Меню

Челябинским чиновникам преподали урок истории

07.09.2017 14:29 - автор Александр Патритеев.
В преддверии Дня города работники челябинской администрации узнали о Челябинске много нового. Правда, не столько нового, сколько хорошо забытого старого. Ибо лекция, прочитанная для них известным краеведом, писателем Кириллом Шишовым, была посвящена истории южноуральской столицы.
Челябинским чиновникам преподали урок истории


Уфимская улица. Теперь отсюда начинается знаменитая «Кировка»

В преддверии Дня города работники челябинской администрации узнали о Челябинске много нового. Правда, не столько нового, сколько хорошо забытого старого. Ибо лекция, прочитанная для них известным краеведом, писателем Кириллом Шишовым, была посвящена истории южноуральской столицы.

Лектор сразу отметил, что не просто подозревает наш город в уникальности – он уверен в этом, и предупредил, что расскажет многое из того, о чем широкая публика даже не догадывается. Конспектировал наш корреспондент.

Зал заседаний, превратившийся на час в студенческую аудиторию, как и полагается, начал заполняться с «галерки». Опытный преподаватель, Кирилл Шишов, предчувствуя наплыв желающих, руководил процессом, призывая пришедших не бояться, подсаживаться ближе. Тем временем в холле работала книжная экспозиция, посвященная творческому наследию писателя. Ее организовала библиотека имени А.С.Пушкина. 

DSC_0248.jpg

Великая миссия

- Тема лекции, безусловно, интересная. Хочется узнать какие-то факты из истории Челябинска и, конечно, познакомиться с самим лектором, - поделилась ожиданиями представитель управления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска Ольга Артюшкина. - К сожалению, а может быть, даже к стыду, не слышала о таком авторе, как Кирилл Шишов. Сегодня на выставке впервые увидела его книги, уже для себя что-то присмотрела почитать.  Кроме того, теперь передо мной великая миссия – после сегодняшней лекции мне предстоит прочитать лекцию по данной теме в нашем управлении…

Символично, что разговор начался с исторической подоплеки герба Челябинска.

Верблюд или Camel?

- В серии книг об истории Челябинской области есть фотографии, на которых видно, что по нашим улицам передвигались верблюды с грузами, хотя тогда уже была и железная дорога, - рассказал Кирилл Шишов в преамбуле лекции. - И когда американцы спрашивали: «Вы что, взяли с наших сигарет эмблему?», извините, это был наш символ с ХVII-ХVIII веков. Кстати, в 1780 году при Екатерине Челябинск раскассировали, ведь он был оплотом Пугачевского восстания. Это единственная самоуправляемая коммуна, которая существовала в 1774-1775 годах, когда местный воевода сбежал со страху. Тогда Челябинск лишили звания центра Есецкой провинции, он плохо проявил себя. А вот Оренбург защищался и стал губернским городом. В наш же адрес только и слышалось: «Вы какой-то подозрительный город…». Да, Челябинск всегда был подозрительным городом. Все время он действовал не так, как от него ждали. И в том состоит радость, что, живя в нем, словно узнаешь все заново.

Лектор объявил, что также очень рад тому, что именно в здании администрации будет идти речь о судьбе Челябинска.

DSC_0246.jpg

В прицеле судьбы

- Удивительно само расположение нашего города, - обратил внимание Кирилл Шишов. – Многие десятилетия я водил и вожу экскурсии по городу, и что меня поражает: с северной стороны у нас стоят сосновые леса, с южной стороны начинаются степи. Вот одна граница, которая проходит по городу. Вторая граница: если смотреть с запада, то часть города находится на скалистых грунтах, восточная часть – на болотах. Город как будто в перекрестном прицеле судьбы. Да, он в центре евразийского континента. К примеру, когда мы делали фундамент для ЮУрГУ, то взрывали буквально каждый метр – скала там очень крепкая. А когда строители возводили ЧТЗ, прилагали огромные усилия по осушению…

Как отметил рассказчик, Челябинск, как правило, быстро терял свое прошлое при смене разных формаций, губернских границ. Сначала относился к Оренбургской губернии, потом на какое-то время отошел губернии Пермской, затем – Уфимской.

