Меню

Все о начислениях ЖКХ

30.06.2014 10:45 23 (235)


В нашу редакцию часто обращаются жители Челябинска и области с просьбой разъяснить, как, куда и сколько нужно платить за жилищно-коммунальные услуги. Регулярно просят подсказать, как правильно делать перерасчет, к кому обращаться за подготовкой необходимых документов, как трактовать тот или иной закон. К сожалению, мы не всегда можем ответить на эти вопросы оперативно, так как для многих из них требуется консультация сразу нескольких специалистов сферы ЖКХ. Мы продолжаем отвечать на основные вопросы читателей, связанные с применением Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила № 354). Сегодня специалисты Министерства регионального развития РФ расскажут о площадях мест общего пользования и порядке перерасчетов.

О площадях общего пользования

Если подвал затоплен, используется ли его площадь при определении объема коммунального ресурса на ОДН? Если не вся площадь помещений, относящихся к общему имуществу, отапливается, участвует ли такая площадь в расчетах потребления ресурса на ОДН?

В расчетах за ОДН используется вся площадь помещений, относящихся к общему имуществу, указанная в технической документации на МКД независимо от условий их содержания, в т. ч. отопления. Если орган регулирования указал в нормативном акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг или по запросу организации (потребителя) перечень помещений, относящихся к общему имуществу, которые участвовали в расчетах нормативов, то стоимость КУ на ОДН должна определяться на площадь таких помещений конкретного многоквартирного дома.

Управляющая организация обслуживает МКД коридорного типа с имеющимися кладовыми помещениями. С гражданами-пользователями заключены договоры на временное пользование кладовыми помещениями. Как правильно начислить гражданам плату за отопление кладовых помещений? Такой же вопрос касается передачи в пользование части колясочной по договору на временное пользование общим имуществом.

Поскольку кладовые помещения и колясочные относятся к общему имуществу МКД и изначально предназначены для пользования всеми собственниками помещений дома, то бремя по их содержанию несут все собственники пропорционально площади своих помещений. Коммунальные ресурсы, приходящиеся на колясочные и кладовые помещения, относятся к общедомовым нуждам и оплачиваются всеми потребителями в порядке, предусмотренном Правилами № 354. Передача в пользование указанных помещений отдельным собственникам возможна только по решению общего собрания собственников (100 процентов голосов). Решением общего собрания возможно установление платы за личное пользование колясочными и кладовыми помещениями, а также порядок использования полученных от такого пользования средств. Плата за передачу общего имущества во временное пользование может отражать величину приходящихся на него расходов по содержанию такого имущества, в т.ч. на отопление (исходя из норматива потребления на ОДН), а может и не отражать таких расходов.

Как производится расчет платы за отопление в нежилых помещениях (подвалы, цоколи)?

Если помещения в подвале и цоколе оформлены как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным лицом, то расчет платы за отопление производится как для нежилых помещений.

Если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи относятся к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, по которым плата за отопление рассчитывается в составе платы за отопление на общедомовые нужды и покрывается собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Если при этом подвал и цоколь сдаются в аренду, решением общего собрания собственников помещений возможно установление платы за пользование сданными в аренду помещениями, а также порядка использования полученных от сдачи помещений в аренду средств. То есть плата за коммунальные услуги, предоставляемые в конкретный подвал, являющийся общим имуществом, отдельно не определяется.

Если отдельно стоящие здания подключены к системе теплоснабжения и водоснабжения от общего имущества дома, то имеет ли право УО (для расчета на общедомовые нужды) увеличить площадь дома на площадь отдельно стоящих зданий, запитанных от разлива дома (общего имущества)?

Нет, не имеет такого права. Расчет объемов коммунальных услуг, поданных в указанном случае в МКД, определяется по нормативу потребления, или расчет такого объема и использованием показаний ОПУ производится от разницы V опу — V неж. п. в другом здании по согласованию с РСО.

Площадь каких помещений общего имущества учитывается при расчете платы за ОДН, должны ли это быть все помещения, включая подвалы, чердаки и так далее? Может ли орган регулирования прописать какие-либо ограничения в своем акте, например, оставить только лестничные клетки, коридоры?

Правильный вариант определения таких площадей — это принимать в расчет площадь помещений, указанную в НПА субъекта РФ об утверждении норматива потребления коммунальных услуг на ОДН, поскольку норматив потребления коммунальных услуг на ОДН используется для определения размера платы за коммунальные услуги. Указание таких площадей СРФ в НПА об утверждении норматива потребления не противоречит правилам утверждения таких нормативов. По-нашему мнению, в расчет таких площадей должны включаться только площади помещений, входящих в состав общего имущества, которые указаны в технической документации на МКД.

Как учитывать площадь помещений с альтернативным источником отопления в МКД при расчете норматива на отопление?

Поскольку условно норматив на отопление 1 кв. м площади помещений и мест общего пользования принят в равной величине, то есть нагрузка на отопление здания распределена пропорционально площади помещений и МОП МКД и приведена к 1 кв. м, то и для домов, имеющих помещения с альтернативным источником отопления, в расчетной формуле норматива на отопление корректно использовать площадь всех помещений МКД, независимо от того, имеется ли в таких помещениях централизованное отопление. Если же на момент расчета норматива потребления тепловой энергии на отопление нагрузка по дому в техпаспорте скорректирована с учетом отключения части помещений от системы централизованного отопления, то для такой категории домов при расчете норматива на отопление принимается суммарная величина площади МОП и помещений, присоединенных к централизованному отоплению.

