Меню

Последний шанс автотранса

22.05.2017 15:33 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА.
Автобусный транспорт Челябинска пытается вылезти из ямы. И пойдет по головам?
Последний шанс автотранса


МУП «Челябинский автобусный транспорт», отвечавшее за движение автобусов в городе, официально прекратило существование и перешло в стадию банкротства. Свою смерть МУП встретило в глубокой... яме, прежде всего долговой. Собственным сотрудникам муниципальное предприятие задолжало зарплату почти за два месяца — март и большую часть апреля.

На смену почившему в бозе МУПу явилось новое, молодое предприятие - ООО «Общественный городской транспорт». Оно будет арендовать базу автобусов, технику и административные площади. Оно же должно принять на работу всех бывших сотрудников МУПа. Однако не все здесь проходит гладко.

Вперед, в светлое будущее

Изначально для решения проблемы с автобусным транспортом предлагалось три пути: пригласить инвестора, отдать обслуживание в частные руки или создать новое предприятие и начать все с нуля. Привлечение инвестора грозит повышением стоимости проезда рублей до сорока, от чего горожане точно не будут в восторге. При переходе структуры в частные руки потеряются многие социальные обязательства, такие как перевозка льготников и садовые маршруты. Остается одно - начать с начала и попытаться на сей раз поставить дело более успешно.

- Подчеркиваю, у нас ООО, а не МУП и не МБУ, хотя мы и работаем с муниципальными учредителями. Мы не можем сидеть и ждать дотаций от бюджета. Мы должны сами заработать деньги и показать, что транспортное предприятие может быть рентабельным, - подчеркнул глава «Общественного городского транспорта» Дмитрий Холод. - Результатов нужно добиться уже в первые месяцы.

Программа для того, чтобы сделать городской автобусный транспорт рентабельным, достаточно проста. Автотранс предоставляет услуги, крайне востребованные горожанами, причем держит в своих руках более 50 процентов рынка. Помимо линий, которые обслуживаются в рамках социальных обязательств, в его распоряжении есть и экономически выгодные маршруты. На них сейчас не хватает техники, а значит, предприятие не получает денег, которые буквально на дороге валяются.

Для того чтобы вывести компанию из кризиса, руководство планирует прежде всего отправить на линию больше транспорта. Сейчас ему не хватает 43-44 единиц техники, чтобы выйти хотя бы на самоокупаемость. Купить или починить такое количество машин без посторонней помощи новорожденное предприятие не сможет, поэтому временно намерено арендовать их у частников. На эти машины планируют посадить своих водителей и кондукторов — бывших сотрудников МУПа.

Идея, конечно, выглядит вдохновляющей. Хочется верить, что городской транспорт наконец-то станет самоокупаемым. Это важно не только для предприятий, но и для нас: экономическая рентабельность — залог дальнейшего развития. Самое интересное, что теоретически возможность выйти на светлые рубежи экономического благополучия у автобусного предприятия есть. Как ни крути, а без транспорта городу и горожанам не обойтись. Им будут пользоваться, а значит, и платить деньги. Общественный транспорт рентабелен в большинстве развитых городов.

Однако до светлого будущего еще надо дойти, а проблемы есть прямо сейчас. Простые человеческие проблемы, к которым нельзя остаться глухими. Чтобы обсудить их, с бывшими работниками МУПа встретились глава ООО «Общественный городской транспорт» Дмитрий Холод, его заместитель Рустам Тимуршин, в прошлом руководитель частного перевозчика, и директор МУП «Челябинский автобусный транспорт» Эдуард Маховский.

Тысяча вопросов

В последнее время работникам бывшего «Челябавтотранса» жить приходилось буквально впроголодь: у многих ипотеки, детей нужно ставить на ноги, а зарплаты предприятие не выплачивало по несколько месяцев кряду. Но даже такая работа для многих лучше, чем никакой. Между тем многие водители и кондуктора, которые начали работать на ООО «Общественный городской транспорт», еще не видели своих трудовых договоров. Не окажется ли, что они не приняты на работу?

Не удивительно, что на встрече с руководителем новой компании в числе первых возникают вопросы о зарплате и трудоустройстве. Какие ответы получили сотрудники?

- Все ли, кто уволен из МУПа, смогут поступить на работу в ООО «Общественный городской транспорт»?

Дмитрий Холод: Предприятие готово принять всех желающих сотрудников МУПа. Мы никого не можем заставить перейти к нам силой. Кое-кто предпочел сменить место работы, уйти к конкурентам. Но мы ждем у себя все сто процентов сотрудников. Некоторых мы даже уговаривали остаться.

- В таком случае, почему большинство сотрудников до сих пор не трудоустроено?

Д. Х.: Все работники, в первую очередь водители и кондуктора, будут приняты. Все заявления будут подписаны, остались только технические моменты. Это вопрос бумажного оформления. Извините за откровенность, но у отдела кадров не десять рук. Мы не можем требовать, чтобы все было сделано немедленно. Со временем все документы оформят.

