Меню

Проектная культура и новая психология понадобятся управленцам, чтобы добиться прорыва в экономике региона

14.07.2014 18:08 25 (237)


На днях под руководством и. о. губернатора Бориса Дубровского шла работа по созданию оперативного плана мероприятий министерства промышленности и природных ресурсов по реализации Стратегии развития Челябинской области — 2020. Предметный разговор вышел на общие принципы управления.

 
Локомотивом развития может стать минпром.
Во вступительном слове Борис Дубровский напомнил, что в Стратегии-2020 поставлены амбициозные цели: поднять производительность труда в 1,7 и увеличить в два раза валовой региональный продукт. В тех же параметрах должны увеличиться поступления от инвестиций.

- В экономическом блоке должен происходить постоянно рост и рост доходов в консолидированный бюджет, - подчеркнул глава региона. - Хотелось бы, чтобы наш минпром стал локомотивом развития.
Но чтобы достичь заявленных показателей, необходимо повысить качество управления отраслевыми функциями.

Характеризуя состояние промышленности в области, Дубровский сказал:
- У нас здесь непростая ситуация. А нам необходимы идеи, крупные точки роста. Из-за того что металлургия имеет сегодня неясные перспективы, необходимо сосредоточиться на машиностроении.
Но у нас очень мало предприятий, которые могут похвастаться хорошим состоянием основных фондов. Машиностроение в этом показателе отстает от металлургии, которой удалось значительно обновиться за последнее время. Наша задача – запустить процесс модернизации по срокам. Но важнее всего внедрять инновационные технологии, новые решения, в том числе и управленческие решения.

Мировая практика сложилась так, что многие технологии делаются с использованием аутсорсинга. А у нас классические базовые предприятия пытаются производить одновременно все, не сосредоточиваясь на главном. И делают, к сожалению, на троечку. Думаю, что здесь есть о чем подумать.
Есть у нас перспективная идея, поставленная перед нами правительством, - сформировать инжиниринг в виде Центра двигателестроения. И для этого у нас есть база: ЧТЗ, Южноуральский машиностроительный завод, ЮУрГУ. Есть носители необходимых компетенций для решения этих задач.
Отдельно остановился глава региона на природных ресурсах Челябинской области.

- Недра - основной источник ресурсной базы предприятий, - отметил Дубровский. - Это надо развивать, закладывать условия для рационального использования, при этом не усугубляя экологическую обстановку.
У наших металлургов одно из слабых мест – сырьевая база. Но может быть толчком для развития промышленности строительных материалов.
Третье направление, где можно найти источники развития, – государственное имущество. Понятно, что от эффективности управления этими активами зависит успех.

Первый шаг в этом направление Дубровский определил так:
- От балласта надо избавляться. Иметь четкую программу приватизации.
Но как мы управляем пакетами акций, долями? Здесь тоже надо обратить внимание на практику аутсорсинга. Передавать все сервисные услуги – бухгалтерию, юридическое сопровождение. Это нужно организовывать. Можно собрать компетенции вместе, чтобы повысить управляемость и этим уже дать точку входа потенциальному инвестору в энергетике, логистике и так далее.

Инвентаризация хозяйства
Чтобы приступить к выработке конкретных шагов по реализации Стратегии-2020, в минпроме решили провести своеобразную инвентаризацию: что и как, в каком состоянии находится по основным направлениям ведомства. Дело полезное. Докладывая на совещании, министр регионального минпрома Алексей Бобраков охарактеризовал состояние дел и отметил возможные точки роста.

Недра
Правительство курирует только распространенные полезные ископаемые: камень, песок, глину. Сегодня особенно востребован строительный камень. Область обеспечена этим материалом до 100 лет. Около сотни предприятий ведут добычу камня для производства щебня. И вот теперь в ведомстве прогнозируют падение добычи уже в этом году: на нескольких карьерах прекращены работы. Причина — истощение месторождений. Уже подсчитано: снижение доходов, связанных с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) может достичь 60 миллионов рублей.
Тем не менее минпром прогнозирует рост доходов по НДПИ по 10 - 15 процентов в год. Возобновлено проведение аукционов по представлению в пользование участков недр. Два года такие аукционы не проводились.

- В настоящее время разрабатывается государственная программа по развитию минерально-сырьевой базы Челябинской области, которая и определит приоритеты, - сказал Алексей Бобраков. - Чтобы создать точки для экономического роста, мы должны заниматься поиском и подготовкой участков недр для освоения, вовлечения ресурсов в экономику.

