Меню

Лидия Ручкина: жизнь в стихах

25.06.2014 11:27 46 (11758)


 
Главное, что может передать старшее поколение младшему, — это свои опыт и знания. В музее ЧЭМК пожилая женщина, бывшая сотрудница комбината, которой уже под восемьдесят, выступает перед школьниками, занятыми в летнем трудовом лагере. Рассказывает им о сложных понятиях: любви, прощении, вере, мечте, молодости, старости.

За такие звучные и в то же время общие темы редкий оратор возьмется, потому что подобные темы каждый человек воспринимает по-своему. И если оратор утверждает спорные вещи, то он может легко потерять доверие аудитории. Но ребята очень внимательно слушают. Пенсионерке Лидии Ивановне Ручкиной удается это достигнуть, потому что идти по жизни ей помогала поэзия, и именно в стихах она рассказывает школьникам то, что знает о жизни.

Ученики как завороженные смотрят на энергичную не по годам бабушку. Диву даешься, какую гармонию между молодежью и старшим поколением создала поэзия. В этот момент как-то даже странно осознавать, что к поэзии люди пре-имущественно относятся как к чему-то несерьезному, временному, как к увлечению молодости. Помните, слова из песни Валерия Ободзинского: «По ночам в тиши я пишу стихи. Пусть твердят, что пишет каждый в 19 лет…» Такое отношение в обществе, возможно, сложилось из-за того, что, как говорят, после поэзии молодости наступает проза взрослой жизни, связанная с разбитыми мечтами, разочарованиями, которые подталкивают к прагматичному мировоззрению. Но ведь в то же время невозможно представить нашу жизнь без лирики, без духовной составляющей! Без песен, музыки, картин, художественных фильмов, стихов… Поэтому некоторые люди несут в себе тягу к поэзии сквозь всю жизнь. И Лидия Ручкина именно такой человек.

Шум станков, грохот дробилок, обжигающий жар расплавленного металла — да, Ручкина всю жизнь провела не среди интеллигентов. Но кто сказал, что поэзия — удел интеллигенции?! Главное ведь, что вокруг тебя люди, а значит, эмоции, чувства, жизнь!

Ах, эта жизнь —
любви подарок.
Вот жаль, что очень коротка.
Миг этот сладостен и ярок.
Блаженствуй,
что живешь пока.

Сгорит, желаний не оставит.
Исчезнет,
как прибрежная волна.
Как в небе облако, растает,
Желанна всеми, но одна…

Лидия Ручкина не стала новой Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Ларисой Рубальской. Но разве кто-то утвердил закон, по которому если ты не знаменитый поэт, значит, не поэт вовсе? Людям интересно сопереживать другим. И если человек обладает талантом несколькими словами ухватить эмоции, саму суть жизни, то люди, читая эти слова, облеченные в красивую форму, сопереживают тому, что те в себе несут. Лидия Ивановна всегда принимала близко к сердцу жизнь, облеченную в поэзию. Она очень ценит и до сих пор любит петь хорошие душевные песни, читать стихотворения, сочинять собственные стихи…

Годы детства Ручкиной пришлись на военные и послевоенные годы. Отец погиб на фронте, мать их с сестрой поднимала одна. Жить было тяжело. Но уже тогда несмышленый ребенок пытался что-то сочинять. Кто-то из учителей в школе ей сказал: «Лидочка, давай мы одно твое стихотворение отошлем в газету «Пионерская правда»! Выслали про Зою Космодемьянскую. Что может написать ребенок? Некоторые строчки Лидия Ивановна помнит и сейчас:

Зоя шла сквозь огонь и воду,
Шла, не жалея жизнь.
Она хотела помочь
всему народу…

Сестра однажды даже сказала: «Ты что, с ума сошла?! У нас в родне не было ни одного такого стихоплета!» И действительно, какие могут быть стихи, когда хлеб выдают по карточкам, а о некоторых других продуктах приходится только мечтать! Однажды Лиду ограбили прямо в магазине. Хулиганы, пока она надевала варежки, выкрали из-под носа и хлеб, и карточки на целый месяц. Лидии Ивановне было тогда 15 лет. И она поняла, что должна теперь же начинать работать, помогать маме. Семье пошли навстречу: невзирая на возраст, устроили в мехцех на ТЭЦ-1. Сначала закрепили ее у станка под названием «Удмурт». Хоть он был небольшой, для новой работницы пришлось поставить дополнительно подставку. Там Лида прошла учебу на токаря, получила хорошие навыки, заслужила шестой разряд. Потом ей уже доверяли точить громоздкие валы, длиной по три-пять метров, на больших станках. На недо-уменный вопрос девушки: «Ну, что вы меня-то заставляете такие огромные детали делать?» ей отвечали: «Ты такая точная!»

