Меню

Челябинцы вспомнили историю базара на ЧТЗ

21.02.2017 12:30
Местный рынок, который мы называли базаром, располагался недалеко от нашего дома. И надо признать, мы, подростки послевоенной поры, ходили туда вполне охотно. Хотя и нечасто. Ведь цены здесь, как и на остальных городских рынках, были запредельные. Наверное, нам просто хотелось иногда сменить надоевшую обстановку, окунуться, пусть ненадолго, в своеобразную рыночную сутолоку, поглазеть на пестроту лиц и одежек, даже послушать остроумную перепалку продавцов и покупателей. В противовес нашим однообразным монотонным будням, хотелось оказаться в мире особой живости, активности, какой-то бесшабашной приподнятости. В общем, чувствовалось, что жизнь на базаре была совсем иной: она буквально била ключом.
 Челябинцы вспомнили историю базара на ЧТЗ
Фото В.П. Георгиева, 50-е – начало 60-х. Из книги «Челябинская область в фотографиях», «Каменный пояс», 2002.

В крытых, деревянных, грубо сколоченных рядах стояли вплотную друг к другу торговки с корчагами аппетитно пахнущего картофельного пюре, щедро сдобренного луком и прочей огородной зеленью.

Корчаги надежно укутаны старыми одеялами для сохранения тепла и вкуса приготовленных блюд. Когда с емкости снималась крышка, пар оттуда вырывался наружу, и вокруг сразу же распространялись вкусные запахи. От таких соблазнительных ароматов у нас, полуголодных мальчишек, текли слюнки и кружилась голова.

Услугами торговок в этих рядах обычно пользовались рабочие, идущие на смену на челябинский тракторный, или, как тогда его называли, Кировский завод. Ведь в начале войны сюда, в Челябинск, было перебазировано основное технологическое оборудование с Ленинградского Кировского завода.

1459421567d61.jpg

Каждый покупатель подставлял свою плошку и получал строго определенную порцию пюре. Потом бережно развязывал узелок с заранее приготовленной краюшкой хлеба и уплетал в укромном уголке это аппетитное кушанье.

А рядом стояли продавцы другого продукта, точнее напитка – морса. Его доставляли на базар тоже во вместительных емкостях – больших эмалированных кастрюлях.

Готовили этот напиток так: растворяли в обычной водопроводной воде кристаллики сахарина и подмешивали для большей внешней привлекательности пищевой краситель ярко-красного цвета. Правда, такой напиток особым спросом не пользовался. Но после съеденной порции пюре и он был очень кстати.

Я и мои друзья чаще отдавали свой единственный, сэкономленный разными путями рубль на лучшее, с нашей точки зрения, лакомство – паточную конфету. Была она величиной с палец и изготовлялась из патоки – приторно сладкой массы темно-коричневого цвета с горьковатым привкусом. Мы знали, что патока используется при обработке металлических деталей в технологическом процессе. Рабочие иногда проносили ее через проходную Кировского завода, серьезно, конечно, рискуя при этом.

Разумеется, на базаре ЧТЗ торговали не только продуктами питания, но и старыми подержанными вещами. Ведь в стране был острый дефицит промтоваров.

+++94141932398449a7414ed236ed2dd322.jpg

Нас, мальчишек, привлекал здесь не столько более широкий выбор товаров и продуктов, чем в магазинах, а скорее другое – необычные зрелища, которые устраивали с целью заработка ловкие, оборотистые люди. Ловкачи, хорошо разбиравшиеся в психологии толпы, находятся всегда. Бывало, так нахвалят, так подадут эти базарные, ярмарочные действа, что поупираешься, посомневаешься, а потом все равно окажешься на крючке у этих проходимцев.

Одно из таких зрелищ мне хорошо запомнилось. Называлось оно «Панорамы столиц. Тайны и загадки». Устроитель этой сногсшибательной зрелищной услуги уверял: «Нигде в литературе подобных подробностей вы не найдете. Сегодня вы увидите и услышите немало загадочного и таинственного».

На базарной площади стоял небольшой фанерный ящик черного цвета. На одной из боковых сторон его – три круглых оконца. В них вставлены были увеличительные стекла. Напротив ящика – три низенькие скамейки для зрителей. Желающие заглянуть в этот таинственный ящик предварительно вносили определенную плату, усаживались на скамейки. Их головы закрывали прикрепленные к ящику плотные темные накидки.

И начиналось само представление. Зрители смотрели каждый в свое оконце. А хозяин комментировал предлагаемые для обозрения картины, поочередно меняя их.

Однажды и мне удалось заглянуть в этот волшебный ящик. Правда, лишь за полцены, так как других клиентов не нашлось. К сожалению, ничего особенного я там не увидел. Действовал аппарат по принципу фильмоскопа. Но – без проекции на экран. Зрителям демонстрировались панорамы площадей и улиц крупных городов: Рима, Парижа, Вены и других. В общем, знакомили зрителей с их архитектурными достопримечательностями. Хозяин панорамы заливался соловьем, рассказывая не только о красотах городов, но также об их истории. А вот техническая часть мероприятия явно подкачала. Получалась обычная рядовая лекция с демонстрацией городских видов. Но зато как подано и обставлено, с какими посулами и какой загадочностью! Это надо было суметь проделать!

