Меню

На ринге никто не заскучает

17.06.2014 13:05 21 (233)


Осенью в Челябинске пройдут бои в рамках проекта «Бойцовский клуб на призы издательского дома Гранада Пресс», который сведет на ринге боксеров-любителей, людей известных и не очень.

Как всегда, главная интрига — схватка супертяжей. Особый интерес для публики составляет участие опытного и мощного Владимира Филичкина, которому долго искали соперника. Наконец-то имя поднявшего «брошенную перчатку» стало известно - Герман Болховских из Магнитогорска, член клуба единоборств «Кристалл». С ним побеседовал корреспондент «Вечерки».

Решил — надо браться
Директор компании «Урал Бокс Промоушен» Алексей Васильев, представляя Германа Болховских, сказал кратко:
- Переговорный процесс завершен. Соперник Владимира Васильевича перед вашими глазами. Он начал тренироваться, ведет подготовку, понимает серьезность предстоящего мероприятия.
И я увидел мужчину, больше похожего на писателя Хемигуэя, нежели на бойца, готового попасть под пудовые кулаки Филичкина. Но соперник был невозмутим и вполне готов беседовать на любые темы.

- Герман Александрович, что значит «переговоры завершены»?
- Устно договорились. По строму русскому обычаю достаточно слова мужика.

- Вы, конечно, мастер рукопашного боя, но в 52 года выходить на ринг, наверное, не просто? Кто вас уговорил?
- С Алексеем Васильевым, организатором «Бойцовского клуба», мы познакомились на одном из семинаров по рукопашному бою. Там же был известный Константин Башлыков, врач-реаниматолог из Миасса, депутат и заядлый рукопашник. Константин Васильевич тогда сказал: «Подумай, прими решение. Противник очень серьезный». Я подумал и решил – надо браться. Меня назвали мастером рукопаши. Гигантское преувеличение.

- Но, судя по всему, у вас есть своя философия единоборства. Как вы к ней пришли?
- Я в свое время закончил горно-металлургический институт по специальности «инженер-механик». После вуза служил в армии, был командиром танкового взвода в Армении. Восемь лет отработал на ММК. Спортом занимался. В частности боксом. Но у меня никогда не было разрядов, наверное, потому, что не имел стремления одолевать соперника любой ценой. Для меня спорт был игрой. Потом пришло осознание, что надо уметь защищать себя, семью, Родину. И как-то не бросаю этот путь. Во время учебы в вузе занялся карате. У нас был замечательный тренер Володя Дергунов. Ходил я в студенческий оперотряд - гроза хулиганов.
А наш клуб единоборств «Кристалл» существует уже почти пять лет.
Стараюсь участвовать в соревнованиях на любительском уровне. К профессиональным соревнованиям по рукопашному бою я, прямо скажем, не готов. А вот ножевой бой, штыковой бой, метание ножей – в этом я с удовольствием участвую. Чебаркуль, Миасс, Челябинск – везде у нас на Южном Урале. Соревнования по владимирской рукопаши у нас проходят с включением оружейных видов единоборств. Кстати, этот вид спорта аккредитован в Ивановской области как национальный. Сейчас идет процесс аккредитации уже как всероссийского.

