Меню

Татьяна Кучиц: «О тарифах на коммунальные услуги на 2014-2015 годы»

14.07.2014 14:58 25 (237)


Доклад председателя Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» Кучиц Т.В.: «О тарифах на коммунальные услуги на 2014-2015 годы».

Формирование тарифов на коммунальные услуги на 2014 год осуществлялось с учетом объективных факторов роста:
- оптовой цены газа - на 7,6%, а с июля - 0,0%;
- электроэнергии – на 7,2%;
- цены на уголь - на 1,6%;
- заработной платы - на 4,8%;
- стоимости ремонтных работ и материалов - на 4,9%.

Кроме того, одним из основных факторов роста является доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 процентов установленных тарифов, так как с 2013 года использовался механизм льготных тарифов на тепловую энергию и население не оплачивало стоимость коммунальных услуг в полном объеме. При принятии льготного тарифа с 1 июля 2013 года рост тарифа был снижен с 16 до 9,8%, с суммой субсидий из бюджета в расчете на год 863 млн.руб.

Дополнительным фактором роста тарифов является необходимость сокращения перекрестного субсидирования населения. В 2014 году в отсутствие данных об уровне ограничения платежей граждан был предусмотрен поэтапный отказ от понижающего коэффициента к тарифам на электрическую энергию с 0,7 до 0,8. Применение данного коэффициента не имеет экономических и технологических обоснований, а только увеличивает сумму перекрёстного субсидирования и выпадающие доходы сетевых организаций области в условиях ликвидации «последней мили». 

Рост тарифа на электрическую энергию для населения, проживающего в домах с электроплитами и в сельской местности составил 18,9%.
Тарифные решения, принятые до начала 2014 года, привели бы к росту платы граждан за коммунальные услуги в среднем по области с 1 июля 2014 года на 10,2%. Указанный рост не требовал бюджетного субсидирования.

В апреле 2014 года принято постановление Правительства РФ №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».

Постановлением Губернатора Челябинской области с 1 июля 2014 года утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан по муниципальным образованиям Челябинской области в среднем по области на уровне 4,6%.
По городу Челябинску рост определен в размере 5,2% в связи с действием с 2013 года льготных тарифов, обусловленных значительным приростом затрат
ОАО «Фортум».

По г. Миассу с 2014 года осуществлен переход на дифференцированные по источникам теплоснабжения тарифы, что привело к установлению экономически обоснованных тарифов в отдельных системах теплоснабжения с ростом до 39%. В таких системах теплоснабжения установлены льготные тарифы на тепловую энергию с ростом не более установленного Правительством РФ предельного уровня в 6,9%. В среднем по г. Миассу рост платежей за коммунальные услуги находится в рамках среднеобластных значений, в расчете на стандартную квартиру – 3,5%.
Во исполнение постановления Губернатора Челябинской области для населения Челябинской области установлены льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию, обеспечивающие рост платежа не выше 4,6%. Ресурсоснабжающим организациям компенсируется разница между льготным и экономически обоснованным тарифом в объеме, выставленном населению.

Необходимая сумма средств областного бюджета для обеспечения ограничения платежей граждан за коммунальные услуги 1,245 млрд.руб. на 2014 год.
По итогам принятия льготных тарифов рост тарифов по отдельным коммунальным услугам составит:
- электроэнергия для населения всех категорий 4,1%;
- природный газ – 4%;
- отопление – в среднем по области 4,6%, по Челябинску 6%;
- горячее водоснабжение – 5,9%;
- на услуги водоснабжения и водоотведения – на 4 %.

При применении льготных тарифов средний рост стоимости коммунальных услуг с 1.07.2014 года в расчете на стандартную квартиру составил 4,6%. При этом абсолютное значение тарифов является одним из самых низких в УрФО.
На 2015 год ограничение роста стоимости коммунальных услуг для населения запланировано на уровне инфляции – 5%, то есть будет учитываться только инфляционный рост затрат в тарифах.

Вместе с тем, существует ряд задач, реализация которых ограничена в условиях инфляционного роста:
- ликвидация «последней мили» в электроэнергетике;
- ликвидация перекрестного субсидирования в теплоснабжении, водоснабжении – снижение тарифной нагрузки на прочих потребителей;
- реализация инвестиционных программ, в том числе в рамках долгосрочного тарифного регулирования;
- доведение платежей граждан до 100% уровня.

На федеральном уровне в качестве механизма решения данного вопроса установлено право органов местного самоуправления в целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования предлагать для утверждения предельные индексы, превышающие индекс по субъекту Российской Федерации.
То есть реализация инвестиционного проекта на территории муниципального образования возможна при принятии решения о повышении индекса платежей граждан на обоснованном уровне.

Условия ограничения тарифов и платежей определили основные задачи тарифного регулирования регионального уровня на 2015 год.
Переход к долгосрочному тарифному регулированию с оптимизацией затрат регулируемых организаций.

Проведение экспертизы не только экономической обоснованности предлагаемых регулируемыми организациями тарифных заявок, но и технической целесообразности реализации мероприятий производственных и инвестиционных программ, применяемых технологий.

Мониторинг и участие в общественных обсуждениях решений органов местного самоуправления по принятию схем теплоснабжения, водоснабжения, которые в дальнейшем являются основой для принятия тарифных решений.

Снижение бюджетных расходов на предоставление субсидий, рассмотрение вопросов перехода к предоставлению адресных субсидий.