Меню

Казаки на чужбине

23.01.2017 18:00 - автор Сергей ТАРАН
24 января в России отметили 98 — годовщину с момента начала массового террора против казачьего населения. Во всех храмах, где традиционно проживают казаки, прошли специальные службы по погибшим и покинувшим Родину.
Казаки на чужбине


Эхом гражданской войны по сей день доносятся слова «продразверстка», «раскулачивание», «расказачивание». Неужели, однажды разделившись на красных и белых, мы продолжим сражаться если не на поле брани, то на полях идейных сражений? Возможно ли примирение среди соотечественников? Ответ: возможно и необходимо. И на помощь в этом вопросе как всегда приходит наука.

Не случайно книга челябинского историка, профессора ЮУГГП Александра Худобородова «Российское казачество на чужбине 1920-1940 годы», еще не увидев света в своем типографском виде, уже привлекла большое внимание со стороны общественности.

Не должно быть закрытых тем

Недавно главному редактору региональной вкладки газеты «Аргументы недели» Владимиру Филичкину вручили свидетельство о присвоении звания казачий полковник от «Союза казаков и воинов России и зарубежья». Естественно было обратиться к Владимиру Васильевичу за комментарием.

- Александр Худобородов очень интересный автор,который более 20-ти лет занимается темой казачьей эмиграции. Один из первых в стране на этом материале защитил докторскую диссертацию. До недавнего времени эта тема была практически закрытой. Ведь речь о судьбах людей, выступивших в гражданскую войну против красных. Их участь - либо погибнуть, либо покинуть пределы России. Многие, как атаман Краснов, продолжали свою борьбу и за границей.

Я сегодня представляю организацию «Союз казаков и воинов России и зарубежья». В 1995 году мне выписали казачье удостоверение, которое я храню как память. Тогда, в самом начале первой чеченской войны, ожидали возможного прорыва боевиков на территорию России. Надо было ставить бастионы. А времена были тяжелые. С трудом смогли набрать 40 тысяч относительно боеспособных воинов, чтобы бросить в Чечню. А еще надо создавать эти бастионы. И казаки охотно этим занимались. На сегодняшний день кроме идеи возрождения казачества важны связи с нашими соотечественниками за рубежом. Давно пора отказаться от этих категорий «красный», «белый». Уже внуки и правнуки эмигрантов считают себя казаками и не порывают связи с Родиной. Если мы сможем добиться, чтобы и Россия их признала своими детьми, то это будет хорошо. А новую книгу профессора Худобородова трудно переоценить. В ней представлены практически все войска казачьи. Это попытка провести масштабный анализ явления казачества.

Книгу ждут в России и за рубежом. Хотя тираж смешной — всего 180 экземпляров, выпущенные на средства автора.

Трагедия сословия

По признанию автора, монография потому получилась «нескучная», потому что старался максимально обращена к массовому читателю.

В ней много выдержек из поэтов, прозаиков казачьего зарубежья. Все это делает книгу убедительной, достоверной. Вторая особенность — старался быть беспристрастным при освещении белого движения, которое оказалось на чужбине. Для этого нужно было отойти от штампов советского периода. Материалы того времени назывались красноречиво: «Агония белой эмиграции», «Крах белой эмиграции» и прочее
в резко негативной окраске.

- При этом я не сторонник идеализации казачьего зарубежья, - говорит Александр Худобородов. - Там было немало ошибок, захлестывали утопические идеи. Особенно о создании отдельного государства — Казакии в движении «самостийников». Немало было допущено ошибок во Второй мировой войне, когда многие казаки оказались на стороне фашистской Германии вольно или невольно. Я попытался прежде всего показать трагедию казачьего сословия. Для этого понадобилось комплексно рассмотреть эту явление.

Социальные проблемы

По словам автора, казаки на чужбине пытались объединиться, создать хутора и станицы (имеется в виду общественные объединения вплоть до создания казачьих союзов в Париже, Шанхае и Харбине). В Маньчжурии было два казачьих союза. Один из них создан в Харбине в 1923 году, который возглавлял наш земляк полковник Оренбургского казачьего войска Гавриил Васильевич Янборисов, нагайбак, уроженец станицы Арсинской. Второй Союз появился на Дальнем Востоке создан в 1920 году Григорием Михайловичем Семеновым.

Политика

Политическая ориентация казаков, их раскол на сторонников республиканского и демократического направления. Многие кубанские, донские, терские и частично уральские казаки близки были партии кадетов и эсеров. Было и умеренное крыло. Атаманы кубанского, донского и терского войска создали казачий Союз в Париже. Это был политический центр. Известны были и монархические, крайне правые казачьи круги. Известны удивительные фигуры. Петр Николаевич Краснов, атаман донского казачьего войска, известный публицист, писатель. Иван Григоьевич Акулинин, помощник атамана Дутова, который стал атаманом оренбургских казаков в 20-е. Акулинин проживал в Париже, а оренбургские казаки — в Китае. Но связь была прочной. Тот же Янборисов относился к монархически настроенным. Федор Федорович Абрамов — руководитель донского казачьего корпуса и руководитель одного из отделов Общего воинского союза Врангеля. То есть самый широкий спектр политических кругов. Их объединяло неприятие большевиков и Советской власти. Но подход к борьбе с Советами был разный. Если Краснов хотел нового похода на Россию для вооруженной борьбы, ставил на партизанское движение, то другие делали ставку на внешнеполитическом фронте, ожидая, пока Советская власть изживет себя.

