Меню

Отстающие школы подтянут лидеры

09.03.2017 13:00 - автор Наталья ФИРСАНОВА
Все дети имеют право на качественное образование, однако на деле уровень подготовки и результативность в передовых учебных заведениях заметно отличается от «неблагополучных» школ, например, городских окраин. А значит, у их выпускников понижаются шансы конкурировать с ровесниками из успешных школ. Как преодолеть сложившуюся ситуацию и обеспечить равенство прав на образование, независимо от места проживания ребенка и социального статуса его семьи?
Отстающие школы подтянут лидеры


Безграничные ресурсы


О стратегии развития системы образования региона шла речь на V съезде руководителей общеобразовательных организаций Челябинской области, состоявшемся на этой неделе. Во Дворце пионеров и школьников на Алом поле собрались 400 директоров южноуральских школ, чтобы обсудить актуальные вопросы образования.

- Отрадно, что у нас сложилась хорошая традиция – ежегодно проводить съезд руководителей системы общего образования, - открыл мероприятие первый заместитель губернатора Евгений Редин. Он поздравил комитет по делам образования Челябинска со столетним юбилеем и обозначил основные задачи, которые сегодня стоят перед школой. Одна из главных – переход на обучение в одну смену.

- Сейчас в области 16 процентов школьников учится во вторую смену. К 2025 году мы должны сделать все возможное, чтобы все дети обучались в одну смену. Без строительства новых школ мы не обойдемся, - подчеркнул первый вице-губернатор. - В прошлом году было выкуплено школьное здание на 825 мест, в этом году будем открывать новую школу в микрорайоне Парковом, ведется строительство в Сосновском районе. Но таких объектов нужно значительно больше.

Евгений Редин отметил, что система общего образования Южного Урала занимает лидирующие позиции в стране, и выразил надежду на то, что в область будут приезжать новоселы из Казахстана и других регионов, в том числе ради того, чтобы их дети смогли получить хорошее образование.

Педагоги и ученые обсудили профессиональные вопросы, в частности подвели итоги реализации инновационных проектов, наметили новые направления развития общего образования в 2017 - 2018 годах. Первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова заострила внимание делегатов съезда на ресурсах, которыми сегодня располагает система образования.

- Часто, дорогие директора, слово «ресурсы» вы рассматриваете только как финансовые возможности. А они, как известно, ограничены, - обратилась она к коллегам. - Зато безграничны другие ресурсы – информационные, научно-методические, кадровые, организационные и так далее. Ваша задача – умело ими воспользоваться.

Будущее начинается сегодня


Один из серьезных ресурсов, по словам Елены Коузовой, - региональные инновационные площадки, которые сегодня работают в системе общего образования. Это школы, которые показывают достойные результаты государственной итоговой аттестации и успешно участвуют в реализации регионального образовательного проекта ТЕМП.

- В 2016 году на базе десяти образовательных организации были открыты инновационные площадки по реализации регионального образовательного проекта ТЕМП, - сообщил заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО), доктор педагогических наук, профессор Дмитрий Ильясов. – Так, например, проект челябинской начальной школы № 95 предлагает уникальную политехническую модель, которая обеспечивает развитие изобретательских, инженерно-конструкторских, исследовательских способностей младших школьников.

А научно-прикладной проект средней школы № 1 города Кыштыма ориентирует учащихся на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии. Новая технология предполагает сотрудничество школы с промышленными предприятиями и бизнес-сообществом. На популяризацию инженерно-конструкторских специальностей нацелен проект школы № 127 города Снежинска. Проектная идея инновационной площадки школы № 1 в Коркино - качественная подготовка выпускников, готовых к успешной самореализации и конкурентоспособных на рынке труда Челябинской области. Педагоги школы Еткульского района предложили вариант образовательного туризма - организация экскурсионно-познавательных маршрутов на градообразующие предприятия «Коелгамрамор» и «Коелгинское». В Аше на площадке средней школы № 9 (с профессиональным обучением) реализуется проект, направленный на раннее выявление и развитие способностей учащихся, раскрытие потенциала каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

По мнению экспертов, опыт инновационных площадок могут использовать другие школы области, в том числе с низкими результатами обучения или работающие в неблагоприятных социальных условиях. Если раньше приоритетную поддержку получали лидеры образования, то сейчас акцент сделан на школы, работающие в неблагоприятных социальных условиях. Ведь качественное образование должно быть доступно каждому ребенку.

