Меню

Бажовский фестиваль отметился в «Солнечной долине»

22.06.2016 09:20 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
- И опять с новосельем! – хохотали веселые журналисты, собираясь в очередной раз на Бажовку. Последние пять лет фестиваль кочует по области в поисках места под солнцем. В Кыштыме все было цивилизованно, но места маловато, развернуться негде, переехали поближе к северной границе, в пансионат «Сунгуль». 60 плодородных на народное творчество га два года успешно привечали друзей со всей области и гостей из разных краев. Фестиваль бодро побежал по новой дорожке, и вот новый поворот – народный фестиваль отправили… на горнолыжный курорт «Солнечная долина».
Бажовский фестиваль отметился в «Солнечной долине»
Фото автора и Юрия Ермолина

Нет предела совершенству

+100_6729-министр.jpg- Ищем оптимальную площадку, - пояснил самый культурный министр области Алексей Бетехтин.- Чтобы развести площадки, чтобы концертные программы не перекрывали друг друга, чтобы для мастеров было больше места. Словом, нет предела совершенству.

Ну что же, начальство большое, ему видней.
В путь-дорожку отправились по утру. Колесить по области по нынешним дорогам не слишком весело, но комфортабельный автобус сгладил впечатление. Доехали в принципе, быстро, но после Атляна уткнулись в пробку. Шлепать километр пешком под палящим солнцем по шипящему асфальту да еще с аппаратурой охотников не нашлось. Заветный номер «ООО!» в пробках не помощник, в общем на открытие опоздали, причем не мы одни – сам вице-губернатор не смог пробраться сквозь плотный поток жаждущих насладиться народным творчеством.
Высыпав из автобуса на травку, лицезрели стройную картину: двумя почти прямыми линиями убегали вдаль мастеровые ряды, возглавляемые большими белыми шатрами. Поле грядущего действа было как на ладони: по мастеровой слободе пылил народ, чуть подальше слева на горе выстроился с десяток дворов Уральского поселения, а в конце маршрута уже дымили котлы и мангалы, готовя угощение для многочисленных гостей.


Открытие вприсядку

Фанфары призвали всех было отвлекшихся к главной сцене. Коллективы дружно и чинно шествовали сквозь строй болельщиков. Яркие краски народных костюмов пламенели на солнце.
- Привет! – щедро улыбнулась в объектив девчушка в цветастом платочке.
- Давай, давай, быстрей! – поторапливает мама зазевавшуюся маленькую балеринку. Рядом татарская бабушка настраивает свою думбыру.

++100_6706.jpg

Первых лиц области в этот раз было не узнать – в расшитых народных рубахах, народ удивленно загудел.
- Откуда такая красота? – хватаю за расшитый рукав культурного министра.
- Нравится? – подмигивает Алексей Валерьевич. – Это нам организаторы презентовали. Натуральная, очень комфортно в ней и совсем не жарко. Я уже предложил летом в таких на службу ходить.
Пара дежурных фраз в таких костюмах прозвучала душевно. Первый вице-губернатор шутил о том, что «Солнечная долина» оправдала свое название, радовался, что более 50 территорий приехало в гости и на радостях даже сплясал вприсядку.

Снежинск, в котором проходила предыдущая Бажовка, в свою очередь передал символический ключик Миассу, и предложил перевести фестиваль на государственный уровень.
В общем, открытие прошло бодро и весело, затем официальные речи смыло музыкальной волной, а мы отправились на экскурсию по фестивальному городку.

+A54T2720-Редин,Бетехтин.jpg

Креатив на продажу

Солнце поднималось к зениту, щедро разбрасывая лучи, и отсутствие в обозримом пространстве водоема, как и густой высокой растительности, давало о себе знать. Самые ушлые запаслись зонтиками, у водопоя быстро росла очередь.

+100_6719-Каплун.jpgНа склоне горы замечаю знакомые усы и бакенбарды – Борис Каплун, солист «Ариэля» принимает солнечные ванны, заодно проверяет звуковую аппаратуру.
- Вечером придешь? У нас концерт, - приглашает музыкант. – Мне очень нравится, замечательно! – Борис Федорович просто неиссякаемый источник позитива.
- Ой, здрасьте! А можно с вами сфотографироваться? – бойкие фольклорные тетушки в алых сарафанах берут звезду в окружение. Машу рукой на прощанье и бегу вниз по склону туда, где бурлит людская река, вливаясь в город мастеров.

