Меню

О чем не сказал губернатор…

28.08.2017 11:02 - автор Сергей ТАРАН.
Практически сразу после пресс-конференции губернатора Бориса Дубровского эксперты «Сигарного клуба» собрались, чтобы в своеобразном «послесловии» выяснить, что осталось за кадром большой  встречи со СМИ. За ходом дискуссии проследил корреспондент «Вечерки».
О чем не сказал губернатор…


Исчезающая фигура умолчания

- Повестка была достаточно горячая, - считает политолог Александр Мельников. - Конечно, всегда можно найти темы для обсуждения. Но в целом, разговор получился содержательным. По всем принципиальным моментам прошлись. Логично, что губернатор много говорил об экономике. Сколько можно говорить про общее место: «во главе угла у нас – человек»? По умолчанию, задача – повышение благосостояния людей, чтобы условия для жизни в Челябинской области были лучше. На самом деле все крутилось вокруг этого.

Политтехнолог Евгений Маклаков: - Можно было поговорить о «внешней» политике – о взаимодействии с Куйвашевым, например. Не только о строительстве ВСМ (Высокоскоростной магистрали). Но журналисты старались уколоть, уязвить. Это нормально.

- Слабо старались, - замечает Дмитрий Федечкин, замруковдителя аппарата губернатора. - Следующая конференция – в Карабаше.

Политолог Андрей Лавров реагирует :

_DSC0653_701x467.jpg
Андрей Лавров

- Сравнение с Карабашом было не самым удачным, хотя оно было выбрано спонтанно. Если посмотреть, что представлял Карабаш из себя год назад, и что там сделано за небольшой период, то можно увидеть перемены. Десятки лет там медное предприятие совершенно бесстыдно убивало население и природу. Когда общество наехало по полной программе – там зашевелились. У РМК появился просто всплеск социальных проектов. Занялись очисткой и прочими делами. Изменения есть. Но давайте говорить честно. Тот, кто туда впервые приедет, испытает сильнейший шок. Я верю, что через пару лет можно город привести в нормальное состояние. Но вокруг выжженную землю никуда не денешь. 

Потому что там - жуть.

О чем еще не было сказано?

- Выборы не были затронуты, - отвечает Лавров. - Внутренняя политика. У нас в области садятся один за другим, скандалы… Напряженность элит присутствует. Скандалы и в Миассе, и в Чебаркуле, куча конфликтов на муниципальном уровне. Из 50 человек ни одного представителя муниципальной элиты, кроме Челябинска. Я смотрел, что происходит. Это говорит, на мой взгляд, о кризисе местного самоуправления. Хотя, честно говоря, оно у нас так и не успело родиться, так как оказалось в сложном положении из-за экономической ситуации. Как только становится меньше ресурсов, начинается борьба внутри элит. Такое впечатление, на местах нечто происходит, но все стараются об этом не говорить, потому что там - жуть.

- Когда губернатор вел речь о доверии, мне показалось, что это касается положению дел на местах, - возражает Маклаков. - А там – дискредитация власти в связи с криминальными скандалами. Но журналисты это направление не отработали. Видимо, подумали, что эта тема узкая. А на самом деле речь о пресловутом качестве жизни на местах. 

Руководитель аппарата Челябинского регионального отделения ЛДПР Анатолий Ганин:

_DSC0606_701x467.jpg
Анатолий Ганин

- Сама пресс-конференция была неожиданной, поскольку за все время нахождения у власти Борис Александрович не прослыл публичным человеком. Сам формат оказался интересным. Вопросы раздавались даже с мест. Надо было привлечь журналистов из муниципальных образований. Было бы острее и честнее, потому что они знают проблемы. Там выборы на носу.

Лавров: - Центральные журналисты, зажравшиеся информацией, что-то упустили. Для них многое уже не ново, со всеми виделись. А цель пресс-конференции – прийти к прямой коммуникации, что в будущем и участники соцсетей могли задавать вопросы губернатору. Это выход на так называемую прямую демократию. За этим будущее.

_DSC0613_701x467.jpg
Дмитрий Федечкин

Федечкин: - Почему тема выборов не была затронута? Подавляющее число журналистов на площадке – это челябинские журналисты, которые политического сезона в настоящий момент не ощущают.

Маклаков: - Не были затронуты вопросы медицины. Та же оптимизация здравоохранения и что из этого получается. А почему губернатор не поднял вопрос безработицы? Речь идет не об официальных данных.
  
Мельников: - Но эта тема много звучала. С тем же пресловутым Питтсбургом всплыла. Смысл был такой «Ребята, если мы начнем тут все рушить и идти в светлое будущее, то у нас ничего не останется».

_DSC0642_701x467.jpg
Александр Мельников

Ганин: - Сравнение с Питтсбургом не до всех дошло. Но важно понять: с какой целью пресс-конференция проводилась? Поднять уровень доверия у жителей области к губернатору или показать его публичность? Полагаю, на первоначальном этапе определенный эффект был достигнут.

Ради диалога

Директор Челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов:

_DSC0598_701x467.jpg
Сергей Зырянов

- Накануне меня попросили дать прогноз, какие темы будут подняты на пресс-конференции. Я назвал три блока. И все они в разной степени прозвучали. Повестка не вчера возникала, а формировалась в течение долгого времени. Теперь, если говорить о цели, то нужно ответить на один вопрос: а вообще население услышало выступление губернатора? Какая часть населения была в курсе того, что пресс-конференция была? Мне кажется, она была интересна представителям групп интересов Челябинской области.