Казачья поэзия

Есть в книге Александра Худобородова и культурный аспект казачьей эмиграции. Речь идет о сохранении казачьих обычаев и традиций. В частности сюда относятся джигитовка, казачьи хоры. Были широко известны два донских казачьих хора под руководством Кострюкова и Жарова. Не отставали в известности и кубанские казачьи хоры.

Но кроме песен известна и казачья литература в зарубежье.

- В Праге жил самый талантливый прозаик донской казак Николай Келин, - отмечает Александр Леонидович, - в Париже - прославился поэт Николай Николаевич Туроверов. В Харбине - поэт Алексей Алексеевич Ачаир (Грызов). Нельзя не обратить внимание на прозу Петра Николаевича Краснова. В частности на его знаменитый роман-эпопея в 4-х томах «От Двуглавого Орла к красному знамени».

А было ли предательство?

Особая проблема: казачество зарубежья и вторая мировая война.

Вопрос о Краснове, Шкуро, Клыч-Гирее, той части казачьей эмиграции, которая служила на стороне гитлеровцев. Много неясного до сих пор. Например, сколько казаков воевало в составе 15-го кавалерийского корпуса. Действительно, при Главном штабе СС был образован специальный орган - Резерв казачьих войск во главе с генералами Шкуро и Красновым. Но о количественном составе нет до конца достоверных источников. Состав казачьей эмиграции менялся. В целом численность русской эмиграции оценивалась в два миллиона человек. Многие казаки постоянно перемещались из одной страны в другую. А 10 процентов казаков вернулись в Россию.

- Остается спорной фигура Петра Краснова, - напоминает автор. - Он возглавлял казачье управление в составе министерства Розенберга.

Дискуссионным остается вопрос что такое коллаборационизм. С формальной точки зрения ни казаки, ни Краснов коллаборационистами быть не могут: они не клялись верности Советской власти, ни имели советского гражданства, поэтому о предательстве Советской России говорить не приходится. Но с политической точки зрения это лица, которые пошли на сговор с врагами нашей страны, с фашистами. Очень популярна точка зрения, что Краснов, как и Власов, боролись со сталинизмом, поэтому врагами их считать нельзя. Но объективно они помогали гитлеровцам завоевывать советскую территорию прямо или косвенно. Сам Краснов был человеком хитрым. Он осуждал самостийников. Но в 1943 году, когда гитлеровское командование СС заявило, что в целом поддержит казаков и выделит им территорию для постоянного проживания, он вдруг заявил, что казаки это вообще особый народ, а не русские. Он был политическим конъюнктурщиком.

В 2010 году была издана уникальная книга с полиграфической и содержательной точки зрения – фотоальбом «Казаки зарубежья» на средства Дерипаски- почетный казак Кубанского войска. Там приводится мысль, что движение казачье в годы войны не подпадает под действие Нюрнбергского процесса, тем самым стремится реабилитировать сотрудничество с гитлеровцами.

На одном из московских церковных приходов в Москве стоит уже лет 10 стоит памятник, посвященный жертвам войны, в том числе казакам 15-й кавалерийской дивизии фон Паннвица. Для церкви это в равной степени жертвы политического противостояния.

- Краснов считал, что он продолжает гражданскую войну. - говорит Владимир Филичкин, - пусть фашистская Германия была его союзником. Но насколько там были доверительными отношения, можно только догадываться. Но знал, как красный террор обрушился на население станиц. Части особого назначения приходили с неимоверной жестокостью. Не удивительно, что казаки вставали на позиции откровенно враждебные по отношению к советской власти. Сейчас молодежь очень плохо себе представляет, что же тогда творилось и почему такое количество людей, образованных, высококультурных, преданных России, оказалось в зарубежье. По мнению некоторых известных историков, по существу тогда получилась отдельная эмигрантская страна со столицей в Париже и дипломатическим центром в Женеве. Это величайшая трагедия России, что ее покинули одаренные люди. И хотелось бы, чтобы прямо сейчас мы ушли от кровавой вражды между красными и белыми. Можем ли мы кого-то судить, если не жили в то время? У нас для этого нет никаких оснований.

С ним согласен Василий Московец, товарищ реестрового атамана по Челябинской области:
- Замечательная книга. Хотел бы от имени южноуральских казаков поблагодарить автора за то, что ведет такую огромную исследовательскую работу. Трагическими для многих наших земляков оказались события гражданской войны, когда казаки Увелки, Еткуля, Еманжелинска оказались в Китае. Что там они пережили, не зная языка? Привычные к сельскохозяйственному труду или службе, они не могли найти себе занятие. И тем не менее выжили, сохранили свою самобытность. Для нас это очень важно, как и для всего возрождающегося казачества пусть и в новом качестве.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other