Меню

Особые дети Южного Урала: давайте забудем о стереотипах

18.07.2017 13:38 - автор Наталья Фирсанова
Дети с синдромом Дауна, с аутизмом, которые раньше считались необучаемыми, бесперспективными, могут ходить в детский сад и школу вместе с ровесниками без диагноза, а в будущем – получить профессию и найти работу.
Особые дети Южного Урала: давайте забудем о стереотипах


О проблемах адаптации детей с ментальными нарушениями в образовательных учреждениях рассказала журналистам ИД «Гранада Пресс» руководитель общественной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова. Как мама особого ребенка с синдромом Дауна, она давно изучает возможности инклюзивного обучения. С группой родителей и педагогов побывала за рубежом, где познакомилась с возможностями трудоустройства людей с ограничениями здоровья, в том числе с ментальными особенностями. Они успешно работают садовникам, тренерами в фитнес-залах, делают маникюр в салонах красоты и так далее.

– Чтобы ребенок смог самостоятельно жить, нужно дать ему образование, – поясняет Елизавета Кириллова. – Для этого педагогам стоит не на диагнозе акцентировать внимание, а поверить в возможности ребенка и развивать его сильные стороны.

Сегодня в российских мегаполисах применяют новые технологи помощи детям с такими ментальными нарушениями, как синдром Дауна, расстройства аутистического спектра. Например, в Екатеринбурге уже несколько лет школьники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ментальными особенностями, учатся в гимназии № 47 для одаренных детей. Три года назад на площадке московской школы № 1465 по инициативе родителей начали обучать по программе инклюзивного образования детей с аутизмом.

– Каждого особого ученика сопровождает тьютор (наставник). Он сидит с ребенком на уроках, помогает сориентироваться в ситуации, отработать новые навыки, выстраивать отношения с одноклассниками. Для такого ребенка создается индивидуальная программа, учитывающая его интеллектуальные возможности, – с опытом московских коллег Елизавета Кириллова знакомилась лично. – Если во время урока ребенок устал или тема слишком сложная для него, он вместе с тьютором уходит в ресурсный класс – специально оборудованное помещение, где ученик отдыхает и продолжает заниматься по дополнительной программе.

Инклюзия без границ

В Челябинске пока делаются первые шаги на пути к инклюзии. В этом году общественная организация «Открытое сердце» предложила педагогам города проект «Инклюзия без границ». Его площадкой стал детский сад № 40. С апреля по июнь в семинарах приняли участие специалисты дошкольных учреждений Челябинска. На семинарах и мастер-классах педагогов знакомили с московским опытом по включению детей-инвалидов в общеобразовательную среду. Челябинские эксперты в области обучения особых детей на практике показали, как выстраивать сотрудничество с ребенком, научить его новым навыкам.

– По новому закону «Об образовании» любой ребенок с особенностями развития имеет право посещать детский сад или школу по месту жительства. Но на практике в образовательные учреждения неохотно берут таких детей. У педагогов нет опыта работы с особыми и обычными учениками в одном коллективе. Родители беспокоятся, что ребенок с особыми образовательными потребностями будет проявлять нежелательное поведение, на нем будет сосредоточено все внимание учителя, а их дети могут отстать от программы, – объясняет актуальность проекта его руководитель Елизавета Кириллова. – Поэтому одна из наших задач – создать условия для включения особого ребенка в коллектив так, чтобы и особые, и обычные ученики чувствовали себя комфортно, вместе развивались, а мамы и папы не волновались, отправляя детей на занятия.

Учебные заведения, как правило, ориентированы на то, чтобы дети осваивали академические знания. При обучении особых учащихся этого недостаточно. Установить контакт с ребенком, имеющим ментальные особенности, организовать работу так, чтобы ему было интересно учиться, помогает метод прикладного анализа поведения. Этот метод давно с успехом используется за рубежом, а сейчас он доступен и в России. Сегодня специалисты по прикладному анализу поведения работают и в Челябинске, хотя в нашем регионе их пока единицы.

48.jpg
  
Ориентация на успех

Сложность общения с особыми детьми в том, что они, как правило, не владеют общепринятыми средствами коммуникации.

