Меню

Исаак Зальцман: король танков

16.07.2014 10:35 52 (11764)


Почему-то случилось так, что об Исааке Моисеевиче Зальцмане на долгое время как бы забыли. Даже на юбилей ЧТЗ в 1983 году он почему-то приглашен не был. Однако сегодня память об этом замечательном человеке снова чтят в городе, где он работал в самые сложные военные годы.

В нашем регионе стартовал масштабный медийный проект «Они создавали Челябинскую область». С июля по сентябрь ведущие средства массовой информации будут публиковать материалы о людях, которые внесли неоценимый вклад в дело развития нашего края. Общая задача проекта — вспомнить с благодарностью руководителей, прежде всего — первых директоров заводов, которые в сложных условиях создавали экономику области. По итогам публикаций администрация губернатора планирует осенью 2014 года издать большой сборник, посвященный героям проекта. Газета «Вчерний Челябинск» присоединилась к этой акции. Очередной рассказ, о Казимире Ловине, возглавлявшем Челябинский тракторный завод, был опубликован накануне. Наша сегодняшняя история — об Исааке Зальцмане, с 1943 по 1949 год возглавлявшем Кировский завод в Челябинске.

С Кировского завода

 
На ленинградский завод «Красный путиловец» (будущий Кировский) Исаак Зальцман пришел после окончания Одесского политехнического института. Устроиться на это предприятие, основанное еще в 1801 году, для любого молодого специалиста было просто мечтой, и Зальцман всегда говорил, что ему очень повезло. Сначала он был мастером, потом — начальником цеха, потом — главным инженером завода. А в 1938 году стал его директором. В то время завод уже усиленно занимался проектированием и строительством тяжелых танков. Финская военная кампания показала: армии нужны новые машины, более мощные, быстрые, хорошо вооруженные. Особое внимание уделялось производству дизельных двигателей, которые именно на Кировском заводе были впервые установлены на отечественные танки. До войны завод под руководством Зальцмана, которому тогда не было еще 40 лет, организовал серийный выпуск танков КВ («Клим Ворошилов»), которые неплохо себя проявили в боях под Хасаном и Халхин-Голом.
 
Производство САУ СУ-152 «Зверобой» в цеху Челябинского Кировского завода.

Однако первые же сражения Великой Отечественной показали: танкам КВ трудно противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам». Вдобавок ко всему немцы подошли вплотную к Ленинграду — линия фронта пролегала всего в четырех километрах от заводских корпусов. Потому было принято решение об эвакуации Кировского завода. Подготовка к эвакуации шла «без отрыва от производства» — даже в условиях блокады танки продолжали сходить с конвейера.

В Челябинск!

Еще в 1938 году Зальцман побывал на Урале в составе комиссии, которая проверяла готовность ЧТЗ к производству танков. Тогда вывод был неутешительный: завод пока не готов. Однако в военные годы готовиться было уже некогда — из Ленинграда в Челябинск рабочих Кировского завода перевозили самолетами (город был окружен фашистскими войсками). Часть заводского оборудования везли по ладожской Дороге жизни.

Кроме Кировского завода в Челябинск были эвакуированы Московский завод «Красный пролетарий», Московский завод шлифовальных станков, часть Сталинградского тракторного завода, Харьковский дизельный завод. Так возник легендарный «Танкоград», на котором трудились около 75 тысяч человек! Чтобы управлять такой армией, нужны были особые полномочия. В октябре 1941 года Зальцман стал одновременно и новым директором ЧТЗ, и заместителем народного комиссара танковой промышленности СССР. С июля 1942 года он был назначен наркомом танковой промышленности, а в июне 1943-го вновь стал директором «Танкограда».

Основную ставку решено было сделать на производство танка Т-34, который уже получил боевое крещение на фронте. Кроме того, было налажено производство СУ-154, самоходных артиллерийских установок, получивших у фронтовиков прозвище «Зверобой»: их мощные пушки легко пробивали броню и «Тигров», и «Пантер».

«Не все средства хороши»

«Можно привести массу примеров трудового героизма, когда задачи решались на пределе возможного, — писал И.Зальцман, вспоминая те годы. — Пока заканчивалось строительство нового корпуса, танки собирались на морозе под открытым небом. День и ночь горели костры, которыми приходилось отогревать обледенелый металл брони. Все годы войны люди трудились без отпусков и выходных дней. Рабочий день продолжался по 11 часов... Люди недосыпали и недоедали, иногда по многу суток не уходили с завода домой...»

«Однако, — замечает Зальцман, — было бы ошибкой думать, что стоявшие перед «Танкоградом» задачи решались любой ценой, что для этого все средства были хороши».
 
Производство танков Т-34-76. На переднем плане 76,2 мм пушки Ф-34 образца 1940 года. Цех Челябинского Кировского завода, 1943 год.

