Меню

Александр Кузнецов: За поборы в школе отправляйте анонимные жалобы

27.07.2017 15:37 - автор Сергей Таран.
Энергичный министр образования Челябинской области Александр Игоревич с ходу ответил и прокомментировал самые разные вопросы. И даже те, что поступали по Интернету.
Александр Кузнецов: За поборы в школе отправляйте анонимные жалобы


Неумолимо катятся летние каникулы к своему завершению. На горизонте 1 сентября, и, стало быть, разговор о проблемах системы образования, которая касается буквально каждого, вполне объясним. Тем более, что на днях в гостях у «Вечерки» побывал министр образования Челябинской области Александр Кузнецов.

На встречу с министром пришли практически весь редакторский состав холдинга «Гранада Пресс». И энергичный Александр Игоревич с ходу ответил и прокомментировал самые разные вопросы. И даже те, что поступили по Интернету. Для затравки министра упрекнули в школьном консерватизме.

- Консерватизм школы — явление здоровое. В этом залог стабильности. Резкие телодвижения не нужны. Но изменения происходят в целой системе образования.

Между прочим, в Челябинской области сегодня 375 тысяч школьников. Дошкольники — 220 тысяч. Студенты среднего профобразования — 65 тысяч.

- Главная новость - теперь и старшеклассники будут учиться по ФГОС (федеральным государственным стандартам). Переходили поэтапно много лет, начиная с первого класса. Суть ФГОС: акценты делаются не на знания, а на компетенции, то есть не только на сведения. Важно уметь знания применять на практике. И второе — теперь внеурочная деятельность для ребят протекает в формате проектов.

Про садики

- Тема старая. Реализация госпрограммы развития дошкольного образования проходит в три этапа. Первый - охват детей дошкольным образованием от трех и старше. Хотя здесь напряженность не снята. Количество дошкольников в области растет и обгоняет количественно новые места, которые каждый год вводятся в регионе. Приходится комплектовать детские места с «перегрузом» списочного состава.

Второй этап - охват детей в возрасте трех лет и младше 60-62%. Около 40% детей не ходят в садики. Многие сидят с детьми до трех лет. Но в последние годы популярность дошкольного образования у родителей растет. Предпочитают выходить на работу как можно раньше — зарабатывать на жизнь. Ну и водить в детский садик дешевле, чем кормить и содержать ребенка дома.

Есть муниципалитеты, где проблем с образованием нет. Таких у нас около половины. И там приступили к третьему этапу. Это развитие инклюзивного дошкольного образования. Как вы знаете, у нас количество детей, страдающих различного рода патологиями, растет. В силу того, что сейчас выхаживают даже полукилограммовых младенцев. И система вынуждена реагировать. Нужны специалисты, которые могут проводить раннюю коррекцию ребенка. К счастью, нам удается 100% коррекция по логопедии. А вообще патологий различного рода больше десятка. В последнее время получил распространение аутизм. По данным минздрава, в области таких детей насчитывается до тысячи. А традиционные патологии опорно-двигательного аппарата, задержка умственного развития требуют внимания. Нужны кадры, методики, помещения. Акцент будет делаться на это. Субсидию, которую мы давали муниципалитетам на создание мест, теперь будем направлять на создание инклюзивного образования.

Студентов ждет демоэкзамен

- В среднем профобразовании все векторы понятны, - говорит министр. - Это повышение качества подготовки наших выпускников. Здесь есть успехи. И на фоне страны мы выглядим неплохо. Сейчас в колледжи и техникумы пошли дети с очень хорошими аттестатами. Средний балл в прошлом году составил 4,2. Впервые за последние десятилетия появился конкурс на высокотехнологичные специальности. Не всех смогли взять на бюджет.
Кстати, на WorldSkills в Аду-Даби поедут семь учащихся от Челябинской области. Таких успехов можно добиться, если есть серьезная база.

