Меню

Алексей Бетехтин: "Год культуры в разгаре"

27.06.2014 12:28 47 (11759)


Театры, как, впрочем, и другие культурные учреждения, наверное, единственные в своем роде, кто подводит итоги два раза: в конце года и в конце сезона. Лето — «мертвая» пора для искусства, самое время подсчитать дивиденды и подумать о планах на будущее.

Передовики и события

Самое главное и радостное — что народ, несмотря на все бытовые неурядицы и мировые чемпионаты, искусства и культуры по-прежнему жаждет фибрами души.

— Обозначившаяся в последнее время тенденция к увеличению числа зрителей, слушателей, посетителей музеев сохраняется, — констатирует глава областного культурного ведомства Алексей Бетехтин. — Это в первую очередь внутренняя потребность людей, ведь мы не можем похвастать массой новых постановок, поскольку нет постановочных средств, и даже крупными гастрольными проектами в летний период, как было прежде.

— Кого бы вы назвали в числе передовиков?
— Хорошо поработал оперный театр, он существенно добавил и количество спектаклей, и количество зрителей, но говорить о каком-то глобальном прорыве не приходится. Скажем так: жизнь в этом коллективе налаживается, хотя те проблемы, которые имеются, за один-два сезона не решить.

— Какой проект вы бы отметили, назвали событием в масштабах области?
— В театральной среде никаких глобальных постановок не было, считаю, что событием стал фотомарафон «Один день из жизни Челябинской области», который состоялся в рамках очередного «Фотофеста». Вообще, к чести краеведческого музея хочу сказать, что «Фотофест» всегда проходит хорошо, ярко и каждый раз по-новому. Но вот этот марафон хоть и не претендует на эксклюзивность, поскольку проводился и в других областях, но однозначно стал самым значимым: он был прекрасно организован, объединил большое количество фотографов, вместил множество фотосессий, вплоть до того что снимали рабочий день главы региона. Сейчас все данные обрабатываются, систематизируются, я уверен, что результаты нас впечатлят.

Перестановка слагаемых

Нынешний сезон вновь ознаменовался кадровой рокировкой: три крупных областных театра провели перестановки в руководстве. Бывший ТЮЗ с почестями перевел Розу Орлову с директорского поста на должность замдиректора и с энтузиазмом принял Аллу Точилкину из Камерного театра. Свято место в Камерном тут же занял молодой, мало кому известный как в широких кругах электората, так и в узких околотеатральных окружностях Илья Коломейский. Наконец, театр драмы в очередной, уже четвертый раз остался без художественной «головы»: главреж Марина Глуховская со слезами на глазах простилась с труппой.

— Ну, перестановки в ТЮЗе были давно ожидаемы, поскольку Роза Захаровна должна была уйти на пенсию. Мне кажется, что Алла Точилкина за пару лет работы в Камерном театре заметно выросла как руководитель, в том числе благодаря Виктории Николаевне (Виктория Мещанинова, художественный руководитель Камерного театра. — Авт.), — комментирует перестановку слагаемых министр. — Мещанинова сама также выбирала нового директора в свой театр. Поскольку этот коллектив всегда был экспериментальным, рискнули взять молодого, неопытного, но с большими амбициями руководителя. Насколько выбор был удачным, говорить рано, три месяца мы дали новым директорам на то, чтобы войти в курс дела и разработать свою стратегию развития. Надеюсь, осенью мы получим от них планы, и тогда появится тема для обсуждения.

Постдраматическая агония

Режиссерские перебежки в театре драмы уже стали притчей во языцех, давно вышедшей за пределы театральных коридоров. Если поначалу околотеатральная общественность дружно пережевывала, переживала и сочувствовала одной из сторон, то в третий раз знакомые вопли «Волки, волки…» порядком утомили.

— Ситуация, когда режиссер покидает труппу, проработав год-два, перестала быть шоковой, она стала привычной для этого театра. Будут снова искать нового режиссера, в театре создан художественный совет, кандидатуры уже обсуждались, — разводит руками министр. — Хотя, если честно, все это напоминает народное вече, которое кричит «Любо!» или наоборот. Боюсь, что очередной сезон коллектив проведет без художественного лидера.

Коллектив не устроили ни режиссеры с опытом, репутацией, стратегией, работающие в традиционном направлении, ни новичок в кресле главрежа, пытающийся экспериментировать в постдраматическом стиле.

