Меню

Экспертный клуб: у нас начинает гореть «роддом»?

06.04.2017 15:44 - автор Сергей ТАРАН.
В респектабельном челябинском клубе «Арома де Куба» в очередной раз собрался «Экспертный клуб» от ИД «Гранада Пресс». На этот раз эксперты обсуждали политические риски и прогнозы в свете предстоящей выборной кампании. Впрочем, окончательно тему сформулировала сама жизнь. Митинги 26 марта всколыхнули почти всю страну. Вопрос напросился сам собою: какова природа протестных акций?
Экспертный клуб: у нас начинает гореть «роддом»?


Кстати, многими уже отмечено, что идея и формат мероприятия оказались весьма востребованными. Известные люди звонят, просятся прийти на заседание. Это радует. 

Общественный договор и все, все, все...

Депутат гордумы Челябинска, советник главы города Дмитрий Довженко начал дискуссию, заявив, что воскресные марши показали: президентская кампания началась, хотя начало было положено в декабре прошлого года. И она будет обостряться. Недаром начали меняться различные политологи. Обсуждают дату выборов, ее «перенос» или «не перенос». Но основная интрига пока отложена на неопределенный период. Но как это будет ложиться на нашу Челябинскую область?

++31 03 17 054-.jpg

Свой прогноз и анализ ситуации дал директор МАУ ИГ «Вечерний Челябинск» Сергей Филичкин. По его словам, будет происходить очень много интересного и неожиданного. Явно будут развиваться события не по скучному, заготовленному сценарию, где губернатору обычно поручено обеспечить явку под 70 процентов и качество голосования – 70 процентов за одного главного кандидата действующей власти. Причем он должен победить в честных выборах, которые не вызывают сомнений. Почему?

++31 03 17 065.jpg

- Очевидно, - считает Сергей Владимирович, - что некий негласный договор, который был заключен между властью и обществом в начале нулевых годов, оказался разрушен под давлением кризиса. Формула этого договора проста: граждане получают рост доходов, их качество жизни улучшается, но при этом они ограничиваются в некоторых гражданских свободах. Теперь это перестало устраивать одну из сторон. Появились протестные настроения. Люди недовольны тем, что они не могут жить, как привыкли. Доходы не растут, а качество жизни падает.

Естественно, возникает претензия к власти: «Почему так происходит?» На фоне таких настроений развернулись общественники, политические деятели, которые выдвинули целый ряд пока не политических требований. (Людей не устраивает коррупция, экология, проблемы ЖКХ.) Понятно, что обострение повестки будет продолжаться. Думаю, что оппозиция понимает, что до выборов существенно многое не поменять. Поэтому призывы будут усиливаться и политизироваться. До выборов оппозицию не допустят. Поэтому она будет стараться подорвать процедуру выборов, сделать победу основного кандидата неубедительной.

Устами младенца истина не глаголет

Политолог Андрей Лавров подхватил идею разрыва общественного договора.

- Кто кинул? - спросил Андрей Геннадиевич. - По Локку, договор заключали мы, а не молодежь, что была на митингах 26 марта. Истерика по их поводу немного успокоилась. Крики «Школяры, погромщики, все купленные» стихли… На самом деле устами младенца истина не глаголет. Искренность, честность – да. Правда как справедливость, как мироощущение — нет. Сейчас время спокойно разобраться в этом.

++31 03 17 014.jpg
  
Политолог отметил, что это массовое выступление молодых случилось впервые с 2011 года. «Дети» вынесли на улицу именно то, о чем разговаривают дома. А взрослые не выходят потому, что не видят в этом смысла. На самом деле выступления получились массовыми по охвату. Причем протест из центра пошел в провинцию. Это то, что давно предсказывалось. И это значительно опасней для системы.

- Те, кто пришли на митинги, - лучшие представители молодежи. Они самые искренние и карьеристки не лживые. И гопников там тоже не было. Но это не значит, что то, что они делают, это хорошо. Вспомните народовольцев, - отметил Лавров. - Нынешний протест не политический, не экономический, а прежде всего этический и эстетический. Им противно! Их бесит тотальная ложь, которую даже перестали прикрывать. Это мы, взрослые, привыкли, что мир несправедлив и везде все воруют. Мы живем в той реальности, которая существует. Совершено понятно, что эстетически все мы катимся в «совок», в эту архаику. Молодежь катится в другую страну, в другую социальную культуру. Она живет в социальных сетях, которые полностью проиграны властью.

Эксперты согласились, что причина протестных митингов не связана с каким-то событием, а является системной.
В сегодняшних условиях могут быть провокации с любой стороны, как от левых, так и от правых. До первой крови. Тогда за детьми выйдут их родители. Поэтому ни в коем случае нельзя решать ситуацию силовым методом. При этом нельзя не признать: молодежная политика себя полностью скомпрометировала.

Школота только начинает процесс

++31 03 17 026.jpg

- Социальный контракт действительно исчерпан, - соглашается политолог Алексей Ширинкин. - Попытка заместить старый контракт новым не дает ничего. Можно предлагать патриотизм, дескать, да, мы бедно живем. Но у нас есть Крым. Это срабатывало для старшего поколения. Эти люди в принципе одобряют внешнюю политику, но не внутреннюю. Я проводил фокус-группы, и вот что выяснилось. Теперь многое конвертировалось в политический запрос даже у пенсионеров. Есть и еще одна плохая новость: страна «беременна» министром Шойгу, отчасти министром Лавровым. Протест разлит, и он крайне широк. В Челябинской области тише, чем на всем Урале, но ситуация хуже. Достаточно будет искры.