- Вполне закономерно включение в федеральную целевую программу развития образования на 2016 - 2020 годы мероприятий, которые нацеливают регионы России на разработку проектов и мер поддержки школ с низкими результатами, а также работающих в неблагоприятных социальных условиях, - констатировала руководитель учебно-методического центра профессиональной переподготовки ЧИППКРО, кандидат педагогических наук Татьяна Данильченко.

На поддержку таких учебных заведений нацелены модельные региональные программы: «Сетевой навигатор качества образования», «Образовательный технопарк». Определены критерии отбора школ, которым требуется поддержка. Для школ с низкими результатами обучения – это итоги ОГЭ и ЕГЭ, наличие учащихся, состоящих на учете в КДН или ПДН, а также удовлетворенность школьников и их родителей качеством образования. При определении школ с неблагоприятными социальными условиями учитывались такие факторы, как труднодоступная местность, обучение детей из малообеспеченных и неполных семей, семей безработных, мигрантов, детей, для которых русский язык не является родным, и так далее.

Адресная поддержка для аутсайдеров


В число таких общеобразовательных организаций в настоящее время вошли 15 школ из 6 муниципалитетов Челябинской области. Им будет предложена адресная поддержка. На интерактивном пространстве успешные учебные заведения поделятся своим опытом, окажут консультативную помощь. Это, считает эксперт, позволит быстро и оперативно оказать содействие, повысить возможности отстающих школ. Кроме того, предполагается создание на базе учебных заведений с низкими результатами обучения технопарков образовательной направленности. Ожидается, что школьники с разным уровнем подготовки заинтересуются учебно-исследовательской и проектной работой с конкретным практическим применением.

- Вовлечение учащихся, прежде всего тех, кто состоит на учете в КДН и ПДН, в социально-полезную, в том числе трудовую деятельность, правильная организация свободного времени будет способствовать нивелированию факторов, предрасполагающих к асоциальному поведению, - отметила Татьяна Данильченко.

В 2017 году поддержка таких проектов планируется за счет средств федеральных субсидий в бюджет Челябинской области.

- Не стоит опасаться, что школа попадет в список учебных заведений, демонстрирующих низкие результаты или в неблагоприятных условиях, - подытожила Елена Коузова, обращаясь к школьным директорам. - У вас появляется серьезный и абсолютно бесплатный научно-методический и организационно-управленческий ресурс для повышения качества образования. А в перспективе можно будет претендовать в том числе на повышенный норматив финансирования, который сейчас получают школы, демонстрирующие позитивную динамику результатов государственной итоговой аттестации. Не страшно, если школа окажется в аутсайдерах. Страшно, когда коллектив не работает на перспективу и не стремится к обновлению.

На съезде также был презентован проект партии «Единая Россия» «Шахматный всеобуч», содействующий интеллектуальному развитию детей в школах Челябинской области.

++znakcom-1075848-666x444.jpg

Первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова:


- Сегодня актуальной для Челябинской области темой является оценка качества образования, а все остальные вопросы вращаются вокруг нее. Это и организация работы региональных инновационных площадок, и помощь школам, которые демонстрируют низкие результаты или работают в неблагоприятных условиях. Таким организациям мы предложим новые образовательные программы, позволяющие ученикам не чувствовать себя ущемленными в получении качественного образования, а руководителям работать с педагогическим коллективом так, чтобы повысить результаты, которые дети будут демонстрировать.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other