Меню

Охота — это вам не «национальные особенности»

04.07.2014 11:12 49 (11761)


Когда Александр Другов начал заниматься организацией охоты для иностранцев, известной комедии Александра Рогожкина еще, как говорится, и в проекте не было.

Но с тех пор, как фильм «Особенности национальной охоты» вышел, собеседники Другова нет-нет да и сравнят его прошлый бизнес с тем, что происходит в кино.

— Нет, в жизни все было совершенно иначе, — всякий раз отвечает Александр...

Все под контролем

На самом деле охотничий туризм — серьезный бизнес, который входит в число самых рентабельных в мире. Немало компаний в мире заняты тем, чтобы организовать охоту для тех, кто хочет испытать острые ощущения в экзотических странах или просто добыть пару-другую трофеев для своей коллекции. И вопреки сложившемуся мнению, не каждый охотник желает обязательно в Африку, где дикие животные бродят огромными стадами. Многие хотели бы поехать не в жаркие страны, а в умеренные широты.

— Разумеется, бизнес этот развивается уже много лет, — рассказывает Александр Другов. — Однако в Челябинской области мы были пионерами этого направления. Началось это в перестроечные годы, когда я, как и многие бывшие государственные служащие, начал думать о том, как организовать свое дело. Поскольку и дед, и отец мой были охотниками (а мой двоюродный дед, Аркадий Васильевич Другов, организовал и возглавил в 1942 году первое в нашей области общество охотников и рыболовов), я решил продолжить семейную традицию. В то время очень много проектов затевалось с привлечением зарубежных партнеров. Вот и я решил заняться организацией охоты для иностранцев и сразу же написал докладную записку на имя губернатора области.

— А почему именно губернатора?
— Дело в том, что все дикие животные считаются государственным ресурсом. И правом на выдачу лицензий на пользование этими ресурсами обладают только органы власти. Потому без поддержки на уровне областной администрации начинать этот бизнес было бы просто бесполезно. Правда, ход моим запискам был дан только тогда, когда к власти пришла команда В.П. Соловьева и в области начали думать о привлечении иностранных инвестиций. Тогда мы организовали компанию «Диана-Тур», учредителями которой выступили областное управление охотничьего хозяйства, известный тогда кооператив «Энергия», возглавляемый Александром Аристовым, и страховая компания «Мегаполис». Конечно, было налажено и тесное сотрудничество с такими структурами, как КГБ (все же в нашей области остается немало зон, куда доступ иностранцам попросту запрещен) и управление лицензионно-разрешительной работы УВД (оно контролирует оборот оружия, в частности охотничьего). Пришлось очень много заниматься подготовкой персонала на местах — охотоведов, егерей... Ведь иностранцы, которые платят немалые деньги, требуют и соответствующей постановки сервиса. Большую помощь оказал нам работавший тогда в управлении охотхозяйства Владимир Бакланов.

— То есть прежде чем «выйти в поле», необходимо, например, оформить немало бумаг?
— Да уж, немало. Состав каждой группы мы согласовывали с КГБ, маршруты следования были определены заранее. Каждый привезенный иностранцами «ствол» находился на учете (а, надо сказать, за рубежом обычно охотятся не с гладкоствольным, а с нарезным оружием — например, на косулю, на лося ходят с карабинами, оснащенными солидной оптикой). Даже после того как охотники добыли трофей (при охоте на косуль это рога), на него надо получить ветеринарный сертификат и справку о радиологической безопасности. Иначе просто таможня не пропустит.

Охота на рогачей

— А как вы искали своих клиентов?
— Сначала работали с посредниками, московской фирмой — еще одним пионером охотничьего туризма в масштабах России, которая брала на себя встречу гостей в столице и отправку их на Южный Урал (тогда прямых рейсов из-за границы до Челябинска не было). Потом стали работать напрямую с австрийскими и немецкими фирмами, у которых тоже были московские представители. Первые клиенты у нас были очень солидные господа из Австрии и Германии — пожилые, но легкие на подъем и мечтающие о трофеях с Урала. Правда, тут же начались казусы: сначала, по настоянию управления охотохозяйства, пришлось поехать не в Чебаркульский район, как мы хотели сначала, а в Еткульский. Приехав на место, мы вышли сначала на утреннюю охоту, потом на вечернюю — и все безрезультатно. Очевидно, что местные егеря просто плохо подготовились и зверя не выследили. Что делать? Нельзя же ударить в грязь лицом перед первыми клиентами! И тогда я принял решение все же перебазироваться в Чебаркульский район. Для этого мне пришлось ехать в райцентр, сообщать о перемещении местному куратору от госбезопасности. Но результат стоил усилий: на новом месте команда егерей сработала на отлично — в первый же день были добыты великолепные рогачи. Европейские косули мельче, рога у самцов совсем маленькие, потому наша западно-сибирская косуля так привлекает охотников. Немцы были в восторге!

