Меню

«Особенный» вопрос образования

16.08.2017 16:18 - автор Сергей Таран.
Это мы ловко разделили. Как бы здоровых детей отправили в обычные школы, «особенных» - в коррекционные. Так и пошло, пока не спохватились: разделение - беда для всех. Одним не хватает, грубо говоря, уроков человечности, другим — социализации, включения в общий мир со всеми радостями жизни. Как это преодолеть, как начать то, что называется «инклюзивным образованием»?
«Особенный» вопрос образования


Что показала практика

Еще недавно казалось, что в нашем регионе нет и не будет никакого «инклюзива» - слишком сложно, дорого и хлопотно начинать это. Чиновников обычно устраивает сложившаяся конструкция. А как же выйти за рамки системы? И тут бог послал инициативу «снизу».

На днях с уникальным проектом «Шаг навстречу» выступила Челябинская областная общественная организация «Открытое сердце». Цель - повысить качество жизни детей с ограниченными возможностями в поселке Новосинеглазовский с помощью инклюзивного образования.

- Поправки в Закон об образовании были приняты недавно. Но для многих школ технологии включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обычные классы применяются крайне редко, - говорит Елизавета Кириллова. - Налицо нехватка опыта. В результате дети остаются просто на домашнем обучении. Либо их вынуждены везти за пределы поселка. Дети с аутизмом учатся в замечательной коррекционной школе №83. Но она находится в поселке АМЗ.

В общем, в организации «Открытое сердце» не стали изобретать велосипед, но постарались изучить всероссийский опыт включения детей в общеобразовательные школы. К счастью, уже наработаны в стране толковые практики. Специалисты «Открытого сердца» с 2012 по 2017-й год осваивали опыт в Москве, в известной школе имени академика Кузнецова № 1465. Там в течение трех лет 22 ребенка с расстройствами аутистического спектра, в том числе — не говорящие, с синдромом Дауна — проходят обучение в обычных классах. При этом организаторы этой модели известные в России эксперты Екатерина Мень и Яна Новицкая изучали вопрос: насколько успеваемость особых детей, включенных в образовательную среду, отличается от успеваемости таких же детей, обучаемых в коррекционных школах. Результат оказался впечатляющим. В обычной школе навыки социализации — взаимодействие с ровесниками, формирование речи и социальной коммуникации - оказались в три раза лучше.

Жить отдельно не получится

- При этом мы не умаляем значимость коррекционных школ, - отмечает Елизавета Кириллова, - в которых работают замечательные специалисты: дефектологи, психологи, логопеды. Их опыт очень важен, особенно при включении в общеобразовательные школы.

Однако, невозможно детей «с особенностями» исключить из общей жизни. «Отдельно от нас» - не получится. Дети живут в обычных семьях, и мы не можем выключить заодно и их родителей. А ведь это часто происходит. В том же поселке Новосинеглазовском многие родители из-за детей не имеют возможности работать. С рождением «особого» ребенка на маму часто ложится огромный груз забот, связанный с поддержанием физического здоровья. Мама должна ездить к логопедам, к другим специалистам. Забота о ребенке приводит к тому, что семья «варится в собственном соку». Стресс становится постоянным спутником. Это ловушка. Ни один не готовится к тому, что у него родится «особый» ребенок.

Собственно проект «Шаг навстречу» - это поиск методов решения проблем родителей, воспитывающим детей с ОВЗ. Теперь с ними в течение четырех месяцев будет работать группа профессиональных психологов. Комплекс мер поддержки позволит людям хотя бы отчасти выйти из стресса, найти внутренние ресурсы, чтобы все-таки уделять время и себе — это очень важно.

- Второй блок проекта — знакомство педагогов поселка с моделью «Включи меня», по которой обучались в Москве специалисты «Открытого сердца». Речь о реальных механизмах правильного включения ребенка со сложностями здоровья в обычный класс.

- Об этом будет серия семинаров, - поясняет Елизавета Кириллова, - мы установим прямой мост с теми городами, где работают уже такие школы. Еще одна задача - выстроить взаимодействие педагогов с родителями. Часто родители занимают оборонительную позицию, критически настроены к педагогам.

По мнению известного московского эксперта Екатерины Мень, основанием для полноценной социализации детей-инвалидов может быть постоянное нахождение в среде здоровых ровесников. Но дефицит умений у родителей и педагогов по формированию у детей с нарушениями интеллекта социально приемлемого поведения вызывает раздражение у родителей здоровых детей и осложняет эффективность процесса социализации в целом.

Преодолеть сопротивление

Как рассказала заместитель руководителя аппарата уполномоченного по правам человека в Челябинской области Наталья Кутепова, за прошлый год в адрес уполномоченного по правам человека поступило 23 обращения. Большая часть — о доступности образования лиц с ограниченными возможностями. И каждый раз это отдельная история.

Недавно аппарат уполномоченного работал с общественными организациями в Миассе. Там открывали класс для ребят со сложной структурой дефекта (аутизм, умственная отсталость и другие нарушения).
  
- Приходилось убеждать родителей (беседы, фильмы, личным примером), - рассказывает Наталья Кутепова. - Сопротивление удалось преодолеть. Но на самом деле не все территории Челябинской области готовы к тому, чтобы дети не оставались на дому. Хотя есть все ресурсы органов образования, здравоохранения, социальной защиты. Их следует объединить, чтобы выбрать и разработать образовательный маршрут для каждого ребенка.
  