- Перекидывали его туда-сюда, вправо и влево. Но он одновременно оставался совершенно уникальным городом. Конечно, после подавления Пугачевского бунта Челябинск был лишен статуса центра Есецкой провинции. В это время его история как бы затормозилась. И только события конца ХIХ века дали ему шанс снова выйти на мировой уровень. Это событие организовали два человека, чьи фамилии начинают список на доске почетных граждан, находящейся в этом здании, - заинтриговал Кирилл Шишов. – Какие это фамилии?

Молчание…

«Здесь будет…»

- Михайловский и Покровский, -  нарушает тишину Шишов. - Покровский, будучи головой Челябинска в конце ХIХ века, все сделал для того, чтобы через Челябинск прошла дошедшая до Самары железная дорога, и остался в истории как замечательный, очень энергичный руководитель. А Михайловский – строитель этой дороги. О каждом из них можно было бы в подробностях рассказать в музее истории города Челябинска, если бы таковой был. Город-миллионник должен иметь свой исторический музей. Для него, конечно, много можно почерпнуть в областном музее, но все же есть разница.

DSC_0225.jpg

Затем лектор перешел к событиям в Челябинске в годы Гражданской войны, событиям, которые, по его мнению, во многом решили исход схватки красных с белыми. 

- Какие бы оценки сегодня мы ни давали, факт остается фактом: битва под Челябинском, конец июля – начало августа 1918 года. Затем – 1919-й год, когда белые крепко держали город в своих руках. Парадоксальность в том, что именно в Челябинске поставлена лучшая композиция белогвардейским чехам, расположенная на вокзале. Чешское посольство изготовило ее так, как они понимали: вагончики из полированного гранита и фамилии легионеров. Удивительно: память о чешских легионерах сохраняется, а память о наших революционерах ограничивается только камнем на площади с надписью: «здесь будет…»

Камушки «Золотой горы»

Снова дав пищу для размышлений, краевед перешел к событиям 30-х годов.

- Огромное количество переселенцев. Чудовищное число репрессированных. Строятся заводы-гиганты, и до начала Великой Отечественной войны пройден путь, который стоил жизни массе народа. Где-то об этом говорят? – задается риторическим вопросом Шишов. – Нет, наоборот, даже стараются убрать захоронения. В начале Перестройки мы исследовали «Золотую гору». И сколько мы нашли свидетельств тех страшных процессов! Сказать невозможно. Причем только часть успели вскрыть. На днях оттуда, из «Золотой горы», взяли камушки для Стены скорби, которую сейчас сооружают в Москве в память о 30-х годах. У нас же достойного памятника не решились сделать…

К слову, лектор напомнил, что долгие годы в запасниках областного краеведческого музея пролежали формы для памятника, созданные Эрнстом Неизвестным. Скульптор подарил эти формы Челябинску. Пролежали. Однако теперь этот памятник воздвигнут в Екатеринбурге, та самая маска, у которой слезы в виде черепов.

За двумя Зальцманами

- Тем не менее, сегодня в нашем архиве снова начата работа по поименному определению репрессированных разных лет, в том числе и в годы индустриализации, - заметил Кирилл Алексеевич и продолжил. - Каждый знает улицу Ловина – директора, который, создав завод, заплатил за это репрессией в 37-м году. Об этом говорит музей ЧТЗ, который мы храним, как зеницу ока, ведь там – вся экспозиция 70-х годов, и другой такой в стране уже нигде нет. Это и память о Ловине, и о многих личностях, и по сей день являющихся полем битвы. Мы только что сказали о парадоксальности истории с революционерами, но то же самое можно говорить и о создателях танковой индустрии. Совсем недавно лицом к лицу столкнулись две книги об Исааке Зальцмане. В одной книге, написанной екатеринбуржцами в ходе работы в нашем архиве, приложены огромные усилия для того, чтобы дискредитировать память об этой знаковой фигуре. Но, слава Богу, спустя месяц в Челябинске выпущена другая книга, благодаря которой мы получили возможность объяснить молодому поколению, что такое судьба Зальцмана в годы войны, а особенно после нее.

