Меню

Все о начислениях ЖКХ

21.07.2014 10:26 26 (238)


В нашу редакцию часто обращаются жители Челябинска и области с просьбой разъяснить, как, куда и сколько нужно платить за жилищно-коммунальные услуги. Регулярно просят подсказать, как правильно делать перерасчет, к кому обращаться за подготовкой необходимых документов, как трактовать тот или иной закон. К сожалению, мы не всегда можем ответить на эти вопросы оперативно, так как для многих из них требуется консультация сразу нескольких специалистов сферы ЖКХ. Мы продолжаем отвечать на основные вопросы читателей, связанные с применением Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Отвечают специалисты Министерства регионального развития РФ. Сегодня мы расскажем о начислениях на газ.

В тексте указаны следующие сокращения:

Правила № 354 — Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Правила № 549 — Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549.

О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ № 549

В случае наличия ранее заключенного между РСО и нанимателем (физ. лицо) договора (поставки газа для обеспечения КУ) должна ли РСО перезаключать договор с собственником (например, муниципалитетом)?

По нашему мнению, в данной ситуации необходимости расторгнуть договор с нанимателем не возникает. В соответствии с пп. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354 к отношениям по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан не применяются Правила № 354, а применяются положения Правил № 549. В соответствии с п. 3 Правил № 549 договор газоснабжения заключается между поставщиком газа и абонентом — физическим лицом, в том числе нанимателем жилого дома или жилого помещения в многоквартирном доме.

Распространяются ли Правила № 354 на прямые отношения между поставщиком газа и потребителями (физ. лицами)?

В соответствии с пп. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, которым утверждены Правила № 354, указанные Правила не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами № 549.

Согласно разъяснениям Мин-регионразвития РФ, приведенным в Письме от 28.05.2012 № 12793-АП/14, отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части — Правилами № 354. Например, порядок перерасчета платы за потребленный газ при временном отсутствии потребителя по месту постоянного жительства регулируется Правилами № 354.

Также сроки предоставления поставщиком газа платежного документа на оплату потребленного газа Правилами № 549 не урегулированы. Следовательно, в данном случае применяется порядок, установленный п. 67 Правил № 354, согласно которому платежный документ должен быть предоставлен потребителю не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом. Аналогичный порядок предусмотрен и Жилищным кодексом (ст. 155).

Каковы форма и порядок письменного предупреждения потребителей о проведении планово-предупреди-тельного ремонта и работ по обслуживанию ВДИС?

Любые. Однако перерыв в предоставлении услуг газоснабжения, в том числе связанный с выполнением этих работ, Правилами № 549 не предусмотрен, а согласно Правилам № 354 такой перерыв не должен превышать 4 (четырех) часов (суммарно) в течение 1 (одного) месяца.

Необходимо ли при прямых расчетах с поставщиком газа производить начисление на ОДН при установке ОПУ газа?

Определение размера платы за газ при наличии прямых отношений между ГСО и населением должно производиться в порядке, установленном Правилами № 549, то есть только на индивидуальное потребление. Данный вывод исходит из совокупности норм Правил № 549, в том числе из п. 39 Правил № 549, в котором указано, что в зависимости от установленного договором способа оформления платежных документов при расчетах за поставленный газ сведения об объеме потребленного газа указываются абонентом в платежной квитанции либо сообщаются поставщику газа предусмотренным договором способом. Очевидно, что в ПД абонент может указать только газ, израсходованный на индивидуальное потребление (по показаниям ИПУ).

Снимается ли с РСО обязанность доказать, что весь объем в размере разницы при снятии контрольных показаний потреблен в расчетном периоде, в котором произведена проверка, в случае если потребитель не представлял показания в течение нескольких месяцев и пишет заявление с помесячной разбивкой показаний? Причем на момент проверки действует новая розничная цена на газ.

Данной обязанности у РСО и не существовало. Считаем, что начисление платы поставщиком газа по результатам проверки показаний ИПУ необходимо производить на объем газа в размере выявленной разницы в показаниях ИПУ исходя из тарифов, действующих на момент проведения проверки. Аналогичная норма закреплена в п. 61 Правил № 354, согласно которому объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях приборов учета считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка, если потребителем не будет доказано иное.

Обязана ли газоснабжающая организация предоставлять рассрочку платы за газ абонентам-гражданам?

Согласно п. 21 Правил № 549 абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок (10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом) и в полном объеме. Таким образом, порядок внесения платы за газ урегулирован Правилами № 549, которыми рассрочка платежей не предусмотрена. Однако рассрочка может предоставляться поставщиком газа своим абонентам по условиям соглашения, оформляемого в письменной форме.