Молодецкие забавы против интеллигентности
- Герман Александрович, вы хорошо знаете своего соперника, который заявил, что «любит бить людей»?
- К сожалению, нет, только понаслышке и только очень хорошее.
Филичкин - офицер, искренний, честный человек, вояка в лучшем смысле этого слова, с понятием о чести. А для меня это много значит, чтобы соперник был достойный. Думаю, что не уроню достоинства нашего поединка. Много лет участвую в народных праздниках. В Магнитогорске есть так называемая ярмарка у цирка. Там проводятся городские праздники. Я, как волонтер от Дома дружбы народов, там устраиваю площадку молодецких забав. Перетягивание каната, прыжки через длинную скакалку, борьба на бревнах. Вот уже два с небольшим года как стал участвовать в соревнованиях по штыковому бою. И ребятня, и взрослые с удовольствием учатся этому. Как могу пропагандирую наши отечественные виды единоборств.
- Судя по всему, история воинской традиции — ваш конек.
- А знаете, как воевали наши деды-пластуны? Тогда все умели драться. А перед войной обязательно передавали знания – воинское искусство можно применить на боле боя. Рукопашь – это намного шире, чем любое известное единоборство. К примеру, Федора Емельяненко нельзя назвать мастером рукопаши, пусть он мастер или даже корифей спорта.
- Ну, кого-то вы можете назвать?
- Может быть, покойный князь Голицын или Алексей Алексеевич Кадочников. Рукопашь – это ведение боя без применения огнестрельного оружия. Камень, палка, нож для этого сгодятся. А еще - умение действовать в составе подразделения. У каждого вида народной борьбы в основе есть своя философия. Скажем, муай тай вобрал в себя обычаи и религию тайского народа. У нашего народа тоже все было и отчасти сохранилось.
Просто мы сегодня живем с сильно «припудренными» налетом интеллигентности мозгами.
- Это плохо?
- Для выживания в большом мире, может быть, и хорошо, а для сохранения исходной чистоты – плохо. Интеллигенция призвана была разрушить обычаи. Возьмите земских врачей, которые первыми начали ругать бабок-знахарок. Дальше – больше. В 20-е годы их просто расстреливали, да и тех же дедов, которые больного или увечного человека ладили-правили. Потому что медицина более управляема. То же с интеллигенцией. У нас исторически уничтожалось самоуправление народа, его самобытность ради унификации, вертикали. Сейчас вот пытаемся возродить что-то вроде гражданских советов. А это очень плохо возрождается. Раньше был крестьянский мир. У казаков был круг. Что круг приговорит, то и будет. В деревнях были мирские сходы. А все силовые структуры были те же стеношники, ватаги, деревенские силачи, бойцы, про которых были песни сложены. Грубым покажется сегодня слово «головорез», «сорвиголова». Но это все идет оттуда, из старины. Были ведь и исполнители приговоров, потому если мир приговорил, делать нечего… Обрядовые драки отличались у южных славян от северных. Но у нас, на Урале, эти обычаи смешаны.

Нам снится неувечный бой
- «Рукопашь» – называли старики, - продолжает Герман. - Бои для праздников на Владимирщине назывались «любки», на Севере - «неувечным боем».
Бокс для нас чуждый. У нас если бились «на кулачки», то это как зачин для стеношного боя. Были разные формы зачинов. Помните, купец Калашников против Кирибеевича вышел? Это когда один бьет – другой держит удар. Ну, мужикам всегда охота силой померяться. Это нельзя перекрывать, это же жизнь. Сейчас в рамках народной владимирской рукопаши, которая будет аттестовываться, введено многоборье. То есть к рукопашному поединку допускаются бойцы, которые прошли народные виды борьбы – «одноручка», «на две косы», «на косую руку». Большинство людей о них и не подозревают.
- Науку «стеношников» и «бузняков» сегодня собирают как этнографический материал. Но где вы наберете сегодня охотников драться стенка на стенку?
- У Бажова в рассказе «Крыло» очень интересно «стенка» описана, как это было, пока не запретили. В 1925 году был принят закон «О хулиганстве». Бойцов стали просто сажать. Вот сегодня мне за ножик замечание сделали. Раньше мужик без ножа не ходил. Не поняли бы, как это мужик без ножа и топора. Как это? Человек не имеет права защитить свое достоинство? Я-то ножик ношу не убийства ???, все думаю, может, кто тортиком угостит, так и порезать есть чем. А ведь было принято. Откуда и пошло выражение «засапожный нож».
Былины про Вольгу Всеславича читали? Помните, как богатыря Миколу Селяниновича куда-то позвали, а все богатыри его сошку за кусты не могли забросить. Зато он мог обернуться зверем рыскучим, птицей летучей, пчелой. Это умение переходить из состояния в состояние. Мы почему-то сейчас больше знаем о ниндзях, а свои былины читаем - не верим. Сказки! Какие сказки? А как наши пластуны сквозь вражеские дозоры проникали!
- Сегодня японские единоборства четко оформлены.
- Все направлено на захват внешних рынков. Японцы продают свой спорт: школы, пояса, даны. У нас же школы не были оформлены, не давали развиваться. Сами сдерживали: «Это не может быть российским, потому что это русский вид борьбы». Куреш - можно, борьба на поясах — тоже можно.
А у нас преемственность утратилась. Народное ведение боя, как ни странно, подкосило олимпийское движение. МОК предложил убрать самбо, штыковой бой (последний раз прошла спартакиада в 1956 году), ножевой бой. Якобы они милитаристские. На самом деле это боеспособность нашего народа. Даже Наполеон признавал русский штыковой бой лучшим в мире.

