Саксофонисты страны, объединяйтесь!
Таланты из глубинки
Всегда приятно видеть талантливую молодежь на сцене. Это вселяет надежду, что еще не все потеряно. Однако все заканчивается концертом. И это правильно — молодые завоевывают, доказывают, утверждаются. То, что молодые исполнители берутся за мастер-классы, — своего рода экстраординарное событие. Это показатель творческой зрелости, с одной стороны, и активной гражданской позиции, с другой. А в основе — неравнодушие к любимому делу.
— Знаете, я в свое время поездил по России, у нас были гастроли с квартетом саксофонистов, мы проехали практически всю страну до Камчатки. Честно говоря, мы были шокированы низким уровнем подготовки музыкантов в некоторых областях, — объясняет Тарас Гусаров. — Нет, есть, конечно, отдельные регионы, где дела обстоят благополучно. Например, в Асбесте очень неплохая школа, кстати, ребята из Асбеста приехали на мастер-классы, жду с нетерпением встречи. Неплохо обстоят дела в Екатеринбурге, Челябинске. Но таких немного. И тогда мы решили создать Всероссийскую ассоциацию саксофонистов.
Откладывать в долгий ящик не стали — месяц назад организацию зарегистрировали, и вот уже проводят первый проект.
— Талантливые дети прежде всего нуждаются в поддержке, — присоединяется к разговору Никита Зимин. — Мы с Тарасом сами из провинции, поэтому прекрасно понимаем их чувства, переживания, знаем, что значит пробиться в Москву, как это бывает сложно. И ребят нужно поддержать, добавить уверенности в себе, своих силах. У нас очень много талантливых детей, поэтому мы целенаправленно решили работать именно в провинции.
Серьезные намерения
Челябинск выбрали потому, что он первым откликнулся на предложение молодых исполнителей. Инициативу подхватил Южно-Уральский институт искусств.
— Нам очень помогла Татьяна Зайцева, педагог по классу саксофона, побольше бы таких энтузиастов, — вздыхает Тарас. — Мы хотим предложить ей присоединиться к ассоциации и очень надеемся на продолжение сотрудничества.
— А как вообще отнеслись к вашей инициативе в профессиональной среде?
— По-разному, — пожимает плечами Гусаров. — Не все считают нашу организацию серьезной, многие не верят, что мы способны тянуть кого-то за собой. Музыканты в России чувствуют сильную конкуренцию, поэтому многие не хотят видеть, замечать, признавать заслуги и успехи других. И все-таки... Думаю, что найдется немало педагогов, которые захотят с нами сотрудничать, и даже из разряда профессуры. Дело в том, что сейчас молодежь в первую очередь воспринимает тех, кто сам может продемонстрировать мастерство, играет, выступает с концертами, то есть наглядным примером подтверждает свой музыкантский статус. А ведь есть множество прекрасных педагогов старшего поколения, которые не то что не могут — просто не занимаются исполнительством. Мы согласны выступать неким связующим звеном между учениками и профессурой, это тоже будет работать на общее дело.
Правильный вектор
Слова Тараса Гусарова подтвердились очередью на занятия. Несмотря на летнее время каникул, на мастер-классы записалось 16 человек, причем ребята не только из Челябинска, приехали из Магнитогорска, Нижнего Тагила, Асбеста, Иваново, даже с Ямала! Желающих получить консультацию у музыкантов оказалось достаточно.
— А вы уже занимались педагогикой? — спрашиваю с опаской (Никите 27 лет, а Тарасу только 25).
— Педагогический опыт был, Никита проводил мастер-классы, в том числе и за границей, у меня тоже были подобные занятия, — продолжает Тарас. — Своих учеников мы пока не имеем, но это все в перспективе. Возможно, классы появятся в рамках этого проекта.
— Скажите, ну разве можно за одно занятие чему-то научить ребенка? Это же не взрослый исполнитель, который подходит к процессу более осмысленно.
— Конечно, ребенок может сразу не среагировать на то, что ему говорят, но главное — заинтересовать, — отвечает Зимин. — Повлиять на него можно, можно задать какое-то направление, дать рекомендации, помочь с какой-то конкретной проблемой.
— Знаете, с маленькими детьми в каком-то случае даже проще, главное — их правильно научить. Взрослые, конечно, быстрее все схватывают, с ними легче разговаривать, но зачастую приходится переучивать, а это проблематично, — добавляет Гусаров.
Показать и рассказать
Свою декларацию музыканты полностью подтвердили делом. Сначала небольшой концерт, демонстрирующий возможности инструмента и таланты исполнителей. Саксофон — инструмент молодой, такого огромного классического репертуара, как у старших собратьев, у него нет. В концерте звучали переложения произведений Баха, Эжена Бозза, Сарасате. «Цыганские напевы» последнего, предназначенные для скрипки, челябинцы впервые услышали в исполнении саксофона. Никита Зимин с этим произведением всего-то месяц назад окончил Парижскую консерваторию. Думаю, тамошние профессора удивлялись не меньше челябинских. Играли музыканты и дуэтом.
