Меню

Город выбрал себе модель

11.07.2014 10:34 51 (11763)


Муниципальная реформа неотвратимо набирает обороты. Вместе с этим возникает немало критических замечаний. Дескать, это все, чтобы отвлечь от прямых выборов мэров городов. Но так или иначе развитию местного самоуправления помешать одной критикой не получится. Специалисты сегодня видят в реформе много конструктивного, замечая и узкие места рождения новой формы власти. Об этом недавно говорили на встрече с журналистами в областном пресс-центре ИД «Гранада Пресс».

Кто там на первом уровне

На новый виток развития самоуправления народ сетует: часто меняется законодательство, сложно за ним следить. Председатель избиркома Челябинска Елена Шубина считает, что нормально.

— Жизнь не стоит на месте, — пояснила Елена Валентиновна. — Президент поставил задачу реформировать систему местного самоуправления, которая существует давно. Некоторые модели не соответствуют времени. Административно-территориальное деление в стране очень сложное. Иногда один субъект растягивается на тысячи километров, а другой — компактный. И поэтому какой-то шаблон установить со стороны Федерации сложно.

Но какая модель управления будет наиболее оптимальной для городских округов, для муниципальных районов? По словам Шубиной, именно поэтому законодатель сделал ответственный шаг — дал широкие права законодательным органам субъектов. Теперь самим регионам предстоит определять модели местного самоуправления для каждого муниципального образования, а также структуру, порядок избрания, объем полномочий для конкретной группы муниципальных образований. Для каждого муниципального образования может быть предложена конкретная модель с учетом особенностей района, его экономических показателей, активности его населения и так далее.

— Региональный законодатель фактически определит свободу муниципального образования, — отметила Елена Шубина, — в установлении структуры местного самоуправления через определенные нормы, которые нужно будет внести в уставы местных муниципальных образований.

Сегодня мы имеем пять форм муниципальных образований: городские округа, муниципальные районы, сельские и городские поселения и внутригородские части федеральных городов. Теперь добавились две новые — городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Челябинск один из первых городов Российской Федерации выбрал для себя модель «городской округ с внутригородскими районами», где каждый район является самостоятельным городским муниципальным образованием.

Эта модель не нова, считают эксперты, она распространялась на муниципальные районы. И теперь есть возможность применить двухуровневую модель в крупных городах.

Сам Челябинск остается самостоятельным образованием. Также будет иметь свои выборные органы местного самоуправления, но только избираться они будут опосредованно.

Кампания началась

По словам Елены Шубиной, избирательная кампания уже началась. Тем же посланцам партий и самовыдвиженцам, которых изберут в представительные органы, придется самим выбрать главу внутригородского района. Это и есть первый уровень местного самоуправления — внутригородские районы. Администрацию внутригородского района возглавит по контракту сити-менеджер. Далее процесс формирования власти начнет набирать обороты. От каждого внутригородского района будут делегированы по семь депутатов в гордуму Челябинска. По сути, мы получим депутатов сразу двух представительных органов. Понятно, что городская дума будет состоять из 49 депутатов. Из того состава изберут главу Челябинска.

В чем прослеживается «близость к власти»? Обычный район сокращен в несколько раз до образования, в котором около шести тысяч избирателей, с которыми депутату легче познакомиться. Округ маленький — решение вопросов более эффективно.

Полномочия должны быть не кукольными

— На самом деле закон о реформе уже принят, — говорит заместитель председателя регионального заксобрания Семен Мительман, — но к нему принято уже более 100 подзаконных актов. Важно, что субъекту дали возможность определять структуру исполнительной власти во всех муниципальных образованиях. Она может быть совершенно разная. К примеру, модель Челябинска, модель Миасса или модель Трехгорного. Причем законодатель не исключил прямых выборов. В Сатке, для сравнения, глава выбран на прямых выборах. А глава совета депутатов избран из состава депутатов. В Миассе глава избран народным голосованием и возглавляет совет депутатов. Полная свобода действий.

— Почему в Челябинске нет прямых выборов?

— Я думаю, что здесь ответ очень простой. Модель в Челябинске работает нормально. И посчитали, что нет смысла ломать сложившуюся систему.

Одна из основных новелл в реформе — распределение полномочий. Если раньше полномочия нужно было распределять в соответствии со 131-м законом, то сейчас субъекту дано право распределять полномочия между первым и вторым уровнем власти.

По словам депутата ЗСО, раньше в области было 313 муниципальных образований первого уровня, а сейчас, с введением внутригородских районов, — 320 и 43 второго уровня. Как распределятся полномочия между ними?

— Есть несгораемые полномочия, — пояснил Семен Аркадьевич. — В сельских поселениях — 13, в городских — 16. Но их нужно увеличивать до 40 с лишним.

Думаю, что все баталии разыграются в рамках разделения полномочий. Мы будем очень взвешенно подходить как к формированию структуры власти, так и к распределению полномочий. У нас осталось полгода для того, чтобы внимательно изучить нормативную базу, которая сейчас принимается на федеральном уровне. Важно сделать так, чтобы полномочия на первом уровне были не кукольные, а реальные, чтобы действительно власть была приближена к народу, чтобы это не осталось лозунгом.

Качество депутата

Член совета Общественной палаты Олег Дубровин высказал опасение, что демографический кризис, качественный состав населения в сельских поселениях может помешать развитию реформы.

— Можно отдать любое количество полномочий, — заявил политик, — но смогут ли на местах «переварить» их эффективно? Нельзя ровнять все муниципальные образования под одну гребенку. Мы понимаем, что есть ключевые, с достаточно профессиональными работниками управления. Но есть и отстающие. Здесь могут быть проблемы.

— Не будет все по мановению волшебной палочки, — отметил Семен Мительман. — На формирование власти в городе уйдет не менее полугода. Сначала депутаты будут делегированы в городскую думу. Затем гордума объявит конкурс на должность главы администрации города. А это не менее двух месяцев. Затем, когда главу города назначат по контракту, он вместе с депутатами объявит конкурс на должность главы администрации района. А это еще два месяца вместе с формированием районных депутатов.

Смогут ли в 2015 году полноценно исполнять бюджетные отношения? Видимо, здесь возможна ступенчатая схема передачи полномочий.