Меню

Закон не в кассу

30.03.2017 17:45 - автор Сергей ТАРАН
Государством не созданы условия для исполнения требования федерального закона о контрольно-кассовой технике (ККТ). Предприниматели будут нести колоссальные затраты. Возможно, это является основанием перенести срок внедрения ККТ, пока не будут решены все технические вопросы. Эксперты проанализировали закон и пути выхода из ситуации.
Закон не в кассу
Фото Вячеслава НИКУЛИНА

На днях в Челябинске состоялось очередное заседание Клуба политического действия «4 ноября». Председательствовал заместитель председателя областного Законодательного собрания Константин Захаров, который обозначил тему: «Проблемы с реализацией закона о применении контрольно-кассовой техники». По его словам, предмет обсуждения уже вызвал накал страстей. Споры вокруг 54-ФЗ докатились до областной Общественной палаты. Прошел круглый стол при уполномоченном по правам предпринимателей, встревожен депутатский корпус. Поэтому клуб «4 ноября» как бы подводил итоги целого цикла обсуждений с выработкой резолюции.

Запахло картельным сговором


Напомним, что 3 июля 2016 года президент РФ подписал поправки в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Согласно принятой норме, 2017 год должен стать отправной точкой поэтапного перехода на онлайн-кассы, что, по мнению разработчиков закона, заставит предпринимателей освоить новые технологии расчетов, позволяющие передавать данные в налоговую службу через Интернет. И тут обнаружилось, что реализация задуманного натолкнулась на реакцию со стороны предпринимательского сообщества, которую поддержали депутаты и широкая общественность. Что же так озаботило наш бизнес?

- Сроки вступления основных положений 54-ФЗ запланированы были на 1 января и 1 июля 2017 года и на 1 июля 2018 года, - отметил Константин Захаров. - Но вот добавились проблемы с монополизацией производства ККТ, ее фискальной памяти. В Госдуме это уже озвучили. Сертифицированных производителей самого «сердца» ККТ – цифрового накопителя - единицы, и все они аффилированны между собой. А стоимость этих «ячеек» в десятки раз превышает разумные пределы. Таким образом, есть все основания заподозрить их в картельном сговоре. Есть и другие нарушения, связанные с антимонопольным законодательством.

Депутат напомнил, что в течение последних пяти лет всеми уровнями власти прилагалось немало усилий, чтобы убедить людей от микробизнеса выйти из тени. Многие граждане не предполагали, что, получая деньги от физического лица за услуги, они нарушают закон. Проблема снималась просто - купить недорогой патент на конкретный вид деятельности. Но сегодня, согласно закону, с 1 июля 2018 года надо приобретать новую ККТ.

- Представьте пастуха, который установил аппарат с фискальной памятью, подсоединил его к GSM-модулю и пасет своих овец, - привел пример Константин Юрьевич. - Понятно, что этого не будет. Таким образом, часть бизнеса гарантированно загонят в серую зону.

Депутаты нам помогут


- Исправлять ситуацию надо, - уверен уполномоченный по правам предпринимателей Александр Гончаров. - Люди десятками идут с обращениями практически из всех муниципальных образований региона. Всплыли проблемы, о которых раньше не догадывались. Например, все знают, что у нас на сегодня один производитель ККТ, который не в состоянии поставить необходимое количество своей продукции.

При этом, отметил уполномоченный, кассы и вся периферия к ним должны быть установлены в определенные сроки. Но как это делать, никто не говорит. А тем временем не хватает как самих автоматов, так и фискальных блоков, карт памяти. Сегодня появились некие перекупщики, предлагающие бизнесменам кассовые карты памяти не по пять тысяч рублей, как декларировалось, а вдвое дороже. Оказалось, что невозможно адаптировать старые кассовые аппараты к новой системе. Хочешь не хочешь, а переходи на новую ККТ. Выяснилось, что переоборудование одного рабочего места обходится предприятию в 100 тысяч рублей. Вот далеко не полный список свалившихся на голову проблем: адаптировать принтеры и денежные ящики, переучивать персонал, приобретать и устанавливать новые программы, проходить процедуры перерегистрации в налоговом органе и так далее.

