Меню

Лифт следует по замкнутому кругу?

23.03.2017 16:30 - автор Александр Патритеев
Лифт в высотке – вещь, конечно, естественная, но, признаться, иногда раздражает. Особенно в предрассветную пору, когда кому-то из соседей – как правило, сверху – на работу нужно раньше, и ваш утренний сон начинает утюжить железная махина. В такие минуты невольно позавидуешь жильцам первых двух подъездов 10-этажного дома № 69а по Комсомольскому проспекту, где лифтовая идиллия длится второй год: подъемные механизмы там молчат, остановленные в феврале 2016 года по решению управляющей компании с формулировкой «до устранения нарушений». Думали – ненадолго. Прошло более года, а лифт и ныне там. В ситуации разбирался наш корреспондент.
Лифт следует по замкнутому кругу?


Пенсионерка Валентина Ивановна, проживающая в одном из злополучных подъездов, в свои семьдесят шесть с трудом поднимается на свой девятый. Восхождение занимает около получаса с перерывами на каждой площадке: больное сердце. Правда, первые месяцы после того, как остановился лифт, ходила вверх-вниз не меньше пяти раз в день. Теперь старается делать это все реже: вынужденная «лечебная физкультура» не пошла впрок. Впрочем, о собственных трудностях женщина говорит нехотя – больше думает о соседях, в том числе о жильцах из другого подъезда.

– На седьмом этаже в первом подъезде живет инвалид, – рассказывает Валентина Ивановна. – Ни спуститься, ни подняться не может, прикован к постели. А все потому, что как-то, уже после остановки лифта, спускался, упал, сломал шейку бедра. У нас на пятом жила женщина, перенесшая инсульт, и все говорила: «Как хочется погулять, подышать воздухом! А выйти не могу…» Я ей обещала, что лифт заработает. В ноябре она умерла – не дождалась. Да и врачи не больно-то хотят на девятый-десятый этаж подниматься со своими саквояжами, с трудом идут…

«Жилищник», жильцы и иже с ними


4 февраля 2016-го – день, когда лифты в двух подъездах остановились по инициативе управляющей компании «Жилищник-С» на основании актов периодического технического освидетельствования. Согласно актам в обоих лифтах выявлены отрицательные результаты функционирования устройств безопасности, а именно: расход в паре редуктора главного привода превышал 17 градусов по тормозной полумуфте. Стоит отметить, что жильцы связывают саму проверку и столь кардинальные, на их взгляд («лифт-то рабочий!»), последствия с происходившим примерно в то же время в Москве, просим прощения за каламбур, повальным падежом лифтов. Как бы там ни было, оба подъемника «приостановили» до устранения нарушений. На этом, собственно, предыстория завершается. Начинается замкнутый круг.

В апреле прошлого года состоялось общее собрание собственников. Правда, общим оно было только по определению: кворум не набрали. Представители компании «Жилищник-С» разъяснили тем немногим, кто все-таки был, что замена редуктора относится к текущему ремонту, вот только завод-изготовитель именно этих лифтов – банкрот, тогда как другие предприятия предлагают комплексную замену детали, а это уже вид капитального ремонта. Жильцов ознакомили со сметным расчетом, сделанным ООО «СК «Айсберг», на замену лебедки и тяговых канатов. Сумма составила 230 644,42 рубля из расчета работ по одному лифту.

В рамках действующего законодательства


Между тем еще в феврале 2016 года «Жилищник-С» обратился к Региональному оператору капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области с просьбой рассмотреть возможность перенести сроки проведения капитального ремонта лифтового оборудования с III периода (2026 – 2031 годы) на I период. Кстати сказать, оба лифта старше самого дома, введенного в эксплуатацию в 2000 году.

Официальный ответ фонда капремонта, пришедший в марте, содержал отказ: «В рамках действующего законодательства не представляется возможным изменение очередности и плановых сроков проведения капитального ремонта». Дополнительно сообщалось, что, по информации министерства строительства и инфраструктуры, подготовлен проект постановления регионального правительства «О порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Челябинской области». Так по решению комиссии можно перенести срок проведения конкретного вида работ на более ранний в рамках актуализации региональной программы. Также отмечалось, что собственники в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества по предложению управляющей организации либо по собственной инициативе, за счет дополнительных средств (к слову, о «собственной инициативе» будет упомянуто далее).

«До капремонта еще дожить надо»


– Нам отказали, – подтверждает Валентина Ивановна. – Теперь уже мы сами, жильцы обоих подъездов, написали в городскую администрацию, в жилищную инспекцию и в прокуратуру города…

Последняя инстанция направила «для рассмотрения по существу» обращение жильцов в районную прокуратуру. Ответа из администрации города пока не последовало. В свою очередь, жилищная инспекция переадресовала обращение региональному министерству строительства и инфраструктуры. Ответ жильцам пришел из минстроя буквально на днях. В нем говорится, что, в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, постановлением правительства Челябинской области от 28.12.2016 г. №750-П, внесены изменения в региональную программу в части разделения пяти шестилетних периодов проведения капитального ремонта в многоквартирных домах на десять трехлетних периодов. При этом ремонт лифтового хозяйства дома №69а по Комсомольскому проспекту после актуализации региональной программы включен в VII плановый период – 2032 – 2034 годы. Для проведения капремонта ранее запланированного срока собственникам или управляющей компании рекомендуется обратиться с заявлением в администрацию Челябинска для рассмотрения вопроса на соответствующей комиссии. И снова собственникам напоминают об общем собрании, где они вправе принять решение о досрочном капремонте за счет дополнительных средств.