Лишь бы это было достойно
- Герман Александрович, я понял, что вы через единоборство пытаетесь заниматься возрождением русского национального самосознания, так сказать, на личном фронте. У меня такое ощущение, что вы живете здесь, в 21 веке, и сопереживаете отечественную историю. Но вернемся к бою с Филичкиным. Всех интересуют «технические параметры» соперников. Как вы их оцениваете?

- По весу я сейчас чуть-чуть за сотню. У него 105 – 107. Разница в возрасте - восемь лет. Нам обоим за 50. Да что там, Филичкин вот-вот отметит 60-летие, но надо учитывать, что Владимир Васильевич – «краповый берет», а он, как известно, даром не давался. Там изначальная подготовка такая!
- Но вы-то как тренируетесь?
- Я настолько ленив, что не очень тренируюсь. На работе беру перфоратор. Раньше тренировался два раза в неделю. Сейчас стал бегать, немного похудел. До октября еще есть время на тренировки.
- Говорят, вы мастер кувалды?
- Специализируюсь на сломе стен. По жизни приходилось много строить. И как-то в 90-е уволился с комбината и пошел по линии стройки. Правда, не столько стройки, сколько слома. Тогда пошла тема перепланировок. Стены надо было ломать. Меня это устраивало. Машешь кувалдой – зарабатываешь, да еще и тренировка. На нашей работе немногие удерживаются. Тяжко. У меня теперь своя фирма, которая называется «Строительная артель «Перестройка». Помните, у капитана Врунгеля: как вы яхту назовете, так она и поплывет. Вот артель – это русское устроение. В нее обычно шли родственники либо друзья, которые друг за друга отвечали. Были издавна ватаги, артели, в которые собирались плотники, бурлаки, амбалы, землекопы. Традицию сохраняю. Я же многодетный отец. У меня от двух жен – пять детей, четверо сыновей. Все мои дети с 11-12 лет со мной кувалдой махали.

- Будете ли вы специально тренироваться перед «Бойцовским клубом»?
- Я получил, как у нас в бойцовском мире говорят, волшебный пендаль. Теперь занимаюсь у Сергея Хатько, который подготовил несколько мастеров по рукопашному бою. У одного самодельного мастера купил мешок для тренировок, перчатки — все, что нужно для боксерских боев. Знания, полученные в рукопаши, надеюсь, помогут в предстоящем поединке. Результат, понятно, не гарантирован. Но буду готовиться, чтобы Филичкину не скучно было на ринге, а мне – с ним.
- Вы идете участвовать или побеждать?
- Побеждать – это точно. Себя, свои слабости, свою гниль какую-то. Будет ли это сопровождаться победой над соперником? Не знаю. Лишь бы это было достойно.

Кстати, по-прежнему принимаются заявки всех желающих непрофессиональных спортсменов на участие в проекте «Бойцовский клуб на призы Гранады Пресс».
Для этого нужно позвонить директору компании «Урал Бокс Промоушен» Алексею Васильеву по телефону 8 919 301 0 555, или заместителю директора Александре Галемзяновой на номер 8 909 071 22 68.
Также можно написать на электронную почту: b-club.5sezon@yandex.ru
Официальная группа проекта в контакте vk.com/fightclub74rus.




ФОТО Вячеслава НИКУЛИНА