Впервые в этом году в среднем профобразовании появился демонстрационный экзамен — под видеокамеры, по стандартам WorldSkills. Сдать экзамен - значит сделать деталь или оказать услугу, чтобы результат можно было потрогать и оценить по мировым стандартам. Это же появится и высшем образовании. Пока промежуточная аттестация в вузах оценивается субъективно.

- Александр Игоревич, тема слияние ЧелГУ и Педуниверситета ушла?

- Да. А деньги, которые пришли опорным вузам, оказались невеликие — небольшая часть годового бюджет этих вузов. В этих конкурсах большая имиджевая составляющая. Сейчас создается, по сути, разноуровневое высшее образование. Состав лидеров понятен. Группа опорных университетов в этой команде — всего лишь третий уровень. А у остальных вузов небольшие перспективы, особенно у малочисленных. Вряд ли они выживут.

Педобразование без практики

- Вузы по-прежнему должны соответствовать тем индикативным показателям, которые установлены учредителем, - поясняет министр Кузнецов. - И здесь в не очень выгодной ситуации находятся вузы Минобра, потому что ведомство к ним проводит жесткую политику. Между прочим, наш педуниверситет не самый плохой, держится во второй половине рейтинга по стране. Хотя и там есть свои недоработки, есть за что критиковать вуз. Вообще есть проблема с педагогическим высшим образованием. И качество подготовки выпускников серьезно хромает. Сказывается оторванность педобразования от педагогической деятельности в школе. Сейчас пытаются увеличь объем практической составляющей в обучении. Но пока эти попытки несмелые.

В техникумах и колледжах к этому резко вернулись. Там практика доходит до 60-70 % учебного времени. В педагогических вузах ситуация совершенно иная. Профессорско-преподавательский состав давно в школах не был. С этим я сталкивался неоднократно. Будем преодолевать эту ситуацию.

Реплика министра: 80% выпускников школы стараются поступить в вузы, несмотря на оценки и способность учиться. Вузы не научились зарабатывать деньги помимо оказания образовательных платных услуг.

Эти «плохие» учителя и школы

- Учителя спайсом торгуют! Ужас?

- Я вырос в педагогике, люблю педагогику. С колоссальным уважением отношусь к людям, которые работают в этой системе. Недаром учителя получают пенсию по выслуге лет, имеют право на длительный отпуск. Потому что эта работа связана с мощным профессиональным выгоранием. Но при этом я не идеализирую работников системы образования. У нас работает более 100 тысяч человек. Из них 55 тысяч - педагоги. Понятно, что среди них есть разные люди. Это массовая профессия. И работа непростая.

- Зачем закрывают школы в маленьких деревнях?

- Здесь нужна терминологическая четкость. Школы не закрываются. Закрываются юридические лица. История эта началась с 1994 года, когда в России появился Гражданский кодекс. И там, где обучалось 50 детей, понадобилось создавать юридическое лицо: устав, печать, бухгалтерию. В итоге вышло, что административного персонала больше, чем учителей и детей. Я анализирую расходы образовательных организаций, порой обнаруживаю: на образовательный процесс тратится меньше половины расходов. Резонно спросить, а образовательная ли это организация. Поэтому чаще всего - это ликвидация юрлица, превращение бывшей самостоятельной школы в филиал какой-то базовой школы. 

В области "бегает" по дорогам около 500 школьных автобусов. 

Есть случаи, когда действительно ликвидируется образовательная площадка. Причина — требование к качеству образования, к оснащенности школы сегодня очень большие. Сегодня, к примеру, краснопольская школа формируется. Так стоимость оборудования примерно сопоставима со стоимостью самого здания. Маленьким школам такое оснащение не потянуть.

Вопрос управления

- Областная августовская конференция педагогов по словам министра будет проходить в ЗСО. Почему выбрана тема - «Технология управления образованием Челябинской области»?

