Меню

Александра Корнюхина: «Мне еще не исполнилось пятнадцати, паспорта не было. Я пришла в отделение почты»

04.07.2017 15:18 - автор Надежда Медведкина.
Кто стучится дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Вспомнить стихотворение Маршака о почтальоне нетрудно. Сейчас, правда, почтальоны реже стучатся в квартиры – обычно опускают письма и извещения в почтовые ящики. Но есть и работники, и получатели писем, которые помнят, как это было. С одной из них – почтальоном не с «цифрой на медной бляшке», а со Звездой Героя Социалистического Труда на груди – мы говорим о ее работе.
Александра Корнюхина: «Мне еще не исполнилось пятнадцати, паспорта не было. Я пришла в отделение почты»


Сейчас, конечно, Александра Александровна Корнюхина уже не разносит письма по домам: для нее пришло время отдыхать, заниматься садом и внуками. Но прежде она намерила шагами многие километры по улицам Челябинска, возглавляла сортировочный отдел, где разбирают письма и газеты, и даже после выхода на пенсию долго работала в отделении почты. Сколько интересных историй осталось с того времени? Давайте узнаем!

Пятнадцатилетний почтальон

Почти семьдесят лет назад девочка-подросток Саша приехала в Челябинск из села Егорино Курганской области. В ее семье было пять детей, а времена стояли тяжелые, вот девушка и отправилась из деревни в город, где жила ее сестра и можно было найти работу.

– Мне еще не исполнилось пятнадцати, паспорта не было. Сначала я была в прислугах у врача, ухаживала за его больной матерью. Поступила в школу рабочей молодежи, – рассказывает теперь Александра Александровна. – А потом, в 1949 году, пришла в седьмое отделение связи в Тракторозаводском районе и попросилась на работу.
Сейчас это уже трудно представить, но новенькую приняли даже без документов: сотрудников отчаянно не хватало. Правда, пенсионные деньги девушке доверили не сразу – первое время она носила только письма и газеты. Но и с ними забот было более чем достаточно.

– Письма получали по 400, по 500 пачек – тогда люди больше писали друг другу. Приходили по подписке журналы «Работница», «Крестьянка», «Здоровье» – это огромные кипы. Когда пройдет съезд партии или пленум, тоже выпускают материалы по итогам. Вот и в вашем «Вечернем Челябинске» их печатали – газета в такие дни была толстая... Все это надо разнести по адресам. Машина довезет до контрольной точки, а дальше – ножками. А если в управлении транспортер не работает? Хватаешь по пачке под мышки, пачку в руки и несешь в машину. Так ведь иногда и в машину все не входило... – говорит Александра Александровна и внезапно усмехается. – Легко было! На все сил хватало.

Не трогайте, это наша!

Поле для деятельности у пятнадцатилетнего почтальона было огромное – участок, закрепленный за седьмым отделением. А состав почтовиков, как мы помним, был невелик. Саша обходила поселки, частные дома, иногда сущие бараки, землянки. Впрочем, хватало на ее территории и многоэтажных зданий. Здесь стояли дома партийного руководства. Письма и газеты приходилось доносить до каждой квартиры: тогда почтовые ящики вешали на дверях. Раз за разом подниматься на пятый этаж – это не шутки. Но сейчас Александра Александровна вспоминает ту работу с улыбкой.

8.JPG

– Я всегда любила наших клиентов. Знаете, сколько всего интересного было? – рассказывает она. – И люди ко мне относились очень хорошо, очень. Какие доброжелательные были! Обслуживала дома, где жило начальство, – так по праздникам возвращалась с полной сумкой. Письма раздам, а мне вместо них положат всяких продуктов: кто-то стряпает, кто-то печет, варит... Всем угостят. А принесешь бабушке пенсию – тебя в квартиру пытаются завести, не знают, куда усадить. Иногда и деньги давали – рубль или два. Но это нельзя, не положено брать.

Впрочем, люди на участке были самые разные – не зря здесь встретились многоэтажки и старенькие хибарки. Попадались такие места, куда девочке-подростку, да еще с полной сумкой писем и пенсионных денег, идти было страшновато. В одном из домов, где жила неблагополучная семья, частенько собирались бывшие заключенные, разные подозрительные личности.

– Я сначала боялась. Как узнала, что к старикам сыновья из заключения вернулись, говорю: «Сегодня я к вам не пойду». Потом все равно стала приходить, приносить почту, пенсию. Но меня никогда не обижали. Такое отношение было – уважительное. Все говорят про меня: «Не трогайте, это наша!»

Теплые отношения с жителями района сохранились надолго. Когда Александре Александровне присвоили звание Героя Социалистического Труда, ей приходили поздравления даже из Ленинграда. Люди, которым девочка Саша когда-то приносила письма, переехали в другой город, но даже через много лет не забыли почтальонку.

++9.JPG

На скользких деревяшках

В чем ходили советские почтовики? Когда Саша начала работать, формы еще и в помине не было. Выдавали только обувь. Ведь почтальонам нужно каждый день обходить множество домов – тут любые подошвы сотрешь.

– Выдавали ботинки с матерчатым верхом на деревянной колодке. Скользкие! Но скользили, а бегали в них, – вспоминает Александра Александровна. – А раз верх у них был матерчатый, то он промокал. Однажды пришла к человеку, а у меня ботинки насквозь мокрые. Он был рукодельник, валенки починял. Он отрезал голяшки, взял головки валенок и надставил. На почте все потом смотрели, какая у меня замечательная обувь – теплая, надежная.
Но все же почтальонам хотелось получить собственную форму. Когда прошли самые тяжелые времена, они стали частенько об этом заговаривать.

