Меню

Владельцев мобильников пытаются оградить от лишних трат и происков мошенников

25.06.2014 11:16 46 (11758)

Операторов сотовой связи с недавнего времени обязали спрашивать клиента, нужны ли ему игры, прогноз погоды и прочие гороскопы. Дополнительные услуги теперь предоставляются по заявлению абонента, а стоимость их списывается со специального счета. Так гласят поправки в федеральный закон о связи, вступившие в силу с 1 мая нынешнего года. Впрочем, менеджеры компаний утверждают, что пресекать навязывание услуг абонентам операторы начали уже давно и самостоятельно, не дожидаясь законодательных решений. А вот в борьбе с мобильным мошенничеством главным оружием по-прежнему остается бдительность самих граждан.

Непредвиденные расходы на ненужные услуги

Напомним, поправками в федеральный закон закрепляется понятие контентных услуг, которые могут оказывать как сами операторы, так и иные лица по договору с компаниями сотовой связи. Абоненты могут открыть для оплаты таких услуг отдельный контентный счет — это позволяет лучше контролировать расходы. Излюбленный пример менеджеров: ребенок играючи подключил платную услугу, а родители потом выясняют, почему это их общение по мобильному так «подорожало». При наличии двух счетов непредвиденные потери попросту невозможны. Перевести деньги на контентный счет можно со своего лицевого — как это сделать, нужно справиться у оператора. А если деньги на этом счете закончились, оказание услуги будет автоматически приостановлено. Если же второй счет не открыт, расходы лягут на лицевой, но в этом случае, предлагая ту или иную дополнительную услугу, оператор вместе с контент-провайдером обязан информировать абонента о стоимости и запросить его согласие. В случае если вам мобильный телефон нужен исключительно для связи и ни для чего иного, можно обратиться к оператору с просьбой отключить все дополнительные услуги — тогда никто посторонний вас больше не обеспокоит.

По утверждению менеджеров компаний, действующих в Челябинской области, работа по защите абонентов от спама, или, на языке специалистов, недоброжелательного контента, началась задолго до вступления в силу новых законодательных норм. Операторы стали более внимательны к контент-провайдерам, а за навязывание услуг абонентам даже предусмотрели штрафы. Это принесло свои плоды: например, по свидетельству коммерческого директора МТС в Челябинской области Андрея Елизарова, за последнее время количество жалоб абонентов на надоедливые сообщения снизилось в десять раз.

Свою статистику приводят представители Теlе2 — Челябинск: в прошлом году каждый абонент в среднем получал 15 SMS-сообщений со стороны внешних сетей — о доставке шашлыка, услугах такси и заочных одобрениях банковских кредитов. Теперь такой информации должно значительно убавиться.

Грань мошенничества

Говоря о сюрпризах, которые может преподнести наш мобильный телефон стараниями посторонних лиц, специалисты подчеркивают: спам или другие «досадные недоразумения» следует отличать от откровенного мошенничества. Как рассказал начальник отдела надзора в сфере связи регионального управления Роскомнадзора Сергей Симаков, все обращения абонентов в ведомство можно разделить на две части — претензии к оператору и недовольство провайдерами. В качестве иллюстрации к первому специалист привел пример, когда услуга предлагается первый месяц бесплатно, а далее за нее взимаются деньги. Многие люди, особенно пожилые, по истечении установленного срока попросту забывают об этом условии. И затем платят за нее по умолчанию. Это вряд ли можно считать нарушением со стороны оператора: в конце концов, абонент был предупрежден заранее. А вот списание со счетов денег за ненужные и незаказанные услуги, предоставляемые контент-провайдером, как-то: новости, погода и прочее — это уже грань мошенничества, говорят в надзорном органе. В таких случаях по обращениям абонентов деньги были возвращены на их счета.

Мошенничество в чистом виде — это предмет внимания правоохранительных органов. По словам заместителя начальника отдела «К» ГУ МВД России по Челябинской области Андрея Халилова, сообщения вроде «Мама, я попал в аварию, положи денег на телефон» сегодня уступают место другим, более сложным аферам. Сегодня основной тип мобильного мошенничества связан с заражением телефонов вредоносными программами, чтобы с помощью удаленного управления украсть средства с мобильного счета или, что еще хуже, с привязанной к номеру кредитной карты. В год по области регистрируется порядка 300 — 400 таких случаев. Андрей Халилов заверил: все подобные преступления вполне раскрываемы, тем более что операторы связи охотно сотрудничают с правоохранителями.

Вообще, Челябинской области повезло: как подчеркивает начальник управления развития телекоммуникаций, связи и телерадиовещания регионального министерства информационных технологий и связи Вера Санникова, на территории Южного Урала операторы в целом ведут свой бизнес грамотно и добросовестно. Менеджеры компаний объясняют это прежде всего заинтересованностью в каждом абоненте: Челябинская область входит в небольшое, порядка десяти, число российских регионов, где работает целых пять операторов, а значит, конкуренция очень высока. Поэтому, чтобы абонент не «проголосовал ногами», то есть не ушел, необходимо блюсти его интересы.


Чтобы уберечь себя от лишних расходов и не стать жертвой мошенников, специалисты советуют быть «более внимательными и менее любопытными». То есть отслеживать всю поступающую на телефон информацию, однако не торопиться перезванивать по сомнительному номеру или отправлять сообщения на предложенные короткие номера.


Противозаконные действия с использованием мобильного телефона могут быть квалифицированы по статье 158 УК РФ (кража) и 159 УК РФ (мошенничество). Наказание — от двух до десяти лет лишения свободы в зависимости от суммы причиненного ущерба.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»