Меню

Главные проблемы — в отношениях с близкими

27.06.2014 12:52 47 (11759)


Сегодня мы то и дело слышим по телевизору фразу «С пострадавшими работают психологи». Так говорят, рассказывая об экстремальных ситуациях — пожарах, террористических актах, катастрофах. К сожалению, и государство, и обычные граждане вспоминают о психологах только в кризисной ситуации, экстремальной или просто воспринимаемой как экстремальная. Между тем в развитых странах поход к психологу — такое же обыденное явление, как поход к парикмахеру. О том, можно ли что-то изменить в нашей ситуации, мы говорим с практикующими психологами Людмилой Дейнеко и Мариной Золотаревой.

Стереотипы современного горожанина

— Возможно, это идет из детства, которое у многих сложившихся людей прошло еще под знаком советской медицины, ориентированной прежде всего на лекарства и помощь больным, — говорит Людмила Дейнеко. — На здоровых людей до сих пор обращают внимание недостаточно, потому что одним из главных стереотипов общественного сознания является убеждение в том, что «обращаться к специалистам должны только больные». Между тем и у тех, кто не страдает никакими душевными заболеваниями, есть немало проблем — от банальной депрессии до серьезных конфликтов с родными и близкими.

— Кстати, именно проблемы во взаимоотношениях с родными и близкими являются главной темой обращений к нам, психологам, — дополняет Марина Золотарева. — Информация о том, что конкретный специалист помог разобраться с внутренними проблемами, распространяется по «сарафанному радио», и к нам приходят совершенно разные люди. И каждый из них нуждается прежде всего в том, чтобы высказаться. Бурный темп городской жизни способствует тому, что человеку порой некогда поговорить даже с самыми близкими людьми. У многих возникает ощущение постоянной нехватки времени, определенной «загнанности», усталости. Часто это перерастает в агрессию по отношению к ближним или тем, кто случайно оказался поблизости. Но если от конфликта со случайными встречными мы можем закрыться, уклониться, то от родных и близких никуда не уйдешь — приходится конфликт разрешать.

— Кстати, агрессия — это не всегда плохо, — уточняет Людмила Дейнеко. — Иногда это выплеск энергии, которая помогает человеку «проснуться», стряхнуть апатию и лень. Однако тут надо знать меру.

Мы используем агрессию, когда отстаиваем свои границы, продвигаем бизнес, рекламируя товар или услуги. Даже тогда, когда банально откусываем кусок от пирога или яблока.


Суровый челябинский гештальт

Постепенно сложился интересный психологический «квартет» — четыре специалиста. Марина и Людмила присоединились к уже опытным гештальттерапевтам Светлане Ковалевой и Ольге Герасименко и создали свое агентство, занимающееся психологической помощью.

— Каждый из нас по-своему пришел к психологии, — рассказывает Людмила Дейнеко. — Все мы прошли через многочисленные обучения, тренинги и семинары. Каждый использует различные техники для помощи людям, но именно гештальт-метод является основным.

«Гештальт» по-немецки означает «образ, целостная форма». Возможно, такое название закрепилось потому, что отцами-основателями направления были немецкие психологи. Впрочем, дело не в названии, а в сути: данное направление психологической науки базируется на восприятии личности как целостного явления, которое невозможно «разъять» на некие составные части. Впоследствии возникла и гештальттерапия, которая всегда подчеркивала необходимость осознания клиентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Задача терапии состоит в том, чтобы помочь человеку достигать желаемого, а не жертвовать собой и своими предпочтениями, при этом сохранять то ценное, что уже приобретено в опыте, в отношениях к другим людям и своим представлениям о мире.

— На наш взгляд, концепция гештальттерапии — самая экологичная, ненавязчивая, деликатная, — утверждает Людмила Дейнеко. — Впрочем, так может сказать о своем направлении любой психолог, и потому более комфортное для себя направление выбирает пациент. Однако наш опыт показывает, что и нам, и тем, кто к нам обращается, лучше работается именно в русле гештальта.

— Естественно, сами мы тоже учимся, — говорит Марина Золотарева. — Есть такой Санкт-Петербургский институт гештальта, откуда в челябинский филиал приезжают педагоги. Именно знакомство с ними и учеба сблизили наш «квартет»: мы с Людмилой учимся на второй ступени, а Светлана и Ольга уже дипломированные специалисты.

Время стрессов и страстей

— Как ни сложно практикующим психологам в нашем «суровом» городе, у каждого сложился круг тех, кто консультируется с нами, — сообщает Людмила Дейнеко. — Наверное, каждый человек нуждается в психологической поддержке. Просто он не осознает этого. Иногда стесняется. Иногда находит замену — идет, например, к гадалкам, экстрасенсам. Но стоит ему почувствовать, что внутренние проблемы не дают, что называется, ни есть, ни спать, — тогда он идет к нам. Иногда причина внутреннего дискомфорта кроется в том, что человек постепенно останавливается в своем развитии. Не меняется с течением времени. И постепенно то, что раньше казалось незыблемым, например убежденность в том, что все проблемы можно решить с помощью денег, приходит в противоречие с реальностью.

И этот внутренний, не всегда осознаваемый конфликт мешает человеку быть счастливым, полнее ощущать жизнь. В таких случаях помогает психология, обладающая на сегодня множеством техник и способов решения различных личных вопросов: есть и индивидуальная терапия, есть и групповая, в том числе при помощи танца, музыки... Главное — помнить, что ухаживать стоит не только за своей внешностью, но и за своей душой тоже. Возможно, наше общество уже на пути осознания этой простой истины.