Вполне логично в сложившейся ситуации решение обратиться в областное Законодательное собрание и в деловые объединения, такие как «ОПОРА России», «Деловая Россия».

- Всем нужно выходить в Госдуму, в правительство РФ, - считает Александр Гончаров, - чтобы на федеральном уровне принять ряд решений, которые смогут снять остроту проблемы. Во-первых, нужно убрать сроки, установленные законом о кассовых аппаратах. Достаточно плановой замены по мере окончания сроков эксплуатации старых кассовых аппаратов. Во-вторых, мы предлагаем не трогать до 2021 года тех, кто работает без кассовых аппаратов, на «вмененке», по лицензиям. В отношении таких предпринимателей можно было бы и отменить действие ФЗ-54. Появилась идея проверить этот закон на коррупцегенность.

По данным налоговой службы, в ведомстве зарегистрировано 25 570 активных кассовых аппаратов. Следовательно, с июля 2018 года новых аппаратов на учете должно стоять не менее 26 тысяч. А на сегодняшний день таковых зарегистрировано 3900, то есть всего 13,5%.

- Многие наши предприниматели уже оплатили поставку ККТ, но до сих пор не получили аппараты. Известно, если начал работать с кассой, но не зарегистрировал ее — вылетают блоки памяти. И все сводится к монопольному производителю, который и произвести не может в нужном количестве. А еще делает такие прошивки в программе, которые заставляют предпринимателя платить и платить. И при этом он попадает в зону нарушения закона, - добавил Константин Захаров.

Присутствующий на заседании клуба представитель областного УФАС заявил, что его ведомство планирует изучить вопрос. На что Захаров отреагировал:

- Считайте наш протокол заявлением в орган ФАС.

Взгляд налоговой инспекции


Наши местные поставщики ККТ признаются, что начали получать технику уже в конце января. Однако один из производителей повысил ценники на 25% на самый дешевый аппарат. Сегодня ситуация немного исправляется. Появляется больше техники. Но это не решает проблему количества, поскольку изготовитель отгружает в Челябинск не более 10 процентов от заявки.

- Ситуация патовая, - признаются поставщики. - Наши клиенты нервничают.

Представитель УФН по Челябинской области Никита Шпаковский:

- Могу сказать, что игроков, кто занимается продажей и установкой новой ККТ, у нас в области не много. Но сегодня к нам в регион обещают поставить большую партию накопителей.

- Жалоб от предпринимателей у нас нет, - добавляет представитель Федеральной налоговой службы Ольга Иванова и дает совет: - Обратитесь в налоговую инспекцию о невозможности приобрести кассовый аппарат. Мы мониторим сейчас прессу в связи со скандалом и готовы помочь снять с учета ККТ, поставить новые кассы. Технические проблемы устранимы. Дефицит снимается. В марте мы регистрировали по 56 машин в день, в марте — по 75. За последние три дня — 400. Мы работаем в плотном контакте с крупными игроками. Примерно знаем оснащенность территорий. Скоро придет партия кассовых накопителей объемом около тысячи штук. Такова ситуация по всей России. Наш регион быстро переходит на новые образцы ККТ.

К июлю 2017 года все рабочие места могут быть переоборудованы.

Расчет на здравый смысл


Предпринимателям обещали, что цена нового кассового аппарата не превысит 12 тысяч рублей. На деле вышло по-другому - от 30 тысяч и выше. Прибавьте сюда ежемесячную замену программ, переобучение, кроме кассового аппарата надо много другой периферии приобретать. Расчетная стоимость на одно рабочее место - более 100 тысяч. Более того, мы ставим предпринимателей в неравные условия, поскольку актуальность патентов умерла.