— Проблема нашего театра драмы, как и других, в том числе московских, которые создал и которыми долгое время руководил один человек, в том, что театр был заточен под этого одного конкретного человека. Сейчас его нет, но театр всеми силами пытается сохранить прежнюю эстетику, прежние отношения, прежнюю жизнь, наконец. Новый руководитель все равно будет пытаться сделать театр под себя, это неизбежно, вот тут коллектив и начинает сопротивляться. Наум Юрьевич, чье имя носит наш театр, был замечательный режиссер, мудрый руководитель, прекрасный человек, но его с нами нет и найти второго Орлова мы не сможем никогда.

— И что делать?
— Возможно, это звучит жестко, но в театре нужно все менять, если хотите, всех выгонять, набирать заново и строить театр по-новому. Понимаю, что сейчас вызову гнев и возмущение, тем не менее другого пути нет.

На самом деле ситуация в крупнейшем театре области патовая, и решить ее никто не может или не хочет, поскольку это в любом случае повлечет за собой перманентные скандалы, огромные риски и ответственность.

Оптимизм за закрытыми дверями

Еще одна точка кипения — многострадальный органный зал. Хотя, казалось бы, все проблемы решены и все стороны пришли к консенсусу: прекрасное здание в самом центре города готово принять инструмент, работы ведутся под неусыпным вниманием немцев из фирмы Hermann Eule.

— Все идет по графику и по правилам, немцы заехали, начали монтаж, сложностей нет, — подтверждает министр. — Я не знаю, почему такая нервная обстановка. Если раньше нас обвиняли в том, что мы хотим погубить инструмент, сейчас уже всем понятно, что такого никто не допустит. Мало того, немцы считают новый зал одним из лучших проектов если не в стране, то в Уральской зоне точно. Средства на монтаж выделены полностью. Будет проведена его модернизация, звучание улучшится. Оснований для пессимизма нет.

Тем не менее ажиотаж вокруг органа продолжается, в первую очередь потому, что прессе перекрыт доступ к объекту, хотя филармония уже объявила о продаже абонементов на органные концерты. Общественность и, конечно, СМИ желают не только знать, но и видеть, что же происходит за закрытыми дверями.

— Допуск закрыт потому, что идет процесс, в который посторонние люди не допускаются. И это не чей-то каприз, это требование прежде всего немецких специалистов. Как только работы завершатся, мы обязательно пригласим СМИ.

Денег и зрелищ

— В прошлом году была запущена программа по ремонту сельских учреждений культуры. Сколько объектов планируется отремонтировать?
— В этот раз 12 территорий вошли в программу и получат субсидии. Ремонтные работы будут проведены в девяти клубах и библиотеках. Самый дорогой проект в нынешнем году — Кыштымский народный дом, на который будет потрачено около 15 миллионов рублей. И еще на восьми объектах будет установлена противопожарная сигнализация.

— Почему закрыли программу по обновлению музыкальных инструментов в школах искусств?
— Программа сама по себе не закрыта. В прошлом году мы сделали очень большой рывок. 44 миллиона — это весьма приличные деньги — на 30 процентов удовлетворили потребность в инструментах, но это не конечный результат, мы будем продолжать. В этом году инициативу министерства поддержали муниципалитеты, активно стали софинансировать, включили в свои бюджеты, так что программа продолжается за счет муниципалитетов.

— Как выполняется поручение президента по зарплатам для бюджетников?
— По «дорожной карте» к концу года средняя зарплата в сфере культуры достигнет 18 тысяч рублей. Есть одна тонкость: для культуры цифры одни, для допобразования — другие, поскольку они зависят от средней по образованию. Работа идет, все связано с процессом кадровой оптимизации. Сейчас все очень сильно размазано по штатному расписанию: к примеру, числилось 40 человек, а реально — 25, потому что люди работали на две или полторы ставки. Это надо привести в соответствие, и пусть они получают нормальные деньги.

— 2014-й объявлен Годом культуры в стране. Как это конкретно отражается на культуре области?
— Пока рано подводить какие-то итоги. Год культуры в разгаре. Мы запустили два масштабных проекта — «Марафон талантов» и фестиваль искусств, которые специально под этот год заточены. Традиционные мероприятия проходят более ярко, масштабно, тот же Бажовский фестиваль. Запланированы обменные гастроли наших коллективов. Ну и осенью мы ждем сразу три московских коллектива: к нам приедет Малый театр, «У Никитских ворот» и Театр киноактера. Так что начало будущего сезона обещает быть интересным.


В органном зале «Родина» начался монтаж органа. Сейчас четверо специалистов органостроительной фирмы Hermann Eule ведут капитальную чистку и промывку всех деталей инструмента, включая внутренние поверхности труб и корпуса. После этого последует техническая и звуковая модернизация. Далее начнется монтаж, настройка и интонирование. Работами руководит Фридеман Бирке, 26 лет назад принимавший участие в строительстве инструмента и его монтаже в здании храма Александра Невского.