-метровая пешеходная зона до бывшего завода «Оргстекало». Неплохо здесь разбить сквер, реставрировать оба здания, в том числе и дом Колбина. Это важно, поскольку предстоит изъять около 70 зданий к ШОСу. К сожалению, улица Труда не стала пешеходной. Там некуда идти. Но есть возможность восстановить старую конюшню с кованными элементами. Надо повернуть город к человеку, а не к транспорту. Думаю, для этого мы уже созрели.

Преодолеть хаос застройки

- Мы должны сделать так, чтобы историческая часть ожила, - считает председатель правления ЧРО «Союз Архитекторов России» Сергей Якобюк. - Нужно определить идеологию. Инвесторам здания в центре раздавать нельзя. Навести порядок в центральной части возможно. За нас никто это не сделает. Здесь есть территории запущенные, есть какие-то предприятия, которые надо выносить, площадки для хранения гравия и щебня.
По словам Сергея Федоровича, чтобы решить проблему транспорта, в развитых городах создают транспортные кольца. У нас же ядро центра связано с зеркалом воды. Могла бы появиться панорамная террасная застройка. Но этого нет. А есть хаос. Здесь формируется наш центр вместе с зелеными пешеходными зонами. Надо убрать свалки. Если мы не наведем порядок, у нас не будет никакого центра. Могут появляться и новые объекты в центре. Выполнить их без ошибок, тогда они не будут вызывать диссонанс, вопросы, недоразумения. Третий мост мог бы пойти и раньше. Сейчас нужны конкретные проекты.

Зона исторического центра рассматривается шире, чтобы решать и транспортную проблему, - отмечает эксперт по инфраструктуре Яков Гуревич. - В центральной части мы опять упираемся в транспортные проблемы. А их надо рассматривать в комплексе. Пока мы не имеем четкого плана. К ШОС собираются построить очередной уровень на развязке на Российской – это странно. Во всем мире перестали строить развязки в центре, поскольку под них изымается большая территория. Ко всем этим проектам надо подходить очень аккуратно.
Улицы с односторонним движение, транспортные кольца. Решения возможны. Есть примеры, когда частники сумели взять разрушенные здания и сумели их восстановить когда вокруг здания сносились. Так и случилось с домом на улице Российской 154. Собственнику досталось это здание в 1995 году в разрушенном состоянии. Не было кровли, окон. Однако инвестор взялся за восстановительные работы. Удалось подключить архитекторов, найти старые фотографии. По ним и восстановили. Теперь здание поддерживают. Хотели перенести еще один исторический памятник, разрушенный после строительства развязки на Красноармейской, 60а. Но не смогли. Объект снесли.
На практике многие инвесторы столкнулись с поразительной вещью. У каждого архитектурного памятника в городе должна быть охранная зона. На сей счет было подписано в свое время губернатором Суминым постановление №144, именно об охранной зоне. Но позже оно исчезло из оборота! Этот факт требует тщательного разбирательства.

Проекты, которые пугают

Замдиректора Челябинского государственного молодежного театра Людмила Басова поделилась серьезными опасениями. Все знают, что на углу площади Революции сложился уникальный исторический памятник федерального значения. По сути это небольшой парк, куда входят городской театр, бывший Народный дом, и прилегающая территория, без которой он умирает. Там же - Дом для артистов с колоннами и портиком. Лакомый кусок для тех с деньгами и связями. Общественность узнала о том, что будто бы появились планы прямо на территории охранной зоны объекта культурного наследия построить семиэтажный офисно-торговый комплекса с отдельной подземной стоянкой.

- А ведь еще в 2015 году постановлением областного правительства была выделена еще одна зона сохранения — яблоневая аллея, - говорит Людмила Ивановна, - но ее порушили, чтобы сделать там стоянку.
А если там реализуются планы возведения очередного торгового в городе, быть большому урону нашей истории. Сделать это, не нарушив целую груду кодексов, не получится. Только для строительства подземной стоянки понадобится снести и Дом с портиком, и инженерный корпус, и старинный пожарный резервуар. В Челябинске есть примеры нарушения законодательства об объектах культурного наследия. Так появилась подземная стоянка на территории Областной публичной библиотеки, здание бизнес-центра Челябинск-сити, испортившее все архитектурно-историческое единство центра, закрывшее собой единственное здание в городе в стиле конструктивизма.
На выступление Людмилы Басовой реагирует Николай Ющенко:
- Этой «бумажке» — 15 лет. Это эскизный проект, у которого нет и не было статуса. Мы только выдали задание, которое должно пройти согласования. Процесс только начинается. Если этот проект будет обоснован по всем нормам, здание будет построено.

Михаил Достовалов попытался всех успокоить:
- Время беспредела прошло, гражданское общество стало активным и не допустит, чтобы не учитывали мнение граждан.
А историк, краевед Гаяз Самигулов попытался примирить всех:
- Две стороны настороженно воспринимают друг друга. Единственный способ сохранить центр Челябинска — это Закон. Развитие города — большая проблема. Практика показывает, что представление о развитии у каждого свое. Это не подрыв экономики, не дискредитация чиновников. Наша общая задача — обустроить город, чтобы по нему можно было гулять с удовольствием.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other