Меню

Елена Шубина: «Челябинск останется единым целым!»

04.07.2014 10:28 49 (11761)


Реформа местного самоуправления должна приблизить депутатов к горожанам.

Вскоре блюсти интересы челябинцев будут как депутаты в городской думе, так и народные избранники в районах. Избирателю пока не совсем понятно, что такое двухуровневая модель местного самоуправления и чем она полезна. Время разобраться еще есть — напомним, муниципальные выборы назначены на 14 сентября.

О сути реформы, а также об изменениях в выборном законодательстве «Вечернему Челябинску» рассказала председатель городской избирательной комиссии Елена Шубина.

Знать депутата в лицо и по имени

Двухуровневую модель местного самоуправления Челябинск примерит на себя первым из крупных российских городов — есть от чего растеряться. И главное, что вызывает вопросы у челябинцев, — это разделение города на фактически самостоятельные единицы — районы.

— Меня даже соседи спрашивают: «А что, Челябинска больше не будет?», — улыбается Елена Валентиновна. — Не надо волноваться, Челябинск по-прежнему останется единым муниципалитетом. Просто теперь он именуется Челябинским городским округом с внутригородским делением в соответствии с федеральным законом, вступившим в силу 27 мая 2014 года. Каждый район получает статус самостоятельного муниципального образования в составе городского округа — со своим уставом, бюджетом и районным советом депутатов.

— То есть 14 сентября мы должны будем выбрать депутатов не в городскую думу, как привыкли, а в районный совет?
— Совершенно верно. Это и есть первый уровень. В каждом районе 25 избирательных округов, кроме Центрального, где их 20. Соответственно, столько депутатов, избранных на основе всеобщего прямого избирательного права, войдут в районную думу. Затем уже из своего числа районные депутаты должны будут выбрать главу района и семь своих представителей в городской думе — это второй уровень. Таким образом, в городскую думу войдут 49 человек, которые на первом заседании изберут главу города.

— Что полезного принесет такая модель?
— Сейчас округ насчитывает от 20 до 24 тысяч избирателей. Депутату гордумы не так просто охватить вниманием всю территорию, всех жителей и вникнуть во все проблемы. При новой системе округа стали в разы меньше — теперь депутат будет представлять интересы примерно трех — пяти тысяч избирателей. Во-первых, он таким образом будет ближе к населению и каждый избиратель будет знать своего депутата в лицо. А во-вторых, станет проще решать проблемы района на уровне городского округа. Противостояния между депутатами районных советов и депутатами городской думы быть не должно — выходцы из одного района будут вместе работать на его благо, сама идея модели состоит именно в совместной деятельности.

«Криминальный фильтр» и прозрачные ящики

— В законодательстве о выборах в последнее время произошло много изменений. С чем это связано?
— Мы иногда высказываем недовольство, что наше законодательство, в том числе и выборное, достаточно часто меняется, сложно за ним следить, а значит, есть опасность нарушить ту или иную норму. Но законодательство о выборах меняется исходя из постоянной цели — найти ту форму избирательного процесса, каждой его стадии, при которых в результатах выборов наиболее достоверно отражалась бы действительная воля избирателей. Выборное законодательство должно постоянно подстраиваться под требования времени и конкретную политическую систему, которая в свою очередь тоже меняется. Многие изменения в законах заставляют вспомнить известную пословицу: «Новое — хорошо забытое старое». Но возврат отдельных институтов избирательного права вовсе не говорит о том, что решение об их отмене было ошибочным. Причина в другом: в определенные промежутки времени, при определенной политической системе, при определенном развитии партийного строительства, пиар-технологий, в стране требовались именно эти решения. Меняется ситуация — меняются потребности общества, и многое из того, что было исключено, возвращается в избирательный процесс.

— Что же вернулось на сегодняшнем этапе?
— Во-первых, это институт досрочного голосования. Избиратель, который не может по уважительной причине прийти на выборы в день голосования, имеет право заблаговременно проголосовать в соответствующей избирательной комиссии. Досрочное голосование было отменено в 2010 году, чтобы противостоять фальсификации выборов. А возврат связан с решением Конституционного суда РФ, который в апреле этого года посчитал неконституционным запрет для граждан проголосовать досрочно, поскольку нарушает равенство их прав. Действительно, если учесть, что законодательством установлен единый день голосования, который приходится на сентябрь — сезон отпусков и работы в садах, запрет на досрочное голосование приводит к потере существенной доли голосов. А значит, нельзя в полной мере учесть волеизъявление избирателей, желающих выразить его в голосовании, но по объективным причинам не имеющих на это возможности. На предстоящих муниципальных выборах челябинцы смогут проголосовать досрочно: за 10 дней — в территориальных комиссиях районов города, а за три дня — в участковых комиссиях. Расширился и перечень оснований для досрочного голосования. Теперь любая уважительная причина, если она будет признана таковой соответствующей комиссией, может стать основанием.