Представитель Южно-Уральской торговой палаты Сергей Ермаков:

- Мы понимаем, что этот закон все-таки федеральный. Но мы уже знаем, что депутатами Госдумы внесен законопроект, который предполагает освободить индивидуальных предпринимателей, кто работает по патентам, от обязанности использовать ККТ до 1 января 2021 года. Может быть, имеет смысл поддержать эту инициативу.

- Мы обсуждали в Собрании,- ответил Константин Захаров. - У нас может быть два подхода. Во-первых, разработать собственный проект федерального закона, включив туда все пункты, которые мы здесь обсуждаем, и вынести его на рассмотрение Госдумы. Во-вторых, можем пойти по пути указания проблем, которые просим решить в структуре нового закона. Этот путь более реалистичен, потому что если сейчас в Госдуму начнут поступать от всех субъектов проекты собственных законов и все они хоть одной запятой будут отличаться, то на это понадобится колоссальная работа. А это время, которым мы не располагаем.

касса2.jpg

Что думает бизнес


Бизнесмены на заседании клуба попытались объяснить ситуацию со своей стороны. Оказывается, существует три протокола взаимодействия касс с оператором фискальных данных. Есть версия 1.0, которая сейчас применяется. Версия 1.05 по сути является переходной к версии 1.1, но с которой столько проблем.

В приказе Минфина РФ о взаимодействии. ??? В этом же приказе сказано, что версия 1.0 теряет свою актуальность с 1 января 2018 года. А оборудование (ни кассовые аппараты, ни фискальные накопители), работающее по протоколу 1.05, нам найти нелегко. Каждый переход — это затраты бизнеса. Это требует программного обеспечения кассовых аппаратов, это изменение функционирования под версию 1.1.

Получается, те предприниматели, которые установят кассовые аппараты и зарегистрируют их, через полгода, уже в декабре, столкнутся с тем, что им придется модернизировать ККТ, при этом полностью менять фискальный накопитель и заново их регистрировать. Чтобы обновить кассы, придется обратиться к сторонним организациям - опять затраты. Но на самом деле проблема только впереди - в 2021 году, когда поменяются кассовые чеки, на которых должна быть ВСЯ информация о реализованных товарах и предоставленных услугах. Соответственно, чтобы через три года не менять внезапно ККТ, уже сейчас каждому предпринимателю нужно думать о том, чтобы подобрать кассу, которая бы подходила к его виду деятельности.

Теперь о сроках действия кассы. По какой-то причине производитель фискальных накопителей ставит 13 месяцев как максимальный срок. Не минимум 13, а вообще 13. Именно с таким интервалом понадобится производить полную замену фискального накопителя и перерегистрацию в налоговом органе. При этом с технической точки зрения никаких причин нет так часто это делать. Ничто не мешает выпустить фискальный накопитель, который бы работал до того момента, когда касса снята с учета по какой-либо причине. Есть данные, которые должны сохраняться в накопителе. В таком случае нужно установить большой объем памяти.

- Мы отразим это в заявлении в УФАС, - сказал Константин Захаров, - производитель принуждает раз в год менять технику, в то время когда это можно делать раз в пять, десять лет. Это тема антимонопольного органа.

В качестве резолюции:

Государством не созданы условия для исполнения требования федерального закона о ККТ. Предприниматели будут нести колоссальные затраты. Возможно, это является основанием перенести срок внедрения ККТ, пока не будут решены все технические вопросы.

Целесообразно оставить добровольное применение ККТ нового образца для предпринимателей, осуществляющих деятельность в населенных пунктах до 10 тысяч человек. Там нет необходимости вменять предпринимателям покупать дорогостоящую технику. А у нас все наоборот: передавать данные необязательно, но обязательно приобретать новую технику. Налоговая служба вполне может работать со старым фискальным накопителем.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other