А вот главный редактор газеты «Челябинский обзор» Дмитрий Моргулес считает, что говорить не о чем.

- Когда кино снимают, бывают сцены с большой массовкой - фон, шум. Собственно, сейчас такой шум идет. «О чем говорить, когда говорить не о чем». Путин подождет со своим выдвижением, выдвинется и получит свои 70/70. Бюрократию совершенно не волнует, как эти цифры будут нарисованы, - отметил журналист.

++31 03 17 046-.jpg

По его словам, у нас тут наложился «косяк»:

- Зачем надо было гнать на Алое поле школоту для сдачи норм ГТО? Другого места не нашли? Детям интересно, а тут настоящий политический митинг, на котором они ни разу не были. А тут еще дубинками по голове не бьют, и можно по Кировке прогуляться и прокричать что-то про Путина. И тебе за это ничего не будет.

Если бы разрешили этот митинг, пришла бы традиционная демшиза в 500 человек, но не две-три тысячи.

Дмитрий Довженко тоже согласен, что не было причины для включения в акцию молодых, просто чувство острой несправедливости. Второе – безысходность, апатия, чувство ненужности в этом мире. В Челябинске они не востребованы, какой бы вуз они не окончили. Это сужает их горизонт. Для молодого человека не найти работу означает крах жизни. В Греции, в Испании среди молодого населения было то же самое. Социальные лифты не работают. Происходит «закукливание» правящей касты.

Алексей Ширинкин: «Арабская весна» в чистом виде. Тот же самый механизм. Накопились проблемы. Рост патернализма, сворачивание демократических инструментов. Раньше было убеждение, что «нету денег, но есть свобода», теперь наступила неуверенность. А борьба с коррупцией с помощью протестов так же беспредметна, как борьба всего хорошего со всем плохим.

Дмитрий Моргулес: Один раз вышли - это ничего не значит. А вот если второй раз...

Дмитрий Довженко: Раньше люди не ходили на выборы. И это был протест. Но убрали минимальный порог явки…

Не навреди

Освещать или не освещать протестные акции - гамлетовский вопрос, решает каждая редакция самостоятельно. Кто-то ограничился лаконичной новостью, кто-то взялся за репортажи онлайн.

Свою позицию объяснил Сергей Филичкин, прошедший в свое время английскую спецшколу журналистики. Кстати, там однажды спросили: «Если вы приехали в родильный дом, а там пожар. Ваши действия?» - «Подставить лестницу, начать спасать людей», - ответил студент. «Неправильно, - преподаватель возмутился. - Вы не пожарный и не спасатель. Нужно поставить камеру и начать снимать крупные планы, как заживо сгорают мамаши и их младенцы». Вот такая получилась притча о журналистском профессионализме.

- У нас сейчас тоже начинает гореть «родильный дом», - заявил Сергей Филичкин. - Конечно, когда начались эти шествия по улицам, у многих людей, которые мониторили ситуацию, были очень сильные опасения. Вот идет толпа школьников. Простой вопрос: а нет ли в засаде снайпера, который сейчас выстрелит кому-нибудь в голову? А за этим начнется такая буча! Кто-то скажет, что это не реально. В Киеве тоже в это не верили. Поэтому, освещая подобные мероприятия или события, нужно быть ответственным журналистом. У нас тоже должно быть врачебное правило «Не навреди!»

- Кому не навреди, власти или людям? - не унимаются оппоненты, - освещение или отсутствие освещения - что хуже?

Эксперты считают, что эти ребята на митингах будут эволюционировать. Поэтому надо подсказывать власти, что этих людей надо ассимилировать.

Спасибо правоохранителям

Нашлось доброе слово в адрес полиции. Эксперты уверены: если бы начали молодых «винтить» и «принимать», это было бы хуже, чем снайпер в кустах. И надо сказать спасибо правоохранительным органам. Они не стали этого делать.

Дмитрий Моргулес:

- Должен сказать, что за последние лет восемь очень выросла квалификация правоохранителей. Научились грамотно, качественно работать. Причем провокаторы в толпе были. Для сравнения: в Краснодарском крае было по-другому. Дымовые шашки стали бросать сами полицейские, орудовали казаки. А ведь там проблем намешано.

И все-таки, что нужно делать властям теперь? Ну не ограничивать же Интернет?

Дмитрий Моргулес:

- Пар надо спускать любыми способами. Но телевизор уже не работает. Новая программа «Пэрисхилтон» это показала. Всё. Кстати, теперь все наши государственные каналы будут жить на жиденьком бюджете.

Алексей Ширинкин:

- Людям надоел телевизор, надоела Украина, Сирия не вызывает вообще никакого понимания. Все ток-шоу – постоянная невротизация зрителя. По сути, у нас остаются три сценария, о которых говорили раньше. Первое - прорыв, демократизация и модернизация. Заметили, это слово исчезло из политического лексикона. Мы больное, недомодернизированное общество. Второй путь – «закукливание». Сегодня это самый вероятный путь в прошлое.
Все этого хотят. Третий – ничего не делать. Мы этим и занимаемся. Но ресурсы кончаются. Выборы мэра и депутатов – способ делегировать ответственность. Но сегодня и эта система не работает. Об этом речь шла еще в 2014 году. Что давать больному? Чтобы он выжил или тихо без мучений умер.

Дмитрий Довженко:

У нас нет преемственности элит. А для этого нужен понятный выборный механизм.

Андрей Лавров:

Задача региональный властей - минимизировать неприятные возможные последствия тех событий, которые могут начаться в стране.

Фото Вячеслава НИКУЛИНА

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other