Порядок и случаи перерасчетов

В случае если гражданин, заявивший об отсутствии, появится по месту жительства в заявленный период, как это зафиксировать и как производить начисление в этом случае?

Считаем, что документально зафиксировать факт появления гражданина по месту жительства невозможно. Тем более — зафиксировать факт проживания этого гражданина и потребления им коммунальных услуг. Однако при возникновении сомнений в отсутствии потребителя по месту жительства исполнителю предоставлено право проверить подлинность, полноту и достоверность сведений, содержащихся в документах, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации (п. 95 Правил № 354).

При перерасчете за временное отсутствие потребителя в расчетном периоде получается объем ГВС со знаком минус (-). Каким образом в этом месяце произвести расчет объема по ОДН, то есть повлияет ли объем по перерасчету на распределение объема по ОДН за текущий расчетный период?

Согласно п. 97 Правил № 354 результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:

а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия — в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия — в очередном платежном документе.

То есть в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия результат перерасчета учитывается при начислении платы за текущий месяц. Однако потребление услуг в жилом (нежилом) помещении не может быть отрицательным, в связи с чем размер платы за услуги, предоставленные потребителю в жилом (нежилом) помещении в текущем месяце, составит «0». Данный результат (как и любой другой) естественно повлияет на распределение объема по ОДН, а именно подлежащий распределению объем на ОДН в текущем месяце увеличится на объем потребления, «снятый» в текущем месяце с временно отсутствовавшего потребителя.

Если потребитель временно отсутствовал и сообщил об этом после окончания периода временного отсутствия или выявлен факт проживания незарегистрированных лиц в жилом помещении в предыдущем месяце, подлежит ли перераспределению заново уже распределенный в прошлом месяце по количеству человек «минусовой» объем общедомового потребления?

Делается ли перерасчет суммы распределенной отрицательной разницы за предыдущий период в связи с временным отсутствием потребителей (временным проживанием жильцов), в Правилах № 354 не указано. Однако Правила № 354 предусматривают обязательность перерасчета платы за период временного отсутствия потребителей. Перерасчет в связи с временным отсутствием потребителей приведет к уменьшению распределяемой суммы и, соответственно, к увеличению размера начисленной платы; перерасчет в связи с временным проживанием жильцов — наоборот, приведет к увеличению распределяемой суммы и уменьшению начисляемого размера платы. Если такие перерасчеты не делать, то в первом случае исполнитель коммунальных услуг понесет убытки, во втором — будут нарушены интересы потребителей.

В доме установлены общедомовые приборы учета холодного и горячего водоснабжения. У всех жильцов в доме отсутствуют индивидуальные приборы на воду. Начисление производится согласно показаниям общедомового прибора учета. Нормативы на общедомовые нужды пока не утверждены. Начисляем пропорционально количеству зарегистрированных граждан. Могут ли жильцы, проживающие в данном многоквартирном доме, потребовать перерасчет в случае их временного отсутствия, и как тогда мы должны производить начисление? Еще раз обращаем внимание, что мы не считаем общедомовые нужды, так как нормативы на них в нашем регионе пока не утверждены.

Потребитель вправе потребовать перерасчет за временное отсутствие. В том порядке, в каком вы производите потребителям начисление в настоящее время, в случае их временного отсутствия начисление производиться не будет за все время отсутствия, в том числе и за ОДН, то есть при распределении показаний ОПУ человеко-дни временно отсутствующих не учитываются.

По нашему мнению, если новые нормативы потребления не утверждены, считаем более правильным производить начисление по ранее действовавшим нормативам потребления, а разницу с показаниями ОПУ (ОДН) распределять между потребителями пропорционально площади помещений по формуле 11 Приложения 2 Правил № 354. При этом следует довести до сведения потребителей, что такой порядок расчета принимается до введения в действие новых нормативов потребления на индивидуальное потребление и ОДН с последующим перерасчетом.

При проведении перерасчета при временном отсутствии граждан остается нераспределенный ресурс, который мы должны логически распределить на всех собственников. В соответствии с каким пунктом Правил № 354? Этот вопрос задают собственники.

При проведении перерасчета за временное отсутствие потребителей в расчетном периоде, в котором представлены документы потребителями, снимается начисленный ранее объем услуг потребителю, который временно отсутствовал. Это снижение учитывается в расчетах платы за коммунальные услуги всем остальным потребителям только в доме с ОПУ и только в том месяце, в котором производится перерасчет временно отсутствующему потребителю. То есть всем остальным потребителям перерасчет платы за предыдущие расчетные периоды не производится (такого порядка перерасчета и нет в Правилах № 354). Всем потребителям в МКД, в том числе и временно отсутствующему потребителю определяется плата за коммунальные услуги на ОДН за расчетный период с учетом снятия объемов коммунальных услуг, начисленных ранее в период временного отсутствия потребителя.