- Назначили на 9 утра. Это хитрость. Первый раз выходить на такую аудиторию, - бросает реплику Лавров.

- Я готов назвать семь проблем, которые население считает наиболее жгучими, - продолжает Зырянов. -Низкий уровень жизни, доходов и рост цен. Высокие и постоянно растущие тарифы ЖКХ. Безработица. Плохая работа системы здравоохранения. Строительство и ремонт дорог. Экологические проблемы. Коррупция среди чиновников и должностных лиц.

Федечкин, обобщая,: - Эта история из Ницше, «чем шире твои объятия, тем легче мне тебя распять». Губернатор начинает разговор на тему о доверии, сделал объемный концептуальный спич о развитии территории. А в ютубе все срезают до 13-ти секундного ролика и начинают распространять с хохмами. Это о состоянии общества: готово ли оно к доверию. Формула «ты начальник – я дурак» стара и неприемлема. Должен быть диалог.

Лавров: - Общество не готово, потому что изначально не доверяет власти. Об этом же и говорил Дубровский. Другое дело, что есть группа, которая хотела вытащить что-то вроде «Закрыть все предприятия!»

Томинский ГОК – острая тема

Остались ли удовлетворены ответами губернатора на эту тему?

- Я комментировал возможное развитие ситуации перед конференцией, - говорит Зырянов. - Губернатор не будет инициировать разговор, но журналисты обязательно спросят. Они и спросили, потому что видят турбулентное движение вокруг этой темы. Я оцениваю позицию губернатора как взвешенную насчет Томинского ГОКа. Потому что здесь решается дилемма между необходимостью экономического развития и целесообразностью поддержания баланса интересов, настроений населения, каких-то политических групп. Дубровский достаточно ясно сформулировал свой посыл. Для региона важны и нужны проекты такого рода. И пока для региона других нет. С другой стороны сделаны все необходимые шаги, которые позволяют легализовать сейчас этот проект, начать его реализацию. Надо контролировать РМК в части выполнения условий и обязательств, которые взяла на себя компания. Неплохо было бы, чтобы общественный совет по Томинскому ГОКу выполнял функцию независимого арбитража.

_DSC0633_701x467.jpg
Евгений Маклаков

Маклаков: - Дубровский продемонстрировал выдержку в эмоциональном плане и глубокую системность знаний в этом вопросе. Было видно, что он везде в теме. Сложился образ политика, который держит ситуацию под контролем. Это чувствовалось.

Мельников: - Губернатор дал честный ответ, который понимают те, кто спрашивал, и те, кто устраивает политические бури по поводу ГОКа. Он показал коридор возможностей областной власти в этой истории. Если компания соблюдает закон и реализует проект, поддержанный на федеральном уровне, то какой еще у нас есть выбор? Все понимают, что история перегрета, излишне политизирована. Здесь и губернатор признал свою полит -технологическую ошибку, в период заигрывания с общественной активностью в попытке найти компромиссный диалог.

Ганин: - Нас зачастую критиковали за то, что мы активно не поддерживаем ту самую «активную общественность», которая собирала людей на Алом поле. Мы сами не специалисты, и у нас нет экспертов, которые бы четко сказали, что нас ждет с вводом данного предприятия. К тому же на теме Томинского ГОКа пропиарились все, кому не лень. Дубровский сказал четко, что ГОК будет, если все экспертизы будут положительными. Мы придерживаемся такой же позиции.

Лавров: - Когда губернатор говорил об эмоциях и о том, что РМК пошла на определенные уступки. Непримиримых это не устраивало. И дальше РМК сорвалась, не закончив приводить документацию в порядок, начали компанию огораживания, чем спровоцировали еще большую напряженность. Я ждал, что губернатор более жестко об этом скажет. И пока не все в порядке. А есть только провокация.

Зырянов: - Давайте посмотрим на эту ситуации с т очки зрения исторической. Сейчас собираются устроить глубокую воронку рядом с той воронкой, которая была выкопана за многие десятилетия. Когда Коркинский разрез вырабатывали, никто ни у кого разрешения не спрашивал. И в советские времена гордились: Самый глубокий разрез в Европе! А сейчас власть себя ведет по-другому и общество ведет себя по-другому. Ситуация изменилась. Общество выросло. Появилась система взаимных требований и выяснение солидности, состоятельности этих требований.

Лавров: - Я не согласен относиться точно так же к людям, зарегистрированным на Кипре, как к государству.

Мельников: - На конференции у губернатора была четкая компромиссная линия ко всем основным группам и игрокам. И он осторожно показывал всем: Ребята, давайте если уж не дружить, то мирно сосуществовать.

Федечкин: - Отказ от гидрометаллургии и перенос хвостохранилища в Коркинский разрез стали единственно возможным компромиссом для губернатора в ситуации, когда одни кричат «Мы будем строить ГОК любой ценой», а другие – «Его не будет никогда!»

Лавров: - Как хороший лектор, Дубровский размышляет вместе с аудиторией. В управленческом смысле это самое логичное. Но как всегда журналисты ждали «срыва покровов», разоблачений.

Фото Андрея ТКАЧЕНКО

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other