Здесь кипит работа торговая и просветительская. Одни продают то, что сделано своими или чьими-то руками, другие учат желающих премудростям своего дела. Девчонки плетут куклы-закрутки, парнишка пытается смастерить фигурку из дерева, не слишком ловко орудуя топором.
- Ничего нет невозможного даже для женщины с маникюром, - шутит наставница, поправляя вполне взрослую ученицу.

В другой палатке взрослые и ребятня осваивают тонкости работы с берестой, с пяток новоявленных учеников расположились прямо на траве и ловко орудуют ложками, плетут для себя лапотки.

Однако большая часть занята более прибыльным делом. Прилавки буквально ломятся от ручных товаров: плетеные кресла и корзинки, куклы и обереги, украшения из камня и чеканные монетки, вышитые иконки и разноцветные коврики, расписные доски и картины из бересты. Вместе с вполне традиционными, изготовленными дедовскими методами вещицами, проглядывают и современные, креативные мотивы: бабочки для вечернего смокинга из кожи, чехлы и футляры для мобильников из войлока, чайники и шкатулки из текстиля, мыло, веники…

Ярмарка в этом году разрослась до астрономических масштабов, хотя фестиваль считается некоммерческим, но цены вполне конкурентоспособны. Мастер-классы же на фоне массовой торговли, увы, потерялись и выглядели второстепенно.

По рецепту конька Горбунка

Большой шатер полон народу. За стеклом – настоящая баня. В клубах пара банщик колдует с веником над полуобнаженным и беспомощным женским телом.

- Ух ты! Гляди – стриптиз! – радуются мужички, тормозят и дружно глазеют за процессом.
- В финале банщик поливает охлажденной газированной водой – это настоящий взрыв мозга! Очень эффектное воздействие, - комментирует ведущий, а члены жюри что-то быстро записывают в блокнотах.
Чемпионат по банному мастерству собрал банщиков со всего региона. Каждый приехал со своими приемами, вениками и «моделями». Кто-то делился секретами, как парить спортсменов, а кто-то ублажал офисных работников.

- Ощущения потрясающие, как будто в тебя новый дух вселился, - делится ощущениями только выплывшая из пара Светлана.
- Веники есть разные: простенькие – из березы, дуба, пихты, а есть сборные. Мы вам представляем королевский веник – в его состав входит 12 разных трав и кустарников – смородина, вишня, пижма, тысячелистник. Такой веник запаривают для аромата, - поясняет ведущий.
Народ внимает: кто-то снимает на камеру, кто-то записывает, а кто-то сразу запоминает.
На улице за шатром огромный котел над костром.

- Кто желает искупаться в котле и превратиться в добра молодца? – замечаю знакомую фигуру.
- Я! – ведущий телеканала СТС Дмитрий Щапов уже готов к труду и обороне – замотан в простыню, с войлочной шапкой на голове ждет очередь в парилку. – Программу записываем.
- Бирку-то оторви от шапки, - хихикают организаторы.

Профессиональный веник

Полтора десятка коробок с вениками громоздится поблизости. Ох, ничего себе, выбор!
- Береза, дуб, можжевельник, эвкалипт, липа, клен, с черемухой, сиренью, зверобоем, мятой и тот самый королевский с 12 составляющими. В общей сложности около 100 наименований. Цена – от 100 до 250 рублей, - поясняет продавец.

- За веничек из березы 100 рублей? И что, берут? – придираюсь по профессиональной привычке.
- Берут, - Виктор Ереклинцев машет покупкой. – Я вот сразу три взял: березовый, дубовый и эвкалиптовый.
- А вы любитель бани?
- Можно и так сказать. Я, наконец, баню на даче достроил, надо опробовать. К тому же, сам я из деревни, мы всегда сами веники вязали, хочу сравнить с профессиональными.
- Поделитесь впечатлениями о фестивале? – прошу главу Центрального района Челябинска.
- Я практически каждый год стараюсь приезжать на Бажовку. Признаюсь, некоторые высказывали опасения по поводу нынешнего переезда, но мне кажется, что площадка самая оптимальная из всех четырех, и все простроено удачно – на одной линии.
- А как добирались? Мы час простояли в пробке.
- А я хитрый, - щурится Ереклинцев. – На крупных мероприятиях всегда есть такие проблемы, поэтому надо приезжать заранее, я приехал еще вчера. К тому же все самое интересное на фестивале проходит вечером.

