Меню

Челябинские маршрутки: на тропе войны

20.06.2014 10:29 45 (11757)


Похоже, Челябинск становится свидетелем нового витка конкурентной войны в сфере городских пассажирских перевозок. Борьба за маршруты стала не только опасным, но и обыденным явлением. Последний эпизод этого противостояния возмутил общественность, когда 13 июня неизвестные люди бросили в автобус бутылку с зажигательной смесью. Что нужно сделать, чтобы маршрутки свернули с военной тропы?

Нет поводов для беспокойства?


Законопослушные перевозчики, прошедшие официальный конкурс и лицензирование, уже устали сопротивляться агрессорам, не признающим ни итоги конкурса, ни правила честной конкуренции. Они считают, что при сегодняшнем положении дел в первую очередь страдают интересы пассажиров.

Алексей Глинских, представитель ассоциации перевозчиков Челябинской области, так охарактеризовал положение дел:

— Сегодня в нашем городе сложилась критическая ситуация во внутримуниципальных перевозках. Регулярно запугивают водителей, бьют стекла в маршрутках, режут колеса, у нас уже стоят люди в масках на остановках — поджидают маршрутное такси. А потом подбегают к машинам и режут колеса. Открыта стрельба по автобусу, где сидят пассажиры. По счастливой случайности пока никто не пострадал. Но вредители не унимаются.

Органы местного самоуправления говорят, что ничего не могут сделать из-за отсутствия соответствующего федерального законодательства. А местное пока молчит. В МВД говорят, что нет поводов для беспокойства. А если что и натворили, так это хулиганское действие, которое тянет лишь на административный штраф. При этом заказчики беспорядков не скрываются, о них все знают. Но в отношении их никаких действий.

Уже давно слово «маршрутка» стало нарицательным. В автобусах процветает хамство. Водители курят, устраивают гонки по улицам, подрезают попутный транспорт, устраивают на остановках чехарду.

— Мы, — отмечает Алексей Глинских, — когда создавали некоммерческое партнерство перевозчиков Челябинской области, собрали единомышленников, чтобы изменить эту ситуацию в городе. Даже разработали специальную программу. Мы, перевозчики, хотим работать в правовом русле.

Захват маршрутов — давний промысел


— Первый рейдерский захват начался в 2011 году, — вспоминает Алла Даутова, предприниматель-перевозчик, — предприятие «Консул» встало на маршрут № 24. «Отжимать» маршрут принялись решительно: проколото 60 колес, избиты водители. Правоохранительные органы даже задержали троих хулиганов, вооруженных ножами. По непонятным причинам их отпустили. Дело замяли. А с февраля этого года на трех наших маршрутах опять появились машины того же перевозчика, что и в 2011 году. В адрес наших водителей посыпались угрозы и предложение перейти в другую организацию.

Немедленно оказались прорезаны общественноопасным способом 90 колес. Как это делается? Машина останавливается на остановке. Из-за угла подбегают молодые люди, в возрасте от 14 до 15 лет, и на глазах у всех режут колеса ножами. Потом начался обстрел стекол. На ходу из пневматики были обстреляны маршрутные автобусы. Выбито 40 стекол в ходе войны. Но мы выиграли конкурс и хотим работать на этом рынке.

Становится горячее


С апреля начались поджоги автомобилей и имущества перевозчиков-конкурентов. Первый поджог случился на стоянке по улице Турбинной. Ночью в автобус неизвестными была брошена бутылка с зажигательной смесью. По счастливой случайности никто не пострадал. Пожарные успели ликвидировать возгорание. Позже еще раз подожгли машину на стоянке. С трудом успели потушить.

Журналистам показали запись с видеокамер ремзоны. Конец апреля. Глубокая ночь. К ремзоне подъезжает автомобиль. Из него бодро выходят молодые люди. Они разбили стекло склада запчастей. Льют внутрь какую-то жидкость. Поджигают. Яркая вспышка пламени. Начинается пожар.

12 мая. Первая попытка поджечь автобус на 85-м маршруте. Переполненный автобус в 7 утра ехал по улице Салютной. В районе остановки «Бессарабский магазин» в него была брошена бутылка с «коктейлем Молотова». У автобуса был открыт люк. И горючая жидкость попала в салон. Люди успели среагировать, так что загорелась только занавеска. Через несколько дней сожгли автобус по Шагольской, 7. «Пазик» 85-го маршрута выгорел полностью, при этом пострадало еще два автомобиля, стоящих рядом. Один из них восстановлению не подлежит.

И вот совсем недавно, 13 июня, на маршруте № 37 в 47-м микрорайоне в маршрутку снова полетел «коктейль Молотова». Бутылка с горящим фитилем разбилась о лобовое стекло «газели». Водители со встречного направления подоспели вовремя, чтобы помочь ликвидировать возгорание. Выгорела лишь передняя часть автомобиля, в котором ехали четыре женщины-пассажирки. Они были в истерике. Поджигателей в черных куртках с капюшонами в возрасте примерно 15 — 17 лет задержать не удалось.

— У меня на сегодняшний день в правоохранительные органы отправлено более 30 заявлений, — говорит Алла Даутова. — И только в последнем случае уголовное дело открыли. Но по статье «Хулиганство». Но разве это хулиганство? Это уже какой-то терроризм, потому что была непосредственная угроза пассажирам. Мы просили объединить все эти случаи. Потому что в городе действует ОПГ, а не отдельные хулиганы.

Как здорово все начиналось


Непонятно, что должно произойти, чтобы правоохранительные органы решительно заинтересовались этим. Ведь речь идет об общественной безопасности. Страдают пассажиры. Любой испытает неприятные минуты, когда в маршрутку заходят люди с битами в руках и начинают угрожать водителю.

— Негатива в нашей работе много, — говорит Алла Даутова, — но когда мы прошли конкурсы, с наших улиц почти исчезли старые желтенькие «газели». У нас, предпринимателей, была надежда, что после проведения конкурса можем покупать новый транспорт, ставить на маршруты хорошие автобусы. И мы взяли лизинг, кредиты. А эта обстановка делает работу невозможной.

Против нашей организации встало ООО «Консул». У нас шесть маршрутов. И все противоправные действия происходят там, где появляется «Консул». Это 37-й, 31-й и 85-й маршруты. Где нет машин «Консула», там не происходит ничего. На конечных остановках угрозами заставляют водителей переходить в их организацию: «Если не перейдете, то мы сожжем все ваши машины».

По словам Алексея Глинских, нехватка водительских кадров — проблема, встречающаяся по всей России. Технику можно купить. А вот водителей не хватает.


Фото автора

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»