Вспоминая сейчас об этой «культурной услуге», не устаю удивляться предприимчивости устроителей, умелым владением тайнами рекламы базарных ловкачей. Превратить банальную лекцию в яркое, зрелищное мероприятие! И извлекать из него неплохой доход!

Немалым спросом у базарных посетителей пользовалась и другая «культурная услуга» – предсказание будущего с помощью животных. Чаще всего «перстом судьбы» служил обычный полевой хомячок. Хозяин извлекал маленького грызуна в нужный момент из укромного места. Тот выхватывал из множества расставленных в ряд билетиков только один с кратким вариантом описания судьбы клиента. И сразу же прятался в свою укромную норку. А хозяин зверька вручал выхваченный билетик клиенту.

Реакция тех, кто отважился узнать свою судьбу, была любопытна. Одни, ознакомившись с содержанием билетика, начинали неудержимо смеяться. Другие нередко впадали в полное отчаянье. Чувствовалось, что к результату такого гадания они относятся слишком эмоционально.

Слов нет, базарная площадь нередко была местом откровенного жульничества, удобным полем деятельности для воров и мошенников.

Челябинск.-Городская-сельскохозяйственная-выставка.-1940-е.jpg

Как-то мне, подростку, привелось наблюдать сцену мелкого воровства. Одновременно и ловкого, и наглого. Маленький воришка, укрывшись за спиной более рослого парня и прижавшись к нему грудью, незаметно перетаскивал с прилавка немало выставленных на продажу яиц. Самое любопытное, что, судя по всему, продавец так и не догадался, куда исчез его товар.

Любой рынок, особенно в то сложное послевоенное время, был средоточием греха, ловкости и лукавства. И наш базар на ЧТЗ не был исключением. Порой из разных его точек неслись истошные и отчаянные крики: «Ой, украл, украл! Держите вора, держите!»

А ведь был здесь небольшой пятачок, где всегда сидел подвыпивший веселый мужичок и наяривал что-нибудь разудалое на двухрядке. Находился и лихой сорванец, отплясывавший на потеху публике бессмертную «барыню». А рядом с гармонистом лежала старенькая шапка, в которую благодарные зрители изредка бросали трудовые медяки.

Кто знает? Может, неравнодушное отношение к базару, его неугомонной суете и яркому своеобразию зародилось в нас еще тогда, когда мы, будучи малышами, познакомились с замечательной сказкой в стихах, написанной нашим земляком, писателем Василием Николаевичем Кузнецовым. Ведь мы всегда любили ее и заучивали наизусть. Сказка эта, изданная в Челябинске перед войной, так и называлась – «Базар». Герои ее – рыночные торговцы представлены в образах известных домашних птиц и зверей. Сделано это было с добрым юмором, метко и выразительно.

Кстати, сам автор жил по соседству с нами – в том же многоэтажном доме, что и наша семья. И внешне сильно походил на своего знаменитого литературного персонажа – кота Федота. Был таким, каким его мастерски, с юмором изобразил в детской книжке местный художник – с легкой хитрецой в глазах, с задором и лукавством.

0_8fecb_9d687e11_orig.jpg

Детский парк ЧТЗ. Учащиеся младших классов осваивают подарок шефов, 50-е – начало 60-х. Из книги «Челябинская область в фотографиях», «Каменный пояс», 2002.



Комментарии:

Валерий Михайлович УВАРОВ, Санкт-Петербург, 2016.

Вклад наших отцов и дедов, тружеников Тракторозаводского района в дело разгрома немецко-фашистских полчищ велик и несомненен. Именно в этом районе во время войны на базе ЧТЗ было создано крупнейшее предприятие по выпуску боевой самоходной техники – Кировский завод, который производил лучшие в мире танки. О трудовых успехах танкоградцев постоянно сообщалось в периодической печати. А вот нынче, в год 80-летнего юбилея Тракторозаводского района, мне хотелось бы рассказать не о производственных достижениях заводчан, а о той обстановке, в которой им приходилось тогда жить и работать, решать не только заводские, но и сугубо бытовые проблемы.

Несколько слов о себе. Моя малая родина – седьмой участок ЧТЗ. Родился я за пять лет до начала Великой Отечественной войны. Так что я – ровесник родного района. В общем, сейчас мне тоже восемьдесят. Но о бытовых и жизненных условиях того лихого времени я помню хорошо. Кстати, мой отец был кадровым работником Челябинского тракторного. Трудился здесь с пуска этого предприятия в эксплуатацию. И отсюда же ушел на пенсию.

После окончания в 1955 году средней 48-й школы судьба забросила меня в Прикамье. По получении диплома Пермского университета я работал сельским учителем. А позднее – собкором пермской областной газеты «Звезда». Сейчас живу в Санкт-Петербурге. И конечно, часто вспоминаю детские годы на Южном Урале.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other