Обязана ли ГСО включить в платежный документ за сентябрь 2012 г. расчет размера платы с учетом 1/12 платы за сентябрь 2012 г. и процентов за пользование рассрочкой или возможно только указание текстовой надписи «Для согласования рассрочки платежа и процентов за пользование рассрочки просим обращаться в абонентские отделы компании», то есть пойти по необходимости заявительного характера предоставления рассрочки?

Если рассрочка предоставляется по условиям договора поставки газа, то порядок и условия предоставления такой рассрочки, в том числе размер процента за пользование рассрочкой, подлежит согласованию с потребителями, в том числе путем размещения указанной текстовой надписи в платежном документе.

Что понимается под сопоставимыми условиями при принятии решения о предоставлении рассрочки?

Согласно Правилам № 354 для предоставления рассрочки сопоставляется только численность проживающих. Однако Правила № 354 в части предоставления рассрочки не распространяются на отношения поставки газа, регулируемые Правилами № 549, то есть если рассрочка предусмотрена договором поставки газа, она может предоставляться на любых других отличных от установленных Правилами № 354 условиях.

В случаях противоречия между Правилами № 549 и 354 что применять при прямых отношениях по порядку передачи показаний ИПУ?

По срокам представления показаний ИПУ следует применять пп. «г» п. 21 Правил № 549.

Что является приоритетом для поставщика газа — Правила поставки газа или Правила № 354?
Оба акта по силе действия одинаковы. Приоритет в данном случае имеют Правила № 549, в отношениях, не урегулированных этими Правилами, — Правила № 354.

Насколько обязательна форма платежного документа для газоснабжающей организации при заключении договоров непосредственно с абонентами и выставления им квитанции?

Форма, утвержденная Приказом Минрегиона РФ № 454, не является обязательной, она носит рекомендательный характер, о чем свидетельствует само наименование приказа — «Об утверждении примерной формы платежного документа...», а также п. 1 Приказа. При этом п. 69, 70 Правил № 354 предусматривает перечень информации, которая должна быть отражена в платежном документе обязательно.

О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ № 354

Согласно Постановлению Правительства РФ № 306 норматив по газоснабжению на ОДН равен нулю. Каким образом при наличии ОПУ будет возникать потребление газа на ОДН и правомерно ли в расчетах использовать формулы 10 — 13 Приложения 2 к Правилам № 354? Или правомерно выставлять только индивидуальное потребление?

В отсутствие ОПУ объем потребления коммунальных ресурсов на ОДН определяется исходя из установленных нормативов. Норматив по газоснабжению на ОДН принимается равным нулю. Следовательно, начисление платы за газоснабжение на ОДН в отсутствие ОПУ газа не производится.

При расчетах за газ с исполнителем коммунальных услуг, кроме газоснабжающей организации и при наличии ОПУ газа для определения объема газа, использованного на ОДН, применяются формулы 10 и 12 Приложения 2 к Правилам № 354. В этом случае начисления производятся на индивидуальное потребление и на ОДН. До внесения изменения в Правила № 354 в указанные формулы, по-нашему мнению, под ОДН газа понимается погрешность в расчетах объемов газа, определенных по показаниям ОПУ и определенных для оплаты на индивидуальное потребление.

Между газоснабжающей организацией (ГСО) и каждым абонентом многоквартирного дома заключен договор газоснабжения. В случае обращения управляющей организации за договором ресурсоснабжения ГСО не сможет расторгнуть договор с абонентами. Какой выход из данной ситуации?

В данном случае договор на поставку газа между поставщиком газа и управляющей организацией может быть заключен только при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме выбрали данную управляющую компанию как способ управления многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством. Договор между поставщиком газа и управляющей компанией может быть заключен с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом (п. 14, п. 17 Правил № 354).

В определении «коммунальный ресурс» имеются природный газ и газ в баллонах, понятие «сжиженный газ» в определении не содержится (Пост. № 354, Пост. № 124). Означает ли это, что отношения по газоснабжению сжиженным газом указанные акты не регулируют?

Да, действительно, отношения по снабжению потребителей сжиженным углеводородным газом через резервуары, в которых хранится такой газ, правилами не урегулированы. Поэтому в таких отношениях будут использоваться нормы Правил № 354, регулирующие сходные отношения. Минрегион планирует распространить Правила № 354 на отношения по предоставлению потребителям коммунальных услуг в виде сжиженного углеводородного газа. Соответствующее дополнение уже было в редакции поправок, которая была размещена на сайте Минрегиона России в августе 2012 года.

Является ли обязательной для абонента установка газового счетчика?

В соответствии с п. 5.1 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..» № 261-ФЗ от 23.11.2009 собственники газифицированных помещений до 1 января 2015 года обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.