Меню

Казимир Ловин: мудрость крестьянского сына

11.07.2014 11:07 51 (11763)
В нашем регионе стартовал масштабный медийный проект «Они создавали Челябинскую область». С июля по сентябрь ведущие средства массовой информации будут публиковать материалы о людях, которые внесли неоценимый вклад в дело развития нашего края. Общая задача проекта — вспомнить с благодарностью руководителей, прежде всего — первых директоров заводов, которые в сложных условиях создавали экономику области. По итогам публикаций администрация губернатора планирует осенью 2014 года издать большой сборник, посвященный героям проекта. Газета «Вчерний Челябинск» присоединилась к этой акции.

Первый рассказы, об академиках Викторе Макееве и Игоре Курчатове, были опубликованы накануне. Наша сегодняшняя публикация о Казимире Ловине, с 1933 по 1934 год возглавлявшем Челябинский тракторный завод.

От электричества к тракторам

С юных лет Ловин был связан с электричеством — совсем недолго он поработал слесарем (кстати, в возрасте 14 лет), затем прошел путь от помощника монтера до председателя правления треста МОГЭС. Но в годы, когда была провозглашена электрификация всей страны, заниматься ему пришлось не столько эксплуатацией, сколько возведением электростанций. Казимир Петрович был комиссаром строительства электростанции «Уткина заводь» и первой радиостанции в Детском селе, он создавал первый в стране диспетчерский пункт управления энергохозяйством... Потому его, как человека, имеющего опыт организации постройки промышленных объектов, назначили в 1929 году директором «Челябтракторостроя».

Создание «на пустом месте» крупного предприятия, выпускающего тяжелые тракторы, было новым делом не только для Ловина, но и для страны в целом. Потому взгляды руководителей индустриализации обратились к стране, которая уже давно выпускала такие машины, — к Америке.

— Недаром первый наш трактор был так похож на ранние образцы «Катерпиллера», — рассказывает директор музея ЧТЗ Надежда Дида. — Дело в том, что Ловин настоял на том, чтобы в Америку отправилась для изучения передового опыта солидная делегация в составе 200 инженеров! Первоначально планировалось установить тесное сотрудничество с «Катерпиллером». Но руководители фирмы, узнав о том, что тракторный завод в неведомом Челябинске планирует выпускать по 40 тысяч машин в год (в то время как американцы выпускали по 5 — 6 тысяч), выставили заранее неприемлемые условия сотрудничества. Тогда Ловин, как заправский бизнесмен, организовал в Детройте специальное конструкторское бюро «Челябинск тракторплэнт». Большую часть штата составляли специалисты, приехавшие из СССР. Американцы числились «консультантами». Бюро активно доводило до ума проект, разработанный Ленинградским Гипромезом, не стесняясь заимствовать все лучшее, что было «подсмотрено» на американских заводах.

Что же перенял у американцев Ловин? Во-первых, сам принцип построения предприятия. Вместо отдельных цехов строились большие корпуса, в которых располагались целые производства. Сокращались коммуникации, транспортные расходы. Во-вторых, опоры, на которых крепилась крыша, были сделаны из металла, а не из железобетона. Это ускорило процесс строительства. Правда, в советской стране тогда металла не хватило, и Ловин на свой страх и риск решил докупить металл... в Германии. Так и получилось, что немецкий металл помог в будущем делать танки для войны с Третьим рейхом. Правда, за самоуправство и перерасход средств Ловина чуть не арестовали. Но за него вступился нарком Орджоникидзе.

В-третьих, Ловин настоял на строительстве «Опытного завода». Здесь он исходил не только из американского, но и отечественного опыта — печального примера Сталинградского тракторного завода, которому пришлось дорабатывать свои изделия прямо в процессе производства. Отныне все новые разработки ЧТЗ сначала проверялись на опытном производстве, а потом внедрялись в серийное.

Завод-школа, завод-город

Но не только в Америке люди учились. «Нам пришлось с самого начала организовать широкую сеть школ, курсов и начать своими силами обучение десятников, бригадиров, шоферов, монтеров, конторщиков, счетоводов, чертежников, плановиков, тысяч строительных рабочих разных специальностей», — писал Ловин.

Строительство тракторного становится стройкой № 1 в Челябинске. И не только в Челябинске. В кабинете Орджоникидзе, вспоминает жена Ловина, висел план строительства ЧТЗ. Нарком подводил к нему начальников других объектов и говорил: учитесь строить у Ловина. Присутствовавший в кабинете директор ЧТЗ при этих словах краснел.

Впрочем, строился не только завод. Рядом росли новые улицы, площади, скверы. В домах были водопровод, канализация, электрическое освещение — в отличие от других строек, где долгое время господствовала «эпоха бараков».