И в этих словах еще раз проявляется характер директора, который в самый разгар войны думал о людях, об их повседневных нуждах. Именно благодаря Зальцману возле Комсомольской площади возник Детский парк (ныне носящий имя В.Терешковой). Именно Исаак Моисеевич поддержал идею создания хоккейной команды «Трактор» (правда, уже после войны, в 1947 году). На заводе было организовано бесплатное двухразовое питание.

Зальцман поддерживал Театр ЧТЗ и даже приобрел для него портрет актрисы Ольги Андровской, который до сих пор хранится в фондах Челябинского музея искусств. Почему он выбрал именно этот портрет, до сих пор остается загадкой...

Разжалованный генерал

В 1949 году Зальцман был снят с должности. Затем его исключили из партии — по утверждению самого Исаака Моисеевича, за отказ дать показания по «Ленинградскому делу» против некоторых арестованных высокопоставленных партийных и государственных руководителей. Сам же он арестован не был, таково было личное указание Сталина, который помнил военные заслуги директора «Танкограда». Затем Зальцман работал на небольшом заводе в Орле. Только в 1959 году он вернулся в Ленинград, где и жил до конца своих дней. Скончался Исаак Моисеевич в 1988 году в возрасте 82 лет...

Впрочем, вероятной причиной увольнения называют и крутой нрав директора. Привыкший в годы войны приказывать и командовать, он не сумел перестроиться в мирное время. Оттого многие ветераны руководства ЧТЗ были против того, чтобы на здании заводоуправления появилась мемориальная доска в память о бывшем наркоме.

Тем не менее доска была установлена — в 1995 году, все-таки заслуги директора «Танкограда» превысили изъяны его жесткого характера. И улица имени Зальцмана в Челябинске есть — в новом микрорайоне Чурилово. Правда, увидев ямы и рытвины на этой улице, сам Исаак Моисеевич очень бы огорчился, а может, и разгневался бы — ведь до сих пор рассказывают историю о том, как рабочие пожаловались на то, что перед малой проходной царит непролазная грязь. Тогда Зальцман собрал заводоуправление, отвез всех начальников к проходной и заставил пройти по этой грязи. После этого, конечно, некоторые написали на него жалобы. Но урок, наверное, усвоили...


Исаак Моисеевич Зальцман (26 ноября (9 декабря) 1905 года — 17 июля 1988 года) — советский государственный деятель, генерал-майор инженерно-танковой службы (1945), Герой Социалистического Труда (1941), лауреат Сталинской премии СССР (1946), депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946 — 1950).

Исаак Моисеевич Зальцман родился 26 ноября (9 декабря) 1905 года в поселке Томашполь Ямпольского уезда Подольской губернии (ныне Винницкая область) в семье портного. С 1919 года работал на сахарном заводе на Украине, в 1924 году вступил в комсомол, в 1928 году — в ВКП(б).

В 1933 году окончил Одесский индустриальный институт. По окончании института работал сменным мастером на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде (с 1934 года — Кировский завод). После ареста прежнего руководства завода в 1938 году был назначен директором. Под его руководством в 1939 году завод запустил в массовое производство тяжелые танки КВ и ряд других. Руководил Кировским заводом при прорыве вражеских войск к окраинам Ленинграда и в начале блокады; одновременно, с 1941 года, работал заместителем народного комиссара танковой промышленности СССР. Провел эвакуацию Кировского завода в Челябинск и в кратчайшие сроки развернул производство танков на не приспособленных для этого площадях, при дефиците работников, специалистов, оборудования и сырья.

С 14 июля 1942 по 28 июня 1943 года занимал должность народного комиссара танковой промышленности СССР. Затем был вновь назначен на пост директора Кировского завода в Челябинске. В том же 1943 году на заводе начали выпускать новые танки ИС-2. За время войны Кировский завод выпустил 18 тысяч танков и САУ, 45 000 танковых двигателей, освоил производство 13 типов танков и САУ и шесть типов танковых двигателей.

Руководил заводом вплоть до 1949 года. В сентябре 1949 года был исключен из ВКП(б) за связи с арестованными по «Ленинградскому делу» и «делу ЕАК» и уволен с работы. После освобождения от должности с трудом устроился инженером на машиностроительный завод в Муроме, затем был переведен в Орел. В 1955 году был восстановлен в партии. С 1957 года работал в тресте «Ленгослес». В 1959 году был назначен на должность директора механического завода Ленгорисполкома.

В 1986 году ушел на пенсию. Жил в Ленинграде, где и умер 17 июля 1988 года. Похоронен на Богословском кладбище.

Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Суворова I степени, Кутузова II степени, медалью «Серп и Молот».


В годы войны американцы и англичане называли Исаака Зальцмана Королем Танков.