- В управлении транспорта обещали, что при увольнении всех сотрудников рассчитают. Однако никто из работников не получил долги по зарплате за март и апрель. Когда их выплатят?

Эдуард Маховский: В связи с прекращением деятельности у МУПа остаются очень ограниченные возможности для выплаты зарплат. Поступлений денег, которые были раньше, с маршрутов, теперь не предвидится. Остается только продажа того имущества, которое есть у МУПа. Имущество базы сейчас на оценке, которая займет около двух месяцев. Таким образом, окончательно рассчитаться по зарплатам МУП сможет только в конце июня.

- В последнее время зарплата у работников МУПа упала. Не понизят ли ее снова? Будет ли индексация?

Д. Х.: Никаких понижений зарплаты при переходе не предусмотрено. Это можно понять и по договорам, которые подписывают сотрудники. Начиная с мая мы войдем в нужный ритм и зарплату задерживать не будем. Вопрос об индексации по положению об ООО мы решаем самостоятельно. Если будут хорошие заработки — будет индексация.

Одно маленькое но

В целом ответы трудно назвать неудовлетворительными: все проблемы — и с трудоустройством, и с зарплатами — обещают решить. Конечно, ждать до конца июня, чтобы увидеть получку за апрель, не самая радостная перспектива, но, по крайней мере, есть надежда, что деньги выплатят.

Новое руководство не забывает попугать сотрудников возможными санкциями и «кадровой чисткой» от тех, кто не готов работать и зарабатывать деньги. Избавляться от трутней - это нормальная политика предприятия, которое хочет быть прибыльным. Об этом, заверяет директор, говорить можно будет позже, когда компания присмотрится к сотрудникам. Однако работников бывшего МУПа проверкой качества не запугаешь.

Вслед за первоочередными вопросами о долгах и зарплатах в их выступлениях появляются совсем другие темы. Сотрудники привлекают внимание к проблемным точкам отрасли (например, соперничеству с маршрутками), спрашивают о ремонте техники и о тактике, которой должен придерживаться диспетчер, стараются прояснить конкретные рабочие моменты. Как апогей звучит простой вопрос: «Когда уже загрузите работой?!». Отношение коллектива явно самое боевое: хлеба не надо — работу давай. Похоже, что ООО, которому нужны хорошие работники, и сотрудники, желающие получать за качественную работу достойные деньги, могут найти общий язык.

Остается только один вопрос: сможет ли (и хочет ли) предприятие выполнить все те обещания, которые раздало сотрудникам. На тот момент, когда сдавалась эта статья, работники ООО «Общественный городской транспорт» сообщили, что своих договоров о трудоустройстве они все еще не получили на руки. Недоволен персонал и качеством техники, которую арендовали у частного перевозчика: «ПАЗики» выглядят сильно подержанными, постоянно нуждаются в ремонте, так что их приходится «ставить на ноги» в ущерб основному автопарку. По-прежнему под вопросом зарплаты и компенсации за отпуска, которые должно выплатить обанкротившиееся МУП: обещания в карман не положишь. Сотрудники бывшего «Челябавтотранса» морально готовятся к худшему: их уже достаточно обманывали...

Ирина Матвеева, сотрудник:

- Я пережила уже не один переход предприятия в новые руки. Я понимаю, это трудно — перевести нас всех в новую компанию. Раз так, то, наверное, стоило подумать об этом заранее, обеспечить наше трудоустройство на предприятии, чтобы мы могли спокойно, без сомнений и паники, приступать к работе. А мы не подведем: водители и кондуктора так и рвутся работать. Но 28 мы вышли на работу, а своих трудовых договоров не увидели ни в этот день, ни в начале мая.

Ирина Зайцева, кондуктор:

- Разговор с руководством был очень многообещающим. Но мы часто слышим красивые обещания, но от этих обещаний в кармане не звенит. В реальности нас только дальше загоняют в долги. Сейчас любой из наших кондукторов — любой! — в долгах по уши. Мы хотим уже увидеть наши зарплаты! За три месяца мы получали деньги только один раз. Теперь нам обещают вернуть долги по зарплате к концу июня. Я что, должна прийти домой и сказать ребенку: «Ты будешь кушать у меня в конце июня»?

Елена Каргополова, кондуктор:

- Конечно, обещания очень приятные. Но слишком часто бывает, что они расходятся с делом. По договору у нас во время работы в МУПе должна была пройти индексация заработной платы. А в реальности нам изменили зарплату, она стала ниже. Чтобы заработать 18 - 20 тысяч, нам нужно отработать не меньше 200 часов, хотя предполагалось — 168.

Приятно было слышать слова Дмитрия Витальевича о ремонтной зоне: хочется верить, что транспорт действительно начнут чинить оперативно, и можно будет каждый день спокойно выходить на линию. Красивые обещания. Посмотрим, что будет.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other