Меню

Старый центр на новый лад

03.02.2017 17:30 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА
Лучший проект исторического центра Челябинска придумали в Амстердаме
Старый центр на новый лад
Фото Вячеслава НИКУЛИНА

Как сделать центр Челябинска интересным для туристов и самих жителей? Вопрос не сходит с языков на протяжении многих лет. Очередными идеями обогатил нас недавний конкурс на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию развития исторического центра Челябинска.

Продумать концепцию взялись 30 компаний из разных уголков страны и (пользуясь тем, что конкурс был заявлен как открытый) из-за ее пределов. В качестве «игровой площадки» архитекторам предложили очень солидный участок: 450 га в границах улиц Тимирязева, Сони Кривой, Энгельса, Братьев Кашириных и Российской. Итоги состязания подвели неделю назад, 27 января.

В финал прошло пять архитектурных студий: три из Москвы, одна из Челябинска, и одна, совершенно неожиданно, из Амстердама (Нидерланды). Призовых мест было выделено всего три. Награждали победителей глава города Евгений Тефтелев, главный архитектор Челябинска Николай Ющенко и президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. Три призера до самого конца шли ноздря в ноздрю и в равной мере претендовали на победу. По словам Николая Шумакова, о том, кто все же станет лидером, жюри спорило весь последний день и очень жарко.
В итоге третье место досталось челябинцу Сергею Савчуку из Architect URAL Studio SW. Его проект, как отметило жюри, был самым реалистичным. От себя добавим: неудивительно – все же речь об уроженце нашего города. Второе место получила архитектурная мастерская «Атриум» (Москва). А золото вырвал единственный зарубежный участник, Перо Пульиз из Амстердама – компания Dе Architekten Cie. International B.V. Одним из самых неожиданных предложений победителя стал канал, который разделит реку Миасс в районе улицы Кирова на два русла. По сути, в этом месте архитектор предлагает создать остров.

81.jpg

– В каждом проекте есть своя изюминка. Приятно, что практически все конкурсанты сделали одинаковое предложение: разбить город на лоты, каждый из которых можно выставлять на торги и обустраивать при наличии определенного количества денег, – прокомментировал Евгений Тефтелев. – Сегодня мы разговариваем с потенциальными инвесторами. Есть задумки, в частности, в рамках государственно-частного партнерства. Мы обязательно будем предлагать им весь этот материал, все проекты.

Кстати говоря, в ноябре прошлого года в Челябинске подвели итоги другого масштабного архитектурного конкурса – ArсhСhel-2020. В рамках этого состязания участникам предлагали разработать проекты аэропорта, конгресс-центра и набережной. Таким образом уже удалось собрать блок разнообразных и интересных идей. Дело за тем, чтобы они не остались на бумаге, а начинали потихоньку воплощаться в жизнь. Впрочем, глава города заверяет, что за этим дело не станет.

***
Перо Пульиз подал самую неожиданную идею касательно реки Миасс. Однако о тех или иных операциях с ней и о необходимости сузить русло говорит не только победитель. Кстати, у идеи есть и противники. Проекты, которые касаются набережной, тоже обсуждаются не первый день. Ее благоустройство также проектировали в рамках конкурса ArсhСhel-2020 (кстати, тогда жюри остались недовольно – первого места в этой номинации не было выделено, только два вторых). Однако многочисленные планы пока не близятся к исполнению. С какими проблемами связано благоустройство набережной? Стоит ли сужать реку? Каково состояние Миасса? Об этом мы планируем подробно рассказать в будущих номерах «Вечерки».

Несколько слов от победителя
Офис Dе Architekten Cie. International B.V. уже пять лет работает в России, в нем трудятся в том числе и российские архитекторы. Поэтому тот факт, что компания решила участвовать в конкурсе от уральского города, уже не так поражает. Однако сам Перо Пульиз по-русски не говорит, с прессой общается через переводчика.

– Ведь сегодня вы впервые приехали в Челябинск лично? Как удалось составить проект для него?
– С развитием технологий у архитекторов появилась такая привилегия – изучать любой город в мире, не приезжая туда. Имея русскоговорящих сотрудников и ресурсы Интернета можно понять все особенности города.

– Вы уже работали раньше с проектами русских городов?
– Да, но еще никогда – на такой большой проектной площади. Было очень интересно поработать с настолько крупным масштабом. Работа длилась около пяти недель. Но при работе мы сотрудничали с ландшафтным офисом. Это можно заметить по тому, что особое внимание уделено профилю улиц, их внешнему виду. Именно благодаря этому сотрудничеству мы смогли сделать проект так быстро.

– Что в городе необходимо изменить в первую очередь?
– Самое первое – мы ничего не должны менять. Мы должны работать с существующей городской тканью. В Челябинске есть отличные общественные пространства, и мы должны использовать их по максимуму. Следующий этап – это избавление от промышленных зданий, которые портят город и отрезают его от реки.

