Меню

Веселый Сабантуй на Южном Урале

18.06.2014 10:57 44 (11756)


Как гуляли в праздник плуга.

«На Сабантуй» — автобус с такой табличкой уже третий раз попался на нашем недолгом пути к озеру Чебакуль. Очередной, совсем пустой, спешил обратно, в Челябинск за новой порцией жаждущих шашлыков и зрелищ. Издали праздничное поле дышало дымом мангалов и машин. Мы приехали к полудню, за час до начала, а яблоку уже негде было упасть, разве что ранетке проскользнуть.

19 липких метров


В чистом поле главный маяк — 19-метровый столб с разноцветными флажками. Спешим на ориентир, рядом с ним оказалась и сцена.

— Давай, давай! — поспеваем на крики, и вовремя: первый отважный верхолаз хватается за верхушку, а фотографы — за фотоаппараты.

— А-ааа! У-уууу! — гудит в восторге толпа.

— Артем Сухов, из Челябинска, 24 года, да, спортом занимался: брусья, бокс. Служил в Чечне, — «отбивается» герой от журналистов.

— Столб очень скользкий?

— Скорее липкий, скользко только на самом верху, — пожимает плачами Артем.

Время в пути по столбу у Артема две минуты.

— Раньше быстрее лазил, весил 35 кило, а сейчас 73, — улыбается пионер.

— Можешь передать привет девушке, — в качестве бонуса первому участнику предлагают телевизионщики.

— Нет у меня девушки, — признается Артем.

— Теперь будет! — хохочут журналистки.

А тем временем высоту покорил и второй участник.

— У-уууу!!!! А-аааа!!! — ревет толпа.

— Геннадий Попов, Челябинск, — выдыхает в микрофоны участник, пытаясь избавиться от страховки. Ноги стерты в кровь.

Гена с детства занимался на турнике, да и сейчас работает на высоте — монтажником.

— Я первый раз приехал на Сабантуй и первый раз в этом конкурсе участвовал, — признается Геннадий. — Вообще, меня позвал мой хороший знакомый, и мне очень нравится, интересно познакомиться с другой культурой.

А толпа вокруг уже просто неистовствует. Третий верхолаз, как муха, идет по столбу, удерживаясь на вытянутых руках. Результат сего оригинального путешествия — 22 секунды.

— И в прошлом, и в позапрошлом — пять раз участвовал, это пятый баран будет, — белозубо улыбается спустившийся с небес Ильсур Нургалиев. — Зарежу, гостей позову.

— Вот свезло так свезло, — подмигивает коллега-фотокорр. — Сколько раз ездил на Сабантуй, а такого еще не видел.

И снова толпа взрывается аплодисментами — четвертый верхолаз одолел высоту. Вот это да! Из 13 человек, записавшихся попытать удачу, на нашу долю все счастливчики и пришлись.

Переходящий плуг


Тем временем в районе главной сцены намечается какое-то движение. Народ в ярких национальных костюмах высыпает из палаток. Слева у сцены маячат шикарные малахаи из чернобурок — башкирские молодцы позируют перед фотокамерами в обнимку с желающими. Девчушки-татарочки вышли на стартовые позиции, сжимая в руках таблички районов. Грянули фанфары, и понеслись танцоры по кругу. Вип-персоны поднялись на сцену.

— Символично, что День России и Сабантуй проходят одновременно, поскольку их объединяет глубокое чувство любви к родине, к земле предков. Знаю, что у татар и башкир любовь к земле сравнивается с любовью к матери, у нас общая мать — Россия, и чувства к ней общие. Я всем желаю добра, благополучия, — пожелал собравшимся исполняющий обязанности главы региона Борис Дубровский.

Разноцветные шары взмыли вверх, а на сцене эффектно заискрили огненные фонтаны. Торжественные речи, песни, пляски следовали по давно заведенному сценарию, а вот переходящий плуг главе района вручили впервые. Сабантуй ведь праздник плуга, вот такой оригинальный сувенир в натуральную величину и приготовили хозяину праздника.

