Меню

Ливневки: случится ли революция?

17.03.2017 12:00 - автор Сергей ТАРАН
На дворе весна. Тает снег, а с неба (синоптики с гарантией обещают) вот вот-вот сорвутся осадки в виде того же снега и дождя. Со всех сторон собирается большая вода. Она в марте только начинает свой ход. А это значит — жди тут и там подтопления со всеми неприятными последствиями. Затопит, как водится, городской частный сектор в низких местах. Достанется не только погребам, попортит стихия жилые дома, хозяйственные строения, дороги. Но и в летние, и в осенние затяжные осадки город не может перевести дух: его заливает. А в замученный Миасс смываются земные нечистоты. От воды убытков не меньше, чем от огня. И так каждый божий год. Общественность и надзорные органы традиционно бьют тревогу: «Нужна настоящая ливневая канализация!», а власти не находят денег, чтобы кардинально переломить ситуацию, пока склонную только драматически ухудшаться.
Ливневки: случится ли революция?
Фото Вячеслава НИКУЛИНА.

Программа — это уже шаг вперед


В СМИ уже стало общим местом, что большинство очистных сооружений по очистке хозбытовых и производственных сточных вод морально и физически устарели. А если они хоть как-то эксплуатируются, то с чудовищными нарушениями технологического регламента. И что сбрасывают вместо воды в водные объекты, можно только догадываться. Известно, что во многих городах и весях нашей области очистные сооружения для канализации отсутствуют напрочь. В самом Челябинске ситуация полегче, но и дальше терпеть плохое состояние всей ливневой системы уже невозможно. В мэрии знают, что давно пора строить очистные сооружения на коллекторах ливневых стоков. Но пока стоит задача - провести инвентаризацию ливневого хозяйства (множество сетей, выпусков, люков, решеток пребывают в заброшенности и не имеют хозяина), отремонтировать то, что еще может служить городу. Наконец, прекратить сбрасывать городские сточные воды без разрешительных документов, то есть ввести эту процедуру в законные рамки. Хотя, как говорят эксперты, законодательно это дело у нас вообще не урегулировано. Руки у «хозяйствующих субъектов» развязаны. А это значит, что загрязнение реки Миасс продолжается и от сбросов промышленных предприятий, а не только от произвола «небесной канцелярии».

Ровно год назад (16 марта 2016) в городе приняли программу «Развитие системы дождевой канализации в городе Челябинске на 2016 - 2018 годы». Из действующего муниципального документа следует, что за два года предстоит проделать большую работу. Практически придется восстановить всю ливневую систему, но уже на основе современных материалов и технологий. Речь, правда, идет о дождевой канализации, принятой на городской баланс. Километры «бесхоза», видимо, будут дожидаться очередной кампании инвентаризации.

Известно, что сеть дождевой канализации в Челябинске была построена в 1961 году. Какой она теперь имеет износ? Говорят, более 50 процентов. Думается, что значительно больше. Сеть давно на многих участках не отводит талую и дождевую воду. В результате там проезжая часть просто тонет, а впоследствии разрушается. Ясно, что сеть требует скорейшего обследования и надлежащей инвентаризации.

Знаете ли вы, что:

В области 26 процентов очистных сооружений (ОС) введено в эксплуатацию до 1970 года, с 1971 по 1990 годы — 64,5 процента. Почти треть из всего перечня сооружений не имеет биологической очистки сточных вод. По данным Росприроднадзора, почти все ОС не обеспечивают очистку сточных вод до установленных нормативов.

Работы будет много


Итак, что предстоит сделать? За два года восстановить почти пять километров сети дождевой канализации (на 2017-й — 2,3 км, на 2018-й - 2,4 км) При этом обследованию подлежит 60 километров труб. Что покажет такое «вскрытие», узнаем в текущем строительно-ремонтном сезоне.

Судя по программе, придется привести в нормативное состояние три километра магистральных коллекторов. Это очень много. А ведь еще понадобится обустроить подъезды к технологическим выпускам. Их в программе предусмотрено пока шесть. Но с чего-то же надо начинать! На главном направлении всей строительной кампании восстановления ливневой канализации - ликвидация мест подтопления дорожно-уличной сети. Чтобы труд этот не пропал впустую, вместе с этим придется очистить городские коллекторы и попутно заменить или заново установить дождеприемные решетки, восстановить колодцы а также заменить перепускные трубы и водоотводящие лотки.

Работа эта не видная, мелкая, при этом требующая массу кропотливого труда. Займется всем управление дорожного строительства и благоустройства — все в ведомстве опытного и решительного заместителя главы администрации Владимира Алейникова. Там уже готовы выпустить на этот громадный фронт работ технику и специалистов.

Для чего мы приводим эти технические подробности? Чтобы читателю «Вечерки» стало понятно: ливневка - весьма непростая городская структура, которую требуется не только постоянно поддерживать в рабочем состоянии, но и регулярно развивать. А у нас о ливневке привыкли вспоминать в дни, когда город накрывает погодная стихия. А о системном строительстве речь не шла более 50 лет!
Поэтому весьма радует, что в программе предусмотрена разработка схемы дождевой канализации водосборного бассейна реки Челябки и реки Игуменки. Это знак! В городе реально вырабатывают стратегический подход к созданию ливневой канализации.