Три богатыря и медовуха для младенца

Наверху, в Уральском поселении, все «на ушах» - ждут комиссию. У башкирской юрты встречают с чак-чаком, у русской избы – с медовухой.
- Угощайтесь, - потчуют всех желающих команда из села Травники. – Такой больше ни у кого нет.
- И что в ней особенного?
- Она у нас сладкая и безалкогольная. Даже ребеночку можно давать, заодно и застарелый бронхит вылечит, - объясняет хозяйка, но рецепт приготовления не рассекречивает – тайна!.
Между двумя поселениями примостилась фотозона. Трое коренастых мужичков решили примерить на себя костюмы русских ратников.
- Эх, маловата кольчужка, - шутит здоровяк, на котором никак не могут затянуть ремни.
- Опусти щит, прикрой джинсы, - кричит жена другого, щелкая фотоаппаратом.
- Ну-ка, мужики, все вместе! Картина «Три богатыря», позу поменяли, ну замахнись топором как следует, и лицо, лицо сделай, - командует третий. – Я всех запомнил, с вас по стольнику за фото, - под общий хохот вещает командир.

+100_6796.jpg

Солнце припекает все сильней. Рыскаю в поисках воды. У банного шатра всех обгоревших поливают из шланга, народ набирает живительную влагу в емкости и разбредается в поисках еды и тени. С первым справились более удачно – плов и шашлык в изобилии, в довесок мороженое, пиво.

От солнца спасались кто как мог – кто под собственными зонтиками, кто под общественными шатрами. Жаль, что никто не додумался продавать крем от солнечных ожогов, он бы многим пригодился в тот день.
До вечера журналистов не оставили, а жаль: и «Малахит», «Ариэль», конкурс модников «Этно-style» и даже мужские единоборства – все осталось, увы, за кадром.

+100_6811-Три-богатыря.jpg

Итого

По конец немного статистики. 24-й Бажовский фестиваль посетило по неофициальным данным около 25 тысяч гостей, это значит, что несмотря на переезд, фестиваль не растерял свою публику. Число участников тоже осталось на прежнем уровне – порядка трех тысяч.

Увеличилось число различных конкурсов – их провели 16 и вручили 150 специальных кубков. Впервые состоялся конкурс традиционной обрядовой кухни «Каравай», хотя и прежде на фестивале национальные угощения были в чести. Чемпионат по банному мастерству внес новую нотку в народные гуляния и привлек внимание.
А вот конкурс на Кубок Данилы мастера в этот раз потерял действенную и зрелищную составляющую – прежде мастера ваяли свои шедевры прямо на глазах у потрясенной публики, в этот раз решили ограничиться стандартным выставочным проектом – демонстрировали домашние заготовки.

- В целом фестиваль прошел хорошо, подводит итоги министр культуры области Алексей Бетехтин. - Лагерь получился замечательным: когда смотришь на огромную поляну, заполненную людьми, масштаб фестиваля впечатляет, захватывает. Да, отсутствие озера сказывается, на что сетовали некоторые. Но есть другие преимущества: сцена разведены, звук не перекрещивается, места для мастеров предостаточно, никакой толкучки.
- Люди жаловались на то, что очень жарко, негде спрятаться от солнца, и на проблемы с питьевой водой.
- Конечно, были кое-какие недоработки, - согласен глава ведомства. - В следующем году планируем устроить прокат зонтиков, чтобы решить эту проблему. Точки с питьевой водой надо распределять иначе: где-то были очереди, а в других местах – всего несколько человек. Проблемы надо решать. Тем более, что следующий фестиваль будет юбилейным, 25-м, хочется, чтобы он стал знаковым для области.

+100_6751.jpg

На Южном Урале завершился 24-й Бажовский фестиваль. Форум впервые прошел на новой площадке – горнолыжном центре «Солнечная долина» и принял рекордное число зрителей – по неофициальным данным количество посетителей превысило 25 тысяч человек.

«Главная задача этого мероприятия – хранить богатейшие традиции нашей страны. На фестивале представлена практически вся география. И это очень символично, что форум проходит на Южном Урале, здесь встречаются два континента – Европа и Азия, и здесь проживает более 100 народностей», - прокомментировал на открытии вице-губернатор Евгений Редин.