— Это для избирателей, а что нового для кандидатов?
— Изменение, которое коснулось и текущей избирательной кампании, — так называемый «криминальный фильтр». В разное время законодательство о выборах по-разному регулировало вопросы участия людей с судимостями в избирательных кампаниях. Сначала информацию о неснятых и непогашенных судимостях необходимо было просто предоставлять избирателям. Гражданин имел право выдвинуться, но избиратель должен был знать о прошлом кандидата. Позднее законодатель жестко закрепил норму, что граждане, осужденные когда-либо к лишению свободы за преступления средней степени тяжести и особо тяжкие, не могут выдвигаться на выборные должности, ограничив таким образом их избирательное право пожизненно. После решения Конституционного суда нормы по ограничению избирательного права в отношении вышеназванных лиц были смягчены путем установления конкретных сроков ограничения права: для осужденных к лишению свободы за совершение преступлений средней степени тяжести — 10 лет, особо тяжких — 15 лет со дня снятия или погашения судимости. Такой шаг законодателя нельзя считать послаблением в деятельности по предотвращению проникновения криминала во власть. Просто в настоящее время такая деятельность обеспечивается иными методами. В законодательстве большое внимание уделяется информированию избирателей о судимостях кандидатов. Сведения об этом должны быть включены в избирательный бюллетень и размещены на информационных стендах в помещениях для голосования. Более того, сокрытие кандидатом сведений о судимости является основанием для отмены регистрации кандидата и результатов выборов.

— Какие изменения ждут кандидатов в связи с реформой местного самоуправления?
— Особенности предстоящей кампании связаны прежде всего с уменьшением округов. В соответствии с законодательством о выборах, если средняя численность избирателей по округу не превышает 10 тысяч, кандидаты могут не собирать подписи в свою поддержку. В эту категорию попадают все избирательные округа во всех внутригородских районах Челябинска. Кроме того, если средняя численность избирателей по округу не превышает пяти тысяч избирателей, кандидат может не сообщать в избирательную комиссию сведения о доходах и имуществе и не создавать избирательный фонд. К такой категории относятся Центральный, Советский и Металлургический районы. Таким образом, процесс выдвижения стал значительно проще.

— Наверняка на предстоящих выборах будут и какие-то технические новинки...
— Изменились технологические требования к ящикам для голосования. Как стационарные, так и переносные ящики на всех избирательных участках будут изготовлены из прозрачного материала. Для чего? Избиратель сможет увидеть количество избирательных бюллетеней тех, кто уже проголосовал, и сам факт соединения его бюллетеня, как материального носителя его голоса, с другими бюллетенями в ящике для голосования способствует повышению доверия избирателей к процессу голосования, делает процедуру открытой, «прозрачной», у избирателя, опускающего бюллетень в такой ящик, возникает чувство сопричастности к процессу формирования органов местного самоуправления или государственной власти. При этом тайна голосования не нарушается: ящики изготовлены из рифленого пластика, который не позволяет рассмотреть, за кого отдан голос избирателя.

— Сейчас много говорят о возврате графы «против всех». Будет ли она применяться на сентябрьских выборах?
— У этой графы целая история. Впервые она появилась в избирательном бюллетене в 2003 году, в советское время голосование «против всех» осуществлялось вычеркиванием всех фамилий кандидатов из избирательного бюллетеня, отдельной графы не было. В 2006 году графа была исключена. Сейчас она возвращается в законодательство о выборах, но применяться будет только с 1 января 2015 года на выборах органов местного самоуправления. То есть 14 сентября этого года избиратели в бюллетенях ее не увидят. Что касается моего мнения о возврате графы «против всех», то она поможет повысить явку избирателей, в какой-то мере вернет избирателей на участки. Однако вопрос остается дискуссионным. Ведь многие избиратели, голосующие «против всех», считают, что таким образом они снимают с себя ответственность за выбор, что это правильнее, чем не ходить на выборы. А это создает опасную иллюзию участия в формировании власти. Поэтому право выбрать эту графу будет у избирателей, но, надеюсь, что на данном этапе партийного строительства, при достаточно большой политической активности граждан найти достойного кандидата в избирательном бюллетене не составит труда. В любом случае участие в выборах — это гражданский долг и обязанность каждого.


На предстоящих муниципальных выборах челябинцы смогут проголосовать досрочно: за 10 дней — в территориальных комиссиях районов города, а за три дня — в участковых комиссиях. Расширился и перечень оснований для досрочного голосования. Теперь любая уважительная причина, если она будет признана таковой соответствующей комиссией, может стать основанием.


Как стационарные, так и переносные ящики на всех избирательных участках будут изготовлены из прозрачного материала. Избиратель сможет увидеть количество избирательных бюллетеней тех, кто уже проголосовал, и сам факт соединения его бюллетеня, как материального носителя его голоса, с другими бюллетенями в ящике для голосования способствует повышению доверия избирателей к процессу голосования.

Фото Наиля ФАТТАХОВА