Возможна ли жизнь без канализации?


- Ну какая это жизнь, если даже речь об надежном отводе вод, пролитых на земле или с упавших с небес? - возразят одни.

- А ведь жили же, с терпением и убытками переживая отсутствие этой самой дождевой канализации, - добавят другие, - но если нет денег и не видно перспектив в светлом будущем экономики, может быть, стоит подождать?

Однако трезвые расчеты показывают: откладывать ремонт и строительство ливневки в городском хозяйстве — дело опасное. С каждым годом проблемы драматически множатся. И чем дальше, тем выйдет много дороже. Зато разработчики «Программы развития дождевой канализации» вполне ясно увидели, какие конечные результаты город получит, если удастся реализовать все, что запланировали.

Какие эффекты ожидаются от внедрения программы?

1. Повышение эффективности работы централизованных ливневых систем водоотведения.
2. Обеспечение требуемого уровня надежности функционирования дождевой канализации.
3. Сокращение дефицита мощности по водоотведению дождевых, талых и поливомоечных вод.
4. Увеличение срока службы дорожного покрытия на объектах улично-дорожной сети города Челябинска.
5. Обеспечение бесперебойной работы транспорта.
6. Предотвращение подъема уровня грунтовых вод.
7. Улучшение экологической обстановки на территории города Челябинска за счет исключения периодического подтопления городских территорий в период снеготаяния и дождей.

Когда оно само не течет


Из справки: «Дождевая канализация в городе Челябинске самосплавная, со сбросом неочищенного поверхностного стока. Общая протяженность сетей дождевой канализации составляет более 290 км. Основным материалом трубопроводов является железобетон. Отдельные магистрали города не имеют системы дождевой канализации». Согласитесь, звучит как диагноз-приговор. Впрочем, нельзя сказать, что в городе никого не беспокоило состояние ливневки. Напротив, озабоченность этим вопросом проходила чуть ли не красной линией на совещаниях всех уровней. А в 2012 - 2013 годах специалистами была предпринята попытка обследовать сети дождевой канализации. В результате появился технический список коллекторов, которые нуждались в проведении восстановительных работ и очистке.

Поэтому логично, что в «дождевую» программу разработчики включили мероприятия по поэтапному восстановлению и приведению в нормативное состояние ранее обследованных сетей дождевой канализации.

Вот список улиц, на которых запланирована очистка коллектора, установка дождеприемных решеток и восстановление колодцев для сбора воды: Монтажников, Хлебозаводская, шоссе Металлургов, Павелецкая 2-я, Кулибина, Котина, Первой пятилетки, Горького, Передовая, Крылова, Шуменская, Ловина, Бажова.

Мягко говоря, большую озабоченность у жителей города вызывают места подтопления на перекрестках дорог. И те, кто едет, и те, кто идет вдоль дороги, на самом деле устали мириться с разгулом воды. И с этим, похоже, окончательно разберутся во время строительной кампании. К счастью, таких точек с «вечными» лужами не так уж много. Но, чтобы избавиться от этой «напасти», придется восстановить разрушенные дождеприемные колодцы, построить новые и установить решетки. Список «потопляемых» перекрестков в программе выглядит так: пересечение Копейского шоссе — ул. Машиностроителей; ул. Блюхера — ул. Воровского; ул. Героев Танкограда — ул. Салютная; ул. Рождественского — автодорога «Меридиан»; проспект Ленина — ул. Артиллерийская; ул. 60-летия Октября — ул. Сталеваров.

Особое внимание планируется уделить магистральным коллекторам. Это основа дождевой канализации города, которая терпит наибольшую нагрузку. Весь объем дождевых, талых, поливомоечных вод с улиц города Челябинска. Стоит ли говорить о необходимости приведения и поддержания этих коллекторов в нормативном состоянии? Так вот, результаты проведенного обследования сетей показали: в городе есть коллекторы, забитые мусором на 60, а то и на все 70 процентов. Вот список коллекторов, требующих незамедлительной очистки: коллектор по ул. Воровского, по ул. Северный Луч, на пересечении ул. Доватора и ул Крупской, по ул. Дзержинского, по ул. Гагарина, по ул. Сибирский проезд.

А еще есть во всем этом «дождевом» хозяйстве выпуски коллекторов — бетонные трубопроводы различного диаметра, по которым осуществляется сток вод по берегам реки Миасс. В городе их около двух десятков, и они, к сожалению, тоже нуждаются в прикосновении хозяйской руки.

Деньги решают все


Пока запланировано, что по программе развития дождевой канализации городской бюджет выделит около 65 миллионов рублей. Это на 2017 год. И на 2018-й — столько же. Остается надеется, что деньги найдутся и при этом никуда не денутся, а будут потрачены на дело. Если все получится, то это будет большая победа, настоящая канализационная революция, которая принесет пользу нашему городу.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other