Потом Ручкина решила посмотреть, «что делается за нашими домами», и устроилась на большое предприятие — ЧЭМК. Здесь и прошли основные годы ее трудовой деятельности. Сначала тоже работала токарем, а потом выучилась на машиниста крана. И вот уже ее кран «порхает» над низкими пролетами первого цеха. Постоянная жара и опасность от расплавленного металла, но в то же время — дружные коллеги. В этом коллективе была развита художественная самодеятельность, существовал сильный хор, в котором у Лидии Ивановны появилась возможность проявить себя: долгое время она была вокалисткой.

Были в жизни Ручкиной и большая любовь, и большие разочарования. Но семейная жизнь при этом не сложилась — двух своих сыновей Лидии Ивановне пришлось поднимать самостоятельно. И порой на душе было совсем нелегко…

Пошли мне, господи,
Покоя и тепла.
Угомони натянутые нервы.
Пока живу, и крестится рука,
Очисть мне душу
от поганой скверны…

Но как бы жизнь ни складывалась, а Лидия Ивановна выстояла, подняла детей, теперь уже есть внуки и правнуки. Появилось время уделить больше внимания основному увлечению — поэзии. Она часто гуляет по улицам города, наблюдает за людьми и природой. Возникают новые строчки.

Я уеду отсюда тайком
В тишину деревенских
дубрав.
Я хочу походить босиком
По зеленому бархату трав.

Деревенская милая даль,
По тебе мое сердце тоскует,
Где кукушка кукует печаль,
Где зарницы в закатах ночуют.

Где на теплом крылечке
звезда
Со звездой отдыхают, устав.
А меня все зовут поезда
В тишину
деревенских дубрав.

Ее стихи ненавязчивы, в какой-то мере они созвучны с творчеством любимого поэта самой Лидии Ручкиной — Сергея Есенина. Школьникам они нравятся. Все ли они понимают в том, что слышат? Здесь каждое слово — житейская философия, размышление о вечном, о судьбе человеческой. Слушаешь и невольно задумываешься: талантливо написано, но автор никому не известен и навряд ли когда-нибудь станет известен. А может быть, именно таким образом появлялись народные песни? Люди жили в той среде и в тех условиях, где не было места поэзии, но все-таки она просачивалась на белый свет, позабыв назвать своего сочинителя…

Как многолика ты, судьбина.
Свои премудрости тая,
Ты всем свое распределила
И не забыла про меня.

Ко мне ты повернулась
жестко,
Совсем не светлой стороной.
То время в серую полоску,
А то зигзаги с чернотой.

А то узлы, что не развяжешь,
А то задачи — не решишь.
Судьбе по-свойски
не укажешь
И от нее не убежишь.

И я привыкла к этой доле,
Что ты отмерила рукой.
И все равно, я всем довольна.
Не надо мне судьбы другой.


Мнение эксперта

Владлен ФЕРКЕЛЬ, издатель, поэт

— Попала мне на глаза небольшая подборка стихотворений Лидии Ивановны Ручкиной. Первое, что подкупает в прочитанном, — чистота и ясность мышления и видения мира. Темы традиционные: любовь, природа, боль за окружающих, ностальгия о деревенском прошлом. При этом в традиционности просматривается автор, его личная судьба, которую мы воспринимаем через призму лирического стихотворения.

Конечно, профессиональные критики найдут массу поводов для мелких придирок, но автор и не собирается участвовать в турнирах поэтов. Она высказывает наболевшее для тех, кого волнуют схожие вопросы. А таких, неравнодушных, тонко чувствующих людей у нас много.

Думаю, что стихотворения Лидии Ручкиной найдут своего благодарного читателя, который, прочитав ее строки, скажет: «Это же про меня!».

Фото автора