Ожидается, что ежегодно рост производства строительных материалов составит 10 процентов. А формирование государственного резерва составит 3 - 5 месторождений ежегодно. Ежегодный рост областного бюджета от добычи полезных ископаемых не менее 12 процентов.
Однако настоящей проблемой сегодня в природопользовании стала недостоверная информация. По словам министра, масштабы этого явления в настоящее время не поддаются оценке. Поэтому необходимо внедрение механизма маркшейдерского контроля. Выход: либо включить специалистов-маркшейдеров в структуру минпрома, либо прибегнуть к внештатному аудиту.

Промышленность
По словам Алексея Бобракова, федеральная программа развития промышленности имеет 21 подпрограмму. Все они обеспечены финансами. Однако предприятия Челябинской области имеют возможность участвовать лишь в восьми. Сегодня сформированы перечни проектов и планы инвестиционных проектов модернизации до 2020 года. Общий объем вложений составит свыше 153 миллиардов рублей в 40 самых крупных проектах. В связи с этим ведомство наметило ряд стратегических задач по привлечение предприятий к участию в госпрограммах и, разумеется, по привлечению инвесторов. Особая ставка - на развитие системы областной кооперации, применение инновационных технологий ВПК для выпуска гражданской продукции.


Областной портфель идей
Руководитель АНО «Агентство инвестиционного развития Челябинской области» Олег Пермяков спросил участников совещания:
- Как организовать проекты, чтобы мы получили результаты к 2020 году? Не только минпром, но и все структуры госвласти имеют свои проекты. Но выполнить их все сразу — ресурсов не хватит, ни временных, ни финансовых, ни кадровых.
И сам же ответил:
- Мы приходим к тому, что мы должны ранжировать проекты, расставлять приоритеты. Наиболее прорывные проекты нужно собрать в портфель областных проектов. Он может состоять из трех уровней. Первый пул — развитие. Это когда один проект дополняет другой, чтобы получить больший синэнергетический эффект. Второй - проектные кластеры, когда любой из проектов может быть реализован независимо от другого. Третий — проектные группы, где каждый проект может быть реализован самостоятельно, независимо от других.

Проектный офис
- Если проект правильно сформулирован и правильно оформлен, то вероятность получения конечного результата достаточно высока, - отметил Пермяков. - Проектное управление — это не панацея, но его отсутствие опасно. Если мы понимаем количество шагов, необходимых для реализации, необходимое время, то мы можем сформулировать с максимальной достоверностью бюджет проекта и его конкретные ресурсы.
Понадобится создать устав проекта, договор с руководителем проекта и договор на сопровождение проекта. Функция сопровождения не менее важна, чем функция управления. На раннем этапе нам необходимо «внешнее око», которое будет контролировать и анализировать. Но культура управления проектами и квалифицированный персонал у нас являются дефицитом. Нужно создать проектный офис, который сможет выполнять эти функции. Для это подойдет «Агентство инновационного развития».

Борис Дубровский немедленно откликнулся:
- Сейчас вы выступили с инициативой. Но мы не можем вам сейчас передать эту функцию вместе с компетенцией. У нас ее нет как таковой. Придется их создавать. По сути, первым проектом у нас будет создание «Управления портфелем проектов».
- Чтобы качественно создать портфель областных проектов развития, необходимо придерживаться системы согласований, - продолжил Олег Пермяков. - Мы сейчас находимся в первой фазе — это предложения. Инициативы могут исходить от кого угодно, от органов местного самоуправления или от бизнес-сообщества. Их может быть масса. Но чтобы принять решение о включении в приоритетный перечень проектов, необходимо провести отбор.

У «Агенства инвестиционного развития» имеется наблюдательный совет, который является высшим коллегиальным управлением. Совет возглавляет губернатор области.
- У нас мало компаний, использующих управление проектами, - прокомментировал Борис Дубровский. - Это управленческая культура.
С чем мы столкнемся? Это тяжелая психологическая задача, в этом надо давать себе отчет. Но я поддерживаю идею, она мне очень нравится. Это инструмент, который позволяет видеть результат работы. Есть сроки, ресурсы, и результат очевиден. Это не просто заурядный процесс под девизом «Всегда буду улучшать».