Верхи не могут – низы не хотят


– До капремонта еще дожить надо, – рассуждает Валентина Ивановна, – нам предлагают провести общее собрание и уговорить всех жильцов собрать деньги. А люди из третьего и четвертого подъездов разве согласятся платить за ремонт в первом и втором? Никто из них и на прошлогоднее собрание не пришел. Ведь их это не касается, у них лифты ходят. Сомневаюсь, что и жильцы с нижних этажей в наших подъездах подключатся. Только верхние этажи, которые мучаются, заинтересованы. Да и наш «Жилищник-С» никаких мер не предпринимает, не ищет путей, а только ссылается на письма-отказы…

Что касается самой (не)возможности проведения общего собрания, на это косвенно указывает хотя бы письменное обращение к руководству управляющей компании, подписанное всего 22 жильцами – первого и второго подъездов, причем только верхних этажей, не ниже четвертого. В письме выражается явное недоверие к организации, ставится ряд вопросов. За комментариями мы обратились к директору «Жилищник-С» Юрию Овчинникову при встрече в офисе компании.

Лифт останется на прежнем месте?


Истек обеденный перерыв – ни директора, ни главного инженера на месте пока нет. Последнему звонит секретарь, и, видимо, он интересуется, по какому вопросу его спрашивают. Сотрудница отвечает: «Ну, как всегда, 69а…» Тем временем в приемную входит пожилой мужчина, тоже в поисках главного инженера, негромко возмущается, почему того нет на рабочем месте. «Разъездной характер работы», – пояснила секретарь. Мужчина, переваривая фразу, удаляется. Вскоре появляется директор.

– Юрий Вадимович, похоже, спустя год жильцы не понимают, почему остановлены лифты и зачем необходим капремонт. Поясните?

– Если в обычных лифтах мотор и редуктор – отдельно, то в этих используется так называемый мотор-редуктор. Выпускался он екатеринбургским заводом «Уралтрансмаш», с которым мы тут же, как только остановились лифты, связались. К сожалению, теперь лифтами они не занимаются, в отличие от конца 90-х – начала 2000-х, когда делали это, чтобы держаться на плаву. Сейчас эта тема им неинтересна, поэтому и запчастей нет. Контактировали мы и с организациями, которые эксплуатируют подобные лифты в Екатеринбурге. Они, если такая проблема возникает, сразу меняют лебедку. Старую лебедку оставить невозможно, приходится менять все в сборе. Информацию вместе со сметой мы и вынесли на прошлогоднее собрание. Но кому-то из собственников это не надо, а кому-то вообще хорошо: не начисляют. Страдают, как обычно, верхние этажи.

– Вообще, какие конкретные шаги вы предпринимали?

– Помимо обращения в фонд капремонта, в министерство строительства, пытались провести собрание жильцов. А в августе-сентябре прошлого года информацию по этим лифтам предоставили администрации города.

– Но время идет. Получается, все останется на прежнем месте?

– Видимо, до тех пор, пока жители сами не примут решение, пока не почувствуют себя собственниками. Некоторые предлагают собрать средства на ремонт только с двух подъездов, которых непосредственно касается проблема. Но такой подход не соответствует законодательству. Необходимо, чтобы «за» проголосовали по крайней мере две трети от общего числа. Это во-первых. А во-вторых, нужно составлять смету в сегодняшних ценах.

– Жильцы пеняют, что управляющая компания недостаточно активно решает проблему, не ищет выход…

– Я беседовал со специалистом, посоветовавшим попробовать заказать только редуктор. Хорошо. Позвонил на один завод – Кременкульский редукторный. Ответили, что единичными заказами не занимаются: мол, из-за одного-двух редукторов перенастраивать оборудование невыгодно. Обратился в еще одно предприятие, в Челябинске. Там сказали: заказов у них хватает.

– Если бы эксплуатация лифтов продолжалась, чем это чревато?

– При расходе в паре редуктора движущийся лифт начинает дергаться, причем рывки ощутимые, когда находишься в кабине. А чревато тем, что может заклинить кабину между этажами. При эвакуации людей ее уже ни спустишь, ни поднимешь… В целом ситуация с лифтами – патовая. И законодательство не позволяет собрать деньги только с двух подъездов, и второй половине дома, большей по площади, это не нужно. Бабушки приходят и требуют: «Отключите им лифты, чтобы тоже задумались!»

P.S.

А тем временем Валентина Ивановна со товарищи составляют жалобу в городскую администрацию. «Я бы обратилась с просьбой решить проблему к депутату «Единой России», но, понимаете, это мне лишний раз надо спускаться и подниматься», – то ли в шутку, то ли всерьез заключает 76-летняя женщина.

Цифры:

Мы предложили директору ООО «УК «Жилищник-С» Юрию Овчинникову посчитать, какая сумма гипотетически ляжет на плечи каждого собственника в доме №69а по Комсомольскому проспекту, если в среднем площадь квартиры равна 60 кв. м, общая площадь квартир – 7816, а общая сумма за оба лифта – 461 288,84 рубля. Получилось – крайне усреднено – что с каждой квартиры потребуется 3540 рублей. Причем директор подтвердил: если бы жильцы приняли решение, управляющая компания пошла бы навстречу, распределив эту сумму, например, на полгода.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other