Каркас нашей цивилизации

Да, в своей лекции Кирилл Шишов коснулся и послевоенных страниц Челябинска и всего Южного Урала, совершившего подвиг…

- …о котором пока еще нет достаточной информации. А именно: и ЧТЗ, и ЧМЗ, и другие предприятия стали в то время техническим фундаментом создания атомного оружия, предотвратившего третью мировую войну. Каждый, кто соприкасается с этим, понимает: это еще более высокий подвиг. К сожалению, сейчас мир снова на атомном острие, корейцы испытывают водородную бомбу. Впрочем, если хотите поговорить о современности, я готов, - поспешил заметить лектор. - Но нужна обратная связь…

Видимо, эту тему решили не поднимать в преддверии праздника, поэтому разговор завели о названиях челябинских улиц.

- Улицы нашего города мы не дали переименовать в начале 90-х, когда в Москве, Ленинграде началась такая мода. Мне представляется, что сегодня что-то переименовывать или сокрушать памятники – двусмысленно в своих последствиях, - подчеркнул Кирилл Алексеевич. – Борьба за создание литературного музея – отдельная тема для обсуждения. Но если Челябинск собирается принимать саммиты ШОС и БРИКС, нельзя позволить, чтобы историческая память у нас отсутствовала. Ведь наш город имеет всего три полноценных музея: краеведческий, который переименовали в исторический, затем – картинная галерея и, наконец, музей пожарного дела. Есть некоторое количество ведомственных музеев, но их посетить почти невозможно. В свою очередь перспективы на открытие государственных музеев очень туманны. Тогда как сам президент России в одном из своих изречений сказал: «Классическая русская литература – каркас нашей цивилизации…»

Ну, нет у нас великих!

Кирилл Шишов предложил работникам администрации навскидку назвать имя хотя бы одного челябинца, которому был бы поставлен хоть какой-нибудь памятник или бюст на улицах города.

- Ну, нет у нас своих великих людей, говорят мне, - иронизирует Шишов. – А я уверяю, что есть! И если к этому будет приложена исследовательская деятельность, а потом и волонтерская, мы можем, конечно, украсить наш город замечательными именами. А вот если вы бывали в центре Екатеринбурга, то знаете, какие две величественные фигуры там стоят…

Тишина в зале. Тут же лектор – то ли в шутку, то ли всерьез:

- Нужно челябинской администрации, если вы, конечно, не против, организовать поездку в Екатеринбург. Я готов быть экскурсоводом. Наши соседи хорошо поняли ценность прошлого.

Послесловие

Было бы странно завершать лекцию о Челябинске (как, собственно, и репортаж о ней) предложением поехать в Екатеринбург. Весьма странно. Поэтому Кирилл Шишов в оставшееся время читал аудитории свои стихи о родном городе – о водохранилищах и свалках, героизме и мудрости, а мы по окончании встречи снова обратились к Ольге Артюшкиной: каковы впечатления? 

- Лишний раз убеждаюсь, как, к сожалению, плохо мы знаем историю нашего города, - признается собеседница. - Хочется посещать подобные мероприятия. Но все-таки такая лекция рассчитана на подготовленную аудиторию. Нужно восполнять пробелы. Вот если бы была какая-то работа, которую можно было бы прочитать после лекции, чтобы закрепить…

- Основное будет в пятничном номере «Вечерки», - пообещали мы.

- Значит, я смогу по вашим материалам, если что, подготовиться?

- Конечно! Это же великая миссия…

Фото автора, chelabinck.ru

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other