– Вы предлагаете сделать канал, разделить реку?
– Город сейчас разделен на две части. Река достаточно широкая. Расстояние в 250 метров слишком велико, чтобы сохранить связь общественного пространства. Поэтому мы предложили уменьшить разрыв, разделить на две части. Кроме того, в Голландии особым шиком считаются фасад или окна, выходящие на воду. В данном проекте целых три линии зданий имеют выход к воде. А во время зимы канал становится главным общественным пространством.

Остров был здесь всегда!

Амстердамский проект с челябинской колокольни

Лучший проект центра Челябинска предложил архитектор из Нидерландов, который впервые приехал в город только на вручение премии. Таково решение жюри. Между тем сердцевина этой зоны – историческая часть Челябинска. Пойдет ли ей на пользу проект, пусть даже отличный, но настолько «со стороны»? Узнаем мнение краеведов.

Как мы помним, первыми об оформлении исторической зоны Челябинска заговорили именно краеведы, в частности общественная организация «АрхиСтраж». Прозвучало предложение создать «достопримечательное место», своего рода музей под открытым небом на территории в 90 гектаров. Однако конкурс на лучшую градостроительную концепцию исторического центра Челябинска, предложенный управлением архитектуры, сильно вышел за рамки собственно исторического центра. Участок в 450 гектаров включал в себя также улицы вполне современные и непримечательные с краеведческой точки зрения.

– Территория изначально задана в гораздо больших границах, чем историческая зона Челябинска, – отметил президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. – Однако во всех без исключения проектах предлагается в той или иной мере реконструкция, реставрация исторических зданий. У победителя это оформлено особенно интересно: появляется «фон», «сцена», на которой еще более выгодно будет смотреться историческая часть.

Тем не менее концепция исторического центра явно не сосредоточилась на исторической части. Так что, предлагая руководителю «АрхиСтража» Юрию Латышеву поговорить о результатах конкурса, я ожидала услышать достаточно негативный отклик. Но...

– А знаете, я рад, что этот конкурс состоялся, – сообщил мой собеседник. – Конечно, без разочарований не обошлось. Некоторые проекты (к счастью, в число победителей они не вошли) демонстрировали безобразное отношение к истории города, стремление хаотично разбросать по центру высотки. Но многие архитекторы сделали очень интересные предложения. Из каждого проекта можно взять что-то ценное.

Вместе с Юрием Владимировичем мы решили обсудить эти новейшие прожекты с точки зрения истории Челябинска.

Одно из предложений, которое поступило от многих архитекторов и в том числе от победителя, – уменьшить количество полос на дорогах в центральной части города, включая даже проспект Ленина. Это, кстати, соответствует научным представлениям о планировке удобного для жизни города. Здесь современность и история сходятся во мнениях.

– Это неразумно – в историческом центре иметь настолько широкие проспекты. Москва в последнее время тоже обратилась к этой идее. Сузив проезжую часть, мы могли бы расширить пешеходную зону, внести дополнительное озеленение, – комментирует Юрий Латышев. – Надо отметить, победитель уделил этому большое внимание, даже работал с ландшафтной компанией, чтобы проработать внешний вид улиц.

Впрочем, чтобы воспользоваться этим советом, сначала нужно разобраться с общественным транспортом и разгрузить улицы от машин. Так что это вопрос не только архитектуры, планировки города и истории.
Больше всего шума создало предложение Перо Пульиза создать на Миассе канал. Идея на первый взгляд кажется странной и совсем «не нашей» – именно в духе Голландии. Однако краеведы реагируют на нее с неожиданным энтузиазмом:
– Идея с каналом очень интересна! По сути, автор предлагает восстановить остров, который был на этом месте исторически. Об этом острове писал и кандидат исторических наук, специалист по истории Челябинска Гаяз Самигулов, – отмечает Юрий Латышев. – Остров был, и его совершенно напрасно убрали. Река недостаточно полноводна, чтобы занять такое русло, и сужение пойдет ей на пользу.

На острове победитель предлагает создать комплекс высотных современных домов – к примеру, деловой центр.
– Мы это только одобряем, – откликается глава «АрхиСтража». – За рекой уже фактически не осталось старых зданий. Там можно свободно строить небоскребы, это не повредит историческому центру. Мы считаем, это гораздо лучше и с исторической точки зрения, и с практической, чем пытаться «воткнуть» те же «свечки» внутри старых кварталов, где они совершенно не будут смотреться.

Конечно, отмечает Юрий Латышев, хотелось бы более детального и деятельного внимания к историческим зданиям Челябинска – едва ли можно было на него рассчитывать в рамках столь масштабного проекта с большими площадями. Но в целом предложены интересные планы, которые могут пойти на пользу Челябинску, не испортив его историческое лицо.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other