Меню

Они создавали челябинскую область: Исаак Зальцман

14.07.2014 18:42 25 (237)


Исаак Зальцман: незабытое имя
Почему-то случилось так, что об Исааке Моисеевиче Зальцмане на долгое время как бы забыли. Даже на юбилей ЧТЗ в 1983 году он почему-то приглашен не был. Однако сегодня память об этом замечательном человеке снова чтят в городе, где он работал в самые сложные военные годы.

С Кировского завода
На ленинградский завод «Красный Путиловец» (будущий Кировский) Исаак Зальцман пришел после окончания Одесского политехнического института. Устроиться на это предприятие, основанное еще в 1801 году, для любого молодого специалиста было просто мечтой, и Зальцман всегда говорил, что ему очень повезло. Сначала он был мастером, потом — начальником цеха, потом — главным инженером завода. А в 1938 году стал его директором. В то время завод уже усиленно занимался проектированием и строительством тяжелых танков. 

Финская военная кампания показала: армии нужны новые машины, более мощные, быстрые, хорошо вооруженные. Особое внимание уделялось производству дизельных двигателей, которые именно на Кировском заводе были впервые установлены на отечественные танки. До войны завод под руководством Зальцмана, которому тогда не было еще 40 лет, организовал серийный выпуск танков КВ («Клим Ворошилов»), которые неплохо себя проявили в боях под Хасаном и Халхин-Голом.

Однако первые же сражения Великой Отечественной показали: танкам КВ трудно противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам». Вдобавок ко всему немцы подошли вплотную к Ленинграду — линия фронта пролегала всего в четырех километрах от заводских корпусов. Потому было принято решение об эвакуации Кировского завода. Подготовка к эвакуации шла «без отрыва от производства» - даже в условиях блокады танки продолжали сходить с конвейера.

В Челябинск!
Еще в 1938 году Зальцман побывал на Урале в составе комиссии, которая проверяла готовность ЧТЗ к производству танков. Тогда вывод был неутешительный: завод пока не готов. Однако в военные годы готовиться было уже некогда — из Ленинграда в Челябинск рабочих Кировского завода перевозили самолетами (город был окружен фашистскими войсками). Часть заводского оборудования везли по ладожской Дороге жизни.

Кроме Кировского завода в Челябинск были эвакуированы Московский завод «Красный пролетарий», Московский завод шлифовальных станков, часть Сталинградского тракторного завода, Харьковский дизельный завод. Так возник легендарный «Танкоград», на котором трудилось около 75 тысяч человек! Чтобы управлять такой армией, нужны были особые полномочия. В октябре 1941 года Зальцман стал одновременно и новым директором ЧТЗ, и заместителем народного комиссара танковой промышленности СССР. С июля 1942 года он был назначен Наркомом танковой промышленности, а в июне 1943-го вновь стал директором «Танкограда».

Основную ставку решено было сделать на производство танка Т-34, который уже получил «боевое крещение» на фронте. Кроме того, было налажено производство СУ-154, самоходных артиллерийских установок, получивших у фронтовиков прозвище «Зверобой»: их мощные пушки легко пробивали броню и «Тигров» и «Пантер».

«Не все средства хороши»
«Можно привести массу примеров трудового героизма, когда задачи решались на пределе возможного, - писал И.Зальцман, вспоминая те годы. - Пока заканчивалось строительство нового корпуса, танки собирались на морозе под открытым небом. День и ночь горели костры, которыми приходилось отогревать обледенелый металл брони. Все годы войны люди трудились без отпусков и выходных дней. Рабочий день продолжался по 11 часов... Люди недосыпали и недоедали, иногда по многу суток не уходили с завода домой...»

«Однако, - замечает Зальцман, - было бы ошибкой думать, что стоявшие перед Танкоградом задачи решались любой ценой, что для этого все средства были хороши».
И в этих словах еще раз проявляется характер директора, который в самый разгар войны думал о людях, об их повседневных нуждах. Именно благодаря Зальцману возле Комсомольской площади возник Детский парк (ныне носящий имя В.Терешковой). Именно Исаак Моисеевич поддержал идею создания хоккейной команды «Трактор» (правда, уже после войны, в 1947 году). На заводе было организовано бесплатное двухразовое питание.

Зальцман поддерживал Театр ЧТЗ и даже приобрел для него портрет актрисы Ольги Андровской, который до сих пор хранится в фондах Челябинского музея искусств. Почему он выбрал именно этот портрет, до сих пор остается загадкой...

Разжалованный генерал
В 1949 году Зальцман был снят с должности. Затем его исключили из партии — по утверждению самого Исаака Моисеевича, за отказ дать показания по «Ленинградскому делу» против некоторых арестованных высокопоставленных партийных и государственных руководителей. Сам же он арестован не был, таково было личное указание Сталина, который помнил военные заслуги директора «Танкограда». Затем Зальцман работал на небольшом заводе в Орле. Только в 1959 году он вернулся в Ленинград, где и жил до конца своих дней. Скончался Исаак Моисеевич в 1988 году в возрасте 82 лет...

Впрочем, вероятной причиной увольнения называют и крутой нрав директора. Привыкший в годы войны приказывать и командовать, он не сумел перестроиться в мирное время. Оттого многие ветераны руководства ЧТЗ были против того, чтобы на здании заводоуправления появилась мемориальная доска в память о бывшем наркоме.

Тем не менее доска была установлена – в 1995 году, все-таки заслуги директора «Танкограда» превысили изъяны его жесткого характера. И улица имени Зальцмана в Челябинске есть — в новом микрорайоне Чурилово. Правда, увидев ямы и рытвины на этой улице, сам Исаак Моисеевич очень бы огорчился, а может, и разгневался бы — ведь до сих пор рассказывают историю о том, как рабочие пожаловались на то, что перед малой проходной царит непролазная грязь. Тогда Зальцман собрал заводоуправление, отвез всех начальников к проходной и заставил пройти по этой грязи. После этого, конечно, некоторые написали на него жалобы. Но урок, наверное, усвоили...