Меню

Тарифам ЖКХ — долгосрочное сдерживание

18.07.2014 11:05 53 (11765)


Тема продолжает волновать население Челябинской области. Хотя вроде бы все понятно: инфляция, спад экономики. А как хотелось бы понятных «правил игры» с коммунальщиками на постоянной основе. Собственно, этому посвящена специальная программа областного правительства, направленная на сдерживание роста тарифов.

У соседей — дороже

На днях председатель госкомитета «Единый тарифный орган» Татьяна Кучиц еще раз пояснила, что величина роста платежей в Челябинской области ограничилась на уровне 4,6 процента. И она ниже уровня инфляции, которая складывается в плановом периоде и прогнозируется в связи с увеличением заработной платы и стоимости затрат на ремонт и содержание сетей.

— Хотелось бы отметить, — добавила Татьяна Кучиц, — что низкий рост отражен не только в процентном показателе, но и в абсолютной величине. Тарифы по Челябинской области значительно ниже, чем в соседних областях УрФО. Например, электроэнергия для населения составляет 2 рубля 50 копеек, а в Свердловской — 3,07, в Курганской — 3,50. В нашем регионе гигакалория тепловой энергии стоит 990 рублей, а в Свердловской и Курганской областях — около 1,5 тысячи. Сравнение по водоснабжению примерно такое же.

По мнению Татьяны Кучиц, ограничить тарифы можно за счет оптимизации затрат ресурсоснабжающих организаций.

— С 2000 по 2004 годы в области было более 800 высокозатратных неэффективных котельных, из которых 30 процентов работали на дорогостоящем жидком топливе,— отметил Иван Белавкин, заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства области.— Они приносили убыток до 350 миллионов рублей в год! При использовании мазутных котельных себестоимость гигакалории тепла составляла 4-5 тысяч рублей, сейчас снизили до 1,5 тысячи. Такой эффект дал переход на энергоэффективные блочно-модульные газовые котельные, которых сегодня в области 630 из 820, то есть 75 процентов от общего количества. За три года в области было закрыто 120 убыточных котельных.

Впрочем, в случае если к населенному пункту нет возможности подвести природный газ, уже созданы инновационные технологии, позволяющие работать рентабельно и на твердом топливе. Так, например, поступили в поселке Бердяуш: здесь вышли из положения, внедрив метод измельчения угля до состояния взвеси. Он сжигается практически полностью, и себестоимость выработки тепла существенно снизилась.

Другой путь, по которому пошли в Челябинске, Магнитогорске, Златоусте и Копейске, — внедрение энергосберегающих систем освещения. Компьютерные системы учета и перераспределения энергонагрузок позволяют снизить расходы местного бюджета.

— К снижению потерь, — считает Иван Белавкин, — а значит, и затрат на коммуналку должно вести и обновление инженерных сетей в рамках программы капремонта многоквартирных домов. Но если раньше он велся в основном за счет средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, то теперь внедряется накопительная программа капремонта за счет собственников жилья. Они на общем собрании могут принять решение об увеличении оплаты, чтобы внедрить инновационные технологии так называемого «умного дома» — системы, при которой свет включается сам, когда приходит хозяин; применить другие составляющие энергосбережения.

Чтобы справиться с квартплатой

— Областным правительством предусмотрены меры поддержки населения, — комментирует Ирина Гехт, заместитель председателя правительства области. — Одна из них — региональный закон о жилищных субсидиях. На них могут рассчитывать одиноко проживающие пенсионеры, многодетные семьи, другие льготники. Если расходы на услуги ЖКХ превышают 11 процентов совокупного дохода семьи, она может обратиться за получением компенсации. Раньше наблюдалась тенденция к сокращению числа льготников, а в последнее время оно растет, и мы вышли на уровень 2010 года. В предыдущие два года рост тарифов был значительным — 15 и 12 процентов соответственно, и в области выработана программа не только жилищных, но и адресных субсидий. На первые в 2014 году в области выделяется около миллиарда рублей, на вторые — 50 миллионов. Субсидии предоставляются при условии, что у жителей нет задолженности по оплате за коммунальные услуги.

Не все получатели жилищных субсидий являются по-настоящему нуждающимися. По России таковых только 45 процентов. А по Челябинской области расходы на субсидии ежегодно возрастают на сотни миллионов рублей. В правительстве считают, что оценку нуждаемости нужно вести в расчете не на одного гражданина, а на всю семью, тогда она будет справедливой и объективной.

— Любое удорожание коммунальных услуг воспринимается людьми болезненно, поэтому нужно, чтобы механизм формирования тарифов был максимально прозрачным, — говорит Анатолий Вершинин, уполномоченный по правам человека в сфере ЖКХ по Челябинской области.— Жильцы мало информированы по сдерживанию тарифов, о проектах, направленных на энергосбережение. Общественность через советы многоквартирных домов может внести свою лепту в решение этой общей проблемы. Люди должны знать, куда направляются субсидии области. Например, Контрольно-счетная палата провела проверку целевого использования выделенных на это бюджетных средств и серьезных нарушений не выявила.

На отстаивание интересов людей нацелена Стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года, на это нацелена социально ориентированная политика областной власти, одна из составляющих которой — создание системы долгосрочного тарифного регулирования.