– Одно дело, когда ты идешь в обычной одежде, другое дело – в форме. Тут уж каждый заметит: почтальон идет, – при этих словах Александра Александровна распрямляется, словно становится выше, вспоминая гордость, которую вызывала у нее форма. – В управлении своих средств на это не было. Но начальство тоже нам помогало, хотело пойти навстречу. Мы и в Москву ездили, выступали по этому вопросу. Добились разрешения. Сначала нам сделали форму из какой-то тяжелой ткани – а она под дождем намокнет и колом встает. А потом поменяли – форма стала красивая, как у железнодорожников: легкая, ладная, с лычками. Такую и носить приятно!

Газета к завтраку

Вот уже Сашу стали звать Александрой Александровной: она стала бригадиром, потом руководителем в отделе сортировки, а затем – заместителем начальника по доставке крупного отделения.

– Так положено, чтобы каждый сотрудник начинал работу с самого низа, – объясняет она терпеливо. – Знать надо все, с самого начала: как с клиентом обращаться, как доставлять почту. Даже то, как ее правильно положить, чтобы не помять. Чем мы только не занимались! Приходилось и пенсионные деньги считать – причем без всякой техники, на счетах.

К слову, такой порядок имел свои плюсы. Зам. начальника отделения Александра Корнюхина хорошо представляла, как работают почтальоны и насколько трудно им приходится. А значит, искала способы, чтобы сделать их дело немного легче.

– Очень тяжело было подниматься, бегать на пятый-шестой этаж, чтобы разнести письма и газеты до дверей. Мы с девчонками подумали: надо сделать лучше. Почему бы не снести все ящики на первый этаж? – рассказывает Александра Александровна. – Каждый, кто идет, будет забирать свою почту. А мы бы раскладывали письма гораздо быстрее.

Идею обсудили с местным начальством, потом – с Москвой. Ответ центрального управления был прост: если вам это подходит – выполняйте. В городе к нововведению тоже отнеслись с пониманием. В плюсе оказалась и почта: когда исчезли подъемы по лестницам, стало экономиться много времени. Почтальоны, которые раньше обходили по восемь домов, теперь смогли брать по 12. Неудивительно, что со временем эта идея прижилась по всей стране и теперь даже представить другое расположение ящиков бывает странно.

Другое предложение Александры Александровны пришлось особенно по вкусу любителям прессы. В то время дневной почты было очень много. Почтальонов не хватало, газеты приносили только к 12, к 13 часам дня. А ведь тем, кто только начинает свое утро, очень хочется узнать, что произошло в мире за последние сутки. Подумав, Александра Александровна предложила доставлять часть газет с самого утра – как раз к завтраку, чтобы можно было почитать их за чаем или в трамвае по пути на работу.

7.JPG

Кто придумал идею – тот и отвечает за ее воплощение: для начала новинку решили опробовать на участке у автора. Переделать все на новый лад оказалось непросто: надо, чтобы и люди, и техника вовремя начинали работу. Но Александра Александровна смогла договориться с сотрудниками.

– Мы ведь ящики спустили на первый этаж, так что людей нужно было уже не так много. Работников я перевела на сортировку, – объясняет изобретательница. – Когда полностью сорганизовались, стали нанимать дополнительных работников на субботу-воскресенье, в основном студентов. Они разносили почту.

Почтальоны теперь выходили на работу в несколько смен. Первая принималась за дело в шесть утра, так что к семи утренние газеты «Правда», «Известия», «Советская Россия» уже были в ящиках. С девяти часов выходила на работу дневная смена. Эти почтальоны доставляли письма, которые прибыли в город утренним поездом, и другие газеты – «Медицинскую», «Литературную». Третьим заходом разносили остатки корреспонденции, раскладывали по ящикам «Пионерскую правду».

Горожанам так понравилось нововведение, что идею вскоре переняли по всей стране. А изобретательность нашей героини отметили и на всесоюзном уровне: вскоре ей присвоили звание Героя Социалистического Труда. Сама Александра Александровна о награждении до последнего момента не знала.

4.JPG

– 16 января стали мне в отделение звонить: к вам начальник управления приедет, – вспоминает она. – Я забеспокоилась: может, на нас жалобу прислали? Может, мы кому из работников обкома или райкома газету не доставили? Ведь на нашей территории живет много партийного начальства, они могли пожаловаться, если что...
А на самом деле из управления приехали с новостью: сообщили, что Александре Александровне присвоили звание Героя Социалистического Труда и наградили орденом Ленина. Так жительница нашего города, бывшая пятнадцатилетняя почтальонка, стала единственным в области связистом – Героем Социалистического Труда.

***

Александре Александровне есть о чем рассказать: и как фальцевали (складывали книжкой) газеты, пока не было техники, и как ей приходилось воспитывать боевой дух в работниках нового почтового отделения. Такую большую, яркую, полную красочных моментов жизнь никак не вместить в объем газетной страницы. Мы постарались рассказать вам самое интересное. Наверное, не менее любопытные подробности могли бы вспомнить и другие герои-трудовики, которые живут в нашей области. А вы хотели бы прочесть их истории?

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other