— И что, совсем не было тостов «Ну, за охоту...»?
— Я старался держать наш персонал в строгости. Да и привлеченные охотоведы и егеря были заинтересованы: мы же за каждую охоту платили им соответствующую сумму, что при тогдашней зарплате в 98 рублей было далеко не лишним. Однако люди есть люди, и иногда случались чисто русские застолья, после которых приходилось проводить «разбор полетов». Так, однажды я приехал на базу одной из групп и увидел, что подвыпившие охотники собираются... пострелять по курам, несмотря на протесты хозяйки. Тогда я подошел к ним и сказал (разумеется, с помощью переводчика): «Господа, вы можете стрелять, но каждая курица будет стоить 50 марок». Незадачливые стрелки сразу собрали ружья и пошли спать. В другой раз наши сопровождающие тоже сидели за столом и не заметили, как иностранные охотники решили... погулять по селу. Люди в камуфляжных костюмах, с винтовками за спинами, да еще и разговаривающие по-немецки, вызвали в деревне просто панику: их приняли за иностранных шпионов. Правда, немного побродив, охотники без происшествий вернулись на базу. А у меня потом был разговор в КГБ...

Охота пуще неволи?

Клиентов у компании «Диана-Тур» становилось больше, охотники ходили и на косулю, и на лося, и на гуся, а один раз даже добыли волка, что было большой редкостью для Европы. Но в 1995 году (по иронии судьбы, именно в этом году на экраны вышел фильм «Особенности национальной охоты») фирма перестала существовать.

— Изменилось законодательство, — рассказывает Александр Другов. — Государственным структурам запретили входить в состав учредителей коммерческих организаций. И наше управление охотохозяйства тут же вышло из состава учредителей и просто перестало выдавать нам лицензии. С тех пор организацией охоты для иностранцев у нас серьезно не занимается никто. И это очень обидно, потому что очень организованный поток туристов (поработав с этими людьми, я узнал, что они планируют свой отпуск загодя, на год вперед) проходит мимо нас, как и финансовые потоки, которые крутятся в этой сфере. К тому же к нам приезжали очень интересные, увлеченные люди, например, главный архитектор Версаля, врачи с мировыми именами, коммерсанты, ученые... Их положительные впечатления помогали создавать лучший имидж области. Да и валютные отчисления (пусть и не самые большие) в бюджет поступали, потому что наша фирма платила все положенные налоги. Сегодня же само положение наших охотохозяйств аховое. Частные угодья не заинтересованы в привлечении большого потока охотников. Хозяйства, которые принадлежат Обществу охотников и рыболовов, имеют больший ресурс, но тоже не пускают посторонних, в том числе по причине плохой подготовки персонала. А так называемые угодья общего пользования стали просто вотчиной браконьеров.

— Но можно ли в сегодняшних условиях снова наладить охотничий туризм?
— Можно, но вопрос вновь надо решать на уровне областного правительства и губернатора. Прежде всего — организовать действительно эффективную борьбу с браконьерством. Выйти с предложением о восстановлении института охотнадзора, потому что сегодня охрана лесов ведется безоружными людьми, которые в случаях нарушения могут только вызвать полицию. А ведь сколько было случаев, когда браконьерствовали сами полицейские? И уже после наведения порядка можно было бы организовать развитие направления охотничьего туризма — чем не еще одна точка роста для Стратегии Дубровского? К тому же сегодня в ряды туристов-охотников вливаются и состоятельные россияне, и гости из соседнего Казахстана и других республик СНГ. Тем более что в области еще есть люди, имеющие реальный практический опыт организации такой работы с нуля.

Фото из личного архива А. ДРУГОВА