Самого Ловина можно было увидеть, казалось, везде. Современники удивлялись его энергии и манере руководить практически не повышая голоса. Казимир Петрович говорил тихо, иногда почти шепотом. Но этот голос действовал на многих гораздо лучше громких нотаций.

Триумф и трагедия

Первый трактор ЧТЗ сошел с конвейера под звуки оркестра. Все поздравляли друг друга, в городе настроение было праздничным. Всего за три года на месте голой степи возникло предприятие, которое выдавало такие нужные машины. Уже к 1934 году первая очередь завода была выведена на проектную мощность. В результате чего наша страна вышла на первое место в мире по производству тяжелых гусеничных тракторов. В 1934 году Казимира Петровича Ловина наградили орденом Ленина за успехи в развитии машиностроения. В 1937 году на Парижской международной выставке трактор с маркой «ЧТЗ» получил Гран-при...

Однако Ловин в этом году уже не был директором завода. Построив предприятие, он решил снова уйти в энергетическую отрасль...

Но в августе 1937-го он был арестован. Обвинение — «шпионаж, вредительство, самоуправство». В ноябре того же года первый дирек тор Челябинского тракторного был расстрелян.

Реабилитировали Казимира Ловина в 1956 году. Его именем названа одна из улиц в Тракторозаводском районе Челябинска...


Досье

Многие биографии государственных деятелей эпохи индустриализации начинаются со слов «Родился в бедной крестьянской семье». Не исключение и Казимир Петрович Ловин, жизнь которого — как отражение сказки про крестьянского сына, который побеждает не с помощью грубой силы, а умом своим, мудростью народной...

Ловин Казимир Петрович родился 23 февраля 1893 года в деревне Сушки Дриссенского уезда Витебской губернии в крестьянской семье. С 1907 года в Санкт-Петербурге. Окончил шесть классов реального училища. В 1909 — 1910 годах — слесарь костеобжигательного завода в Санкт-Петербурге. С 1910 по 1917 год — помощник монтера, трансформаторщик на петербургских электростанциях. Член РСДРП с 1910 года, в 1912 году примкнул к большевикам. Участник Октябрьских событий 1917 года. 29 октября 1918 года избран в состав Правления Петроградской электростанции. С 3 мая 1919 года — комиссар 1-й Государственной Петроградской электростанции. Одновременно — комиссар постройки электростанции «Уткина Заводь» («Красный Октябрь») и радиостанции в Детском селе. С 24 ноября 1919 года — член временного Правления объединенных электростанций Петрограда. С 9 августа 1920 года — член коллегии электроотдела Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), с 16 августа 1920 года — председатель Правления объединенных электростанций Петроградского района. В июле 1921 года переведен в Москву. С 12 января 1922 года по ноябрь 1929 года — председатель Правления треста МОГЭС. В 1926 году в МОГЭС организовал первый в стране диспетчерский пункт. В 1925 году окончил Московский электромеханический институт по специальности «электрик».

В ноябре 1929 года назначен начальником «Челябтракторстроя». В 1930 году с группой специалистов побывал в США, где знакомился с опытом работы фирм «Катерпиллер», «Аллис Чалмерс», «Аллиганс», а затем создал в Детройте специальное проектное бюро «Челябинск тракторплэнт». С 29 сентября 1933 года по 5 марта 1934 года — директор Челябинского тракторного завода. За успехи в развитии тяжелого машиностроения награжден орденом Ленина. В 1934 году занесен на доску почета ЧТЗ.

С 5 марта 1934 года — заместитель начальника, а с 5 апреля 1934 года по 20 августа 1937 года — начальник Главэнерго Наркомата тяжелой промышленности СССР. Жена — Ловина Анна Андреевна, дочь — Ловина Лилия Казимировна, балерина Большого театра.

Арестован 20 августа 1937 года. 1 октября 1937 года исключен из членов партии Молотовским РК ВКП(б) Москвы. По обвинению в шпионаже, руководстве троцкистско-бухаринской террористической организацией и подготовке теракта против Сталина приговорен ВК ВС СССР к расстрелу. Расстрелян в Москве 15 ноября 1937 года. Реабилитирован 29 августа 1956 года Военной коллегией Верховного Суда СССР. 15 декабря 1956 года Бюро МГК КПСС отменило решение об исключении К.П. Ловина из партии.

В 1999 году на ЧТЗ учреждена премия имени Ловина, которой удостаиваются отличившиеся руководители заводских производств.


Ловин приехал на Южный Урал по настоянию Сталина. Как вспоминает жена первого директора ЧТЗ Анна Андреевна, в начале 1929 года вечером к ним на московскую квартиру позвонил И.В. Сталин и предложил Казимиру Петровичу поехать в Челябинск. «Это ведь не моя специальность», — возразил было Ловин. На что Сталин сказал: «Ничего. Ты сумел без отрыва от производства в короткие сроки окончить энергетический институт — сумеешь быстро переключиться на новое дело».

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


$in_other$