Мастер-классы ждала с не меньшим интересом: всем известно, что играть и учить — две большие разницы. К примеру, великий пианист Святослав Рихтер никогда не имел учеников и педагогикой не занимался. На моей памяти один столичный виртуоз оказался абсолютно бессилен на мастер-классе, и все обучение свелось к банальному показу. В результате ученица стала нервничать, потому что сыграть так, как мастер, она не могла, а что нужно сделать, музыкант никак не мог ей объяснить.
Никита Зимин очень точно подмечал недочеты, в техническом плане подсказывал, что нужно сделать, в исполнительском — предлагал варианты, по делу хвалил, но не пропускал мимо ни одной оплошности. Манера общения — на равных. В результате девочка-студентка практически сразу включилась в работу.
У французского «Сельмера» русское лицо
Немного о себе музыканты рассказали в перерыве.
Никита Зимин родом из Вологды. Учиться музыке начал в семь лет, первым инструментом было фортепиано, но в 11 лет услышал на улице саксофон, на котором играл его будущий педагог, и «заболел». На первом курсе Вологодского музыкального училища талантливого мальчика заприметила профессор Гнесинки Маргарита Шапошникова, пригласила Никиту к себе в класс. Зимин экстерном окончил училище и поступил в музыкальную академию. А потом еще в Париж попал благодаря президентскому гранту.
— Никита, многие музыканты очень гордятся инструментами, особенно струнники своими Страдивари, Гварнери, Амати. Для вас это тоже важ-но? На каком инструменте играете?
— Есть три составляющих: автор, исполнитель и инструмент. Когда они соединяются, и возникает результат. У меня очень хороший инструмент французской фирмы «Сельмер». В свое время я его выиграл в качестве приза на конкурсе Адольфа Сакса. И теперь являюсь официальным представителем французской фирмы.
Кстати, с собой Никита привез два инструмента, а вообще играет на четырех разновидностях саксофона — сопрано, альт, тенор и баритон.
Пример Ростроповича
А Тарас Гусаров, оказывается, учился в музыкальном колледже Магнитки, причем весьма успешно — получал премии губернатора Челябинской области, Законодательного собрания и даже президентский грант. Потом поехал в Москву, поступил в академию Гнесиных. Солирует в квартете саксофонистов, работает в театре Табакова.
— Нет, это не мешает заниматься музыкантской деятельностью,— отрицательно качает головой Тарас. — Как правило, спектакль репетируется 1,5 — 2 месяца, Олег Павлович лично курирует, и ответственность большая, но мне интересно. Мы делаем интересные проекты, Олег Павлович всегда поддерживает оригинальные предложения, так, например, я предложил ему пригласить на одно из театральных мероприятий наш квартет, и он поддержал идею. Всем понравилось. Думаю, надо продолжать.
— Вы позиционируете себя как классический музыкант, все-таки симфонический оркестр — это совсем другой уровень.
— Знаете, когда в свое время Ростропович сказал: «Если меня попросят назвать самое большое дело в моей жизни, это не будет связано с музыкой», — улыбается Тарас.
Мечта об оркестре
Планы у ассоциации грандиозные, если не сказать наполеоновские. Но, может, это и правильно.
— Сейчас у нас в активе семь человек, — рассказывает Гусаров (он как раз занимается организационными, административными проблемам, а Никита — по творческой части). — Планируем сотрудничать с регионами. Конечно, в идеале хорошо бы охватить все территории, заинтересовать губернаторов. Но это… как получится. А через год хотим созвать первый всероссийский съезд и показать свой коллектив.
— Что за коллектив?
— Большой оркестр саксофонов! Это очень сложно. Нам нужно 45 музыкантов, но не это самое проблемное, как раз исполнителей мы наберем. Сложнее найти инструменты — бас-саксофон, контрабас, субконтрабас. Их в продаже не бывает, к тому же стоят они баснословно дорого — больше миллиона. А нам для полноценного оркестра нужно хотя бы четыре басовых инструмента.
— А дирижер?
— Дирижер уже есть. Потрясающий, бывший военный, к тому же сам саксофонист. Он еще замечательный аранжировщик и сейчас уже кое-что делает к будущему проекту.
— В других городах будете проводить летние мастер-классы?
— Да. Получили приглашение из Одессы.
— Ой! Поедете?
— Конечно! Мы занимаемся искусством, не политикой.
— Ну а в Челябинск приедете на будущий год?
— Очень бы хотелось сделать эти мастер-классы постоянными.
Тарас Гусаров.
Никита Зимин.