– Представьте: ребенок, не умеющий говорить, оказался среди малознакомых людей, захотел пить. Как ему сообщить о своем желании? Чтобы привлечь к себе внимание, он может дергать людей за рукав, кричать, падать на пол. Такое поведение окружающие воспринимают как нежелательное, – рассказывает Елизавета Кириллова. – Поэтому важно научить ребенка правильно общаться.

Например, ребенок с задержкой речевого развития способен научиться выражать свои просьбы, желания, используя коммуникативный планшет или специальные карточки PECS. Применение альтернативных методов позволяет особым детям выстраивать доброжелательные отношения с окружающими, сгладить многие проблемы с поведением. Чтобы инклюзивное образование приносило максимальную пользу, нужна целая система: тьюторы, ресурсные учителя, сенсорные комнаты, где дети могут попрыгать на батуте, покачаться на качелях, сделать упражнения на шведской стенке.

– Дети с ментальными особенностями не так чувствуют свое тело, как обычные люди. Порой они воспринимают его как скафандр. Это влияет на их поведение, – поясняет Елизавета Кириллова. – Такие дети не могут спокойно сидеть и слушать учителя весь урок. Тьютор, который постоянно находится рядом, дождавшись удобного момента, уводит ребенка из класса в ресурсную комнату. Там ребенок снимает сенсорную недостаточность и продолжает урок с учителем ресурсной зоны по индивидуальной программе.

Если ребенок с увлечением изучает определенную тему, добился хороших результатов, он может ответить этот материал на уроке в своем классе. По словам Елизаветы Кирилловой, преимущества системы в том, что она ориентирована на успех ребенка. Кроме того, учитель не отвлекается от занятий с классом, поскольку индивидуальную работу с особым учеником берут на себя тьютор и ресурсный педагог. Такая система уже действует на инклюзивных площадках Москвы и ряда других крупных городов.

В Челябинске есть учебные заведения, доброжелательно настроенные к детям с ограниченными возможностями, где внедряется инклюзивное образование. Но, как отмечает Елизавета Кириллова, даже в лучшей инклюзивной школе города пока не хватает тьюторов, нет ресурсных учителей и зоны сенсорной разгрузки. Эффективный метод прикладного анализа поведения используют в своей работе коммерческие центры. Но большинству семей с особыми детьми услуги частников недоступны: один час занятий стоит от 600 до 1000 рублей.

d66d26ac332c.jpg.pagespeed.ce.JalCzxT5bw.jpg

Все включены

Как считает руководитель общественной организации «Открытое сердце», передовой опыт в сфере инклюзивного образования вполне возможно внедрять в некоторых школах и детских садах Челябинска. Одним из первых шагов в этом направлении стал проект «Инклюзия без границ». Он получил поддержку администрации города, заинтересовал педагогов.

– Региональные власти не возражают против такого эксперимента, хотя поначалу отношение было настороженное. Что вполне закономерно: инициатива исходит не от образовательной организации, а от общественной. Понятно, прежде чем выходить с серьезными предложениями, надо заработать репутацию добросовестной организации, – говорит Елизавета Кириллова.

По ее мнению, в будущем внедрение новой инклюзивной модели может стать отличным инновационным проектом для Челябинской области. Конечно, это займет достаточно много времени. Прежде всего нужно выбрать площадку, оборудовать ресурсную зону, подготовить специалистов по новым методикам.

– Совместное обучение особых и обычных детей позволяет добиться лучших результатов, чем в коррекционной школе, – убеждена Елизавета Кириллова. – И это подтверждают результаты наших коллег из других городов. У нас в регионе сложилась хорошая система коррекционного образования. Там работают сильные педагоги, обладающие глубокими знаниями, опытом работы с особыми детьми. Но появляются современные технологии, которые открывают новые возможности, перспективы развития и социализации детей с особыми образовательными потребностями. Они смогут научиться взаимодействовать с обычными одноклассниками, а в будущем – устроиться на работу. Сегодня у нас выделяются квоты на трудоустройство инвалидов, но многие работодатели пока не готовы принять этих людей. Мы общались с работодателями, и они откровенно признавались, почему боятся брать на работу сотрудника с особенностями. Проблема в том, что на предприятиях не знают, как поведет себя в работе человек с синдромом Дуана или аутизмом. Уверена, если будущий руководитель с детства учился с особым ребенком, непонимания и преград станет меньше.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other