— Теперь нам придется пахать вдвойне, — пошутил глава Кунашакского района Вадим Закиров. А глава региона любезно помог ему оттащить махину (недаром нормы ГТО в этот же день сдавал).


В погоне за нацколоритом


Скачки — главный атрибут Сабантуя. Все остальное можно, в принципе, и на городском празднике увидеть. Но вот тут-то нам и не повезло: все хорошие места были уже заняты, а на трибуну — фейс-контроль. Из-за потных мужских спин ничего не видно, бегу вдоль — хоть в щелочку подглядеть. Навстречу коллега-фотограф, грязный, но довольный.

— Я на поле пробрался, иду, чтобы позицию занять, а там яма в траве — вот и ухнул носом в землю. Зато снял! — рассказывает о своих приключениях.

Дядька взгромоздился на бревно — вытянув шею, наблюдает за скачками. Вообще-то здесь должны были драться мешками, но ажиотажа явно не наблюдалось, мешки сникли по краям бревна. К слову сказать, народ явно охладел к национальным игрищам: еще по качающемуся бревну кто-то пытался добежать, а вот ни с яйцами, ни с катыком-кефиром, ни с мешками никто не забавлялся. Ничего не попишешь — уходят традиции в прошлое.



За национальным колоритом отправились в поселение: там и юрты с полным убранством, и народные уголки, костюмы, атрибуты и даже угощения. У красочной зеленой юрты тормозим: на шесте череп невиданного зверя. Зубищи сантиметров семь!

— Так это ж медвежий, — объясняет хозяин юрты. — У меня родственник в Башкирии лесником работает. Вот и подарил. По традиции его устанавливают у входа, чтобы злых духов отгонял.



Лошадь для красоты и капля дегтя


По соседству с башкирским подворьем девушка в ковбойском костюме выгуливает рыжую собачку. Ах, простите, оказалось — маленькую лошадку.

— Это мини-пони европейская, высота в холке 63 см. Зовут Лиза, я ее весной привезла из Питера, — охотно рассказывает заводчица Татьяна Мустякимова.

Такие лошадки, как вы понимаете, не для езды, а для красоты. Они очень дружелюбные и прекрасно контактируют с детьми. На пони-ферме они живут вместе со своими американскими сородичами.

— Продается? — интересуется мужчина, щелкнув фотоаппаратом.

— Продается, — откликается Татьяна. — 380 тысяч рублей.

Ух ты, конечно, не племенной скакун, но тоже недешево.

Ну вот, у лошадей отметились, можно и пообедать. Бешбармак не нашли, зато плов и шашлыки в большом изобилии. Углядели шашлык из баранины, правда, в два раза дороже, но решили рискнуть. Зря. Даже баранину, оказывается, можно испортить. Эх, торговля частная — дело непредсказуемое, никаких гарантий, одна надежда — на совесть продавца. А вот мед был неплохой, и кумыс из кобыльего молока нам достался.

Торговые ряды растянулись длинной вереницей. Чего тут только нет: от украинского сала до носков и трусов фабрики «Коммунар», никакого отбора по национальному или иному признаку, обычная ярмарка. Эх, восточный базар был бы уместней. Хотелось чего-то экзотического и качественного, но для этого нужно с самого утра приезжать. В следующий раз учтем.





Впервые на праздничный майдан вышли борцы-юниоры. Юношеский турнир по борьбе куреш прошел в два этапа. В финальных схватках участвовали восемь лучших юных спортсменов. Среди взрослых борцов абсолютным чемпионом стал башкирский борец Дим Хайруллин. По традиции он получил в подарок живого барана.





Областной Дом дружбы народов провел конкурс на лучшую юрту. Победителем стал Чебаркульский район, забравший призы сразу в трех номинациях: за лучшую юрту, лучший обряд и лучшую кухню. «Чебаркульцы приготовили целых 53 блюда! Они нашли старинные, забытые рецепты, конечно, мы не могли их не отметить», — прокомментировала организатор конкурса, директор областного Дома дружбы народов Юлия Лапидус.


Фото Наиля ФАТТАХОВА