По словам эксперта, есть еще одна проблема — когда «особенные» дети попадают в школу, важно подобрать педагогические технологии с учетом возможностей ребенка. А как иначе он сможет освоить минимум знаний и умений, которые ему помогут в жизни? Так вот, современных -то технологий и не хватает.

- Принять ребенка в школу не значит его научить. Работа это многогранна, - подчеркивает Наталья Кутепова. - А деятельность общественных организаций позволит напомнить педагогам о канонах общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Но как примут сверстники «особенного» ребенка? Впрочем, большая проблема не в сверстниках, а в их родителях. Им, видите ли, трудно согласиться с тем, чтобы «такие» дети учились вместе с их чадами. Это отдельный пласт работы. Но, опять-таки не хватает новейших знаний в этой области, опыта школ, который уже наработан в других регионах.

Идти навстречу нужно всем. Инклюзивное образования — шанс воспитывать Добросердечие, Великодушие, Человечность, Отзывчивость, Милосердие, Благородство. Кажется, сегодня значение этих слов не всем понятно.

Школе будет нелегко, но она справится

В 2016 году вступили в силу ФГОСы на всех этажах школы — от «началки» до выпускных классов. Говорят, стандарты весьма не просты в реализации. А с инклюзивным образованием совсем беда - нужно составить адаптированные специальные программы под каждого ребенка. И все увидели, что сегодняшний уровень знаний и технологий совсем не подходит для решения новых задач образования. Но, слава Богу, наши учителя всегда готовы повышать свой уровень.

А пока в данном направлении работают общественные организации, потому что там люди понимают изнутри суть проблемы, ищут перспективные практики для внедрения в стандартную педагогику. Ресурс общественных организаций, их идей чрезвычайно полезны.

Главный специалист Комитета образования Челябинска Елена Лындо приводит интересные цифры:

- По состоянию на 1 июля 2017 года детей-инвалидов в возрасте от трех до 18 лет в городской системе образования 3397 человек. Из них 1107 детей — дошкольники. 2290 — школьники. Это 1,6% от общего количества детского населения, посещающего образовательные организации. Детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования 18048 человек. В федеральном Законе об образовании понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» в настоящее время определено не с точки зрения «ограничение по здоровью», а в смысле создания специальных условий получения образования.

По словам чиновницы, ситуацию пока спасают Центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Они есть в каждом районе.

- Там работают с семьями, с детьми, - отмечает Елена Лындо. - За этот год увидели активное развитие. От родителей идет большой запрос на услуги специалистов ЦППМС. Мы начали взаимодействовать и с организацией «Открытое сердце», проводить семинары. В прошлом году реализовали проект «Инклюзия без границ» на базе детсада № 40. Кстати, появился стандарт для образования детей с разными видами аутизма, которых у нас 266 человек. Сегодня открыт городской консультационный центр для детей аутистического спектра. Там будет отрабатываться современная модель ресурсного класса, который позволит работать с детьми со сложной структурой дефекта. Уже определили базовую площадку. Это школа №110 , где отработают практическую модель обучения.

Существенная поддержка

- Мы поддержали проект «Шаг навстречу», - говорит директор по персоналу АО «Трубодеталь» Ольга Хотнянская. - У нас около трех лет существует конкурс «МК — партнерство». Суть его в том, что некоммерческие организации нам подают заявки с описанием своих проектов. Экспертный комитет (в составе представители органов власти, специалисты) их оценивает и выбирает те, которые готов их поддержать. В приоритете идеи, ориентированные на социальную аудиторию. Общество «Открытое сердце» показало нам, что есть проблемы семей, где есть «особенные» дети. Мы понимаем, что мимо пройти нельзя. Это важно для всей Челябинской области.
Компания тратит на конкурс около 1,7 миллиона рублей в год. А на проекты будет выделено около 9 миллионов рублей.

- Мы получили 160 тысяч рублей, - говорит Елизавета Кириллова, - примерно в 120 тысяч рублей оценивается работа волонтеров. Остальные средства будут направлены на изготовление полиграфической продукции для использования на семинарах. Нужны раздаточные материалы для родителей и педагогов. Частично для оплаты труда привлеченных специалистов. Зарплата скромная. Но люди с большим интересом относятся к этому проекту. Считают своим профессиональным долгом и честью поддержать такую сложную, но актуальную тему.
Есть мнение, что в Челябинске не будет инклюзии, потому что это очень сложно и дорого. Но примеры других регионов вдохновляют. Инклюзия уже есть, она идет по всей стране.

Традиция равнодушия?

- У родителей стресс и нет внутреннего резерва, чтобы справиться с ситуацией. У педагога нет инструментов, чтобы работать в классе с «особым» ребенком. Надо подготовить программу с учетом индивидуальных особенностей. Но как ребенка тестировать, если он никак не говорит? На помощь приходят методики «Прикладного анализа поведения». Но в России пока по ней работают очень мало, - отмечают в обществе «Открытое сердце».

- К эмоциональным затратам человек не всегда готов. Русский человек всегда был щедрым и помогал тому, кому труднее. Но так получилось, что за последние годы сложилась традиция равнодушия. И чтобы изменилось общественное сознание, нужна системная работа, - убеждена Елизавета Кириллова.

Напомним, проект «Шаг навстречу» будет работать четыре месяца, чтобы 25 «особенных» детей в поселке Новосинеглазовский когда-нибудь отправились в обычные классы. Со школой пока договорились.

Фото: spb.mk.ru

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other