- Вообще вопрос эффективности образования не случайно поднимается. Мы одни из самых крупных потребителей финансовых, кадровых ресурсов. Тратим 33 миллиарда рублей бюджетных средств. А какой результат мы выдаем? Как его измерить? В педагогике это всегда была больная тема. Но мы не можем сегодня направлять ресурсы в неэффективные системы. Поэтому предприняли попытку вместе с экспертным сообществом оцифровать результаты нашей образовательной деятельности. Взяли несколько индикативных показателей, связанных не только с обученностью детей. Учитывали охват допобразованием, дошкольным образованием, детскую преступность, здоровье детей в муниципалитете. Это же важные вещи. Или мы учим, убивая здоровье детей, или — сохраняя здоровье и даже его укрепляя.

С развитием технологий сегодня у нас есть доступ к массивам информации, которые мы научились обрабатывать. Теперь мы знаем, к примеру, сколько стоит образование одного ребенка в Челябинской области и в конкретном муниципалитете. Мы видим, что есть муниципалитеты, где один несовершеннолетний обходится в колоссальные деньги, и наоборот. Разброс от 50 до 120 тысяч рублей в год. Но результаты образовательной деятельности при этом не совпадают. Это дает повод присмотреться к управленческим практикам.

Кадры и деньги. Блицопрос

- Почасовая нагрузка учителей в регионе в настоящее время сокращается и составляет 1,2 — 1,3 ставки или 24 часа в неделю. Но не забываем, что у учителя есть классное руководство, внеурочная деятельность и канцелярская работа, - рассказывает Александр Игоревич. - Сегодня по большинству предметов вакансий в школах нет. Правда, есть отдаленные населенные пункты, куда сложно заманить педагога. Но ситуация с кадрами у нас достаточно комфортная. При этом уровень квалификации педагогических кадров, если брать в целом, на уровне страны у нас неплохой, хотя и остается постоянной заботой.

- В школах по-прежнему просят денег. При поступлении ребенка в первый класс и даже, что называется, по прописке. Цена входного билета совершенно разная — от 10 до 50 тысяч рублей. Несогласным родителям пишут гневные СМС.

- Я не идеализирую систему образования. Среди руководителей есть такие, которые по-другому уже не могут. Считаю, что школа должна обладать внебюджетными ресурсами, но в первую очередь эти ресурсы надо зарабатывать. И такие возможности у школ есть. Я сам 13 лет проработал директором школы в 90-х годах. Редко обращался к родителям. И то прежде показывал, сколько мы заработали в мастерских, платными образовательными услугами, причем в отношении не детей, а взрослого населения. В этом направлении сегодня школы не работают. Тем временем рынок образования взрослых просто колоссальный.

Просить школа будет. Привлекать родительские средства не возбраняется. Но с этической точки зрения, просить надо тогда, когда управленец выработал все возможности.  А на грозные СМС-ки можно подавать даже анонимные жалобы. 

- Рост обращения к репетиторам происходит лавинообразный. Уже не только выпускников подтягивают частным образом. Дошло дело пятиклассников. Что происходит?

- А происходит борьба за повышение конкурентоспособности школьников при поступлении в вузы. Родители вкладывают деньги в детей сейчас, чтобы не платить потом. Это конкуренция.

- Может ли учитель после уроков выступать репетитором у своего ученика?

- Это нарушение закона. Учитель должен быть уволен. Репетиторство будет приводится в порядок, легализироваться. Сдать ЕГЭ без репетитора очень легко.

- Хватит ли школьных мест в новостройках?

- С местами в школах Челябинска проблем нет. Учиться будут все. Есть проблемы с местами для обучения в первую смену.

- Выпускники педвузов не имеют шансов найти работу?

- Я радуюсь. После зарплатных проектов в 2013-2014 годах народ к нам пошел . Вернулись практически все, кто уходил в торговлю. За эти два лета к 800 молодым специалистам пришли 1200 учителей. Я понял, что проблема кадров решена, когда ко мне поступила жалоба от учителя английского языка, которого не приняли в школу. Директора стали выбирать кадры.

А еще говорили с министром Кузнецовым и высокопроизводительном труде школьников. Этот ресурс воспитания и обучения пока не задействован. Но об этом в другой раз.

Сергей ТАРАН

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other