Меню

Открытый урок в группе челябинского детсада с особыми детьми

20.10.2017 14:00 - автор Сергей ТАРАН
В челябинском детсаду № 40 прошел открытый урок, где взрослые увидели, как ребята с ограниченными возможностями здоровья учатся вместе со здоровыми, и что из этого получается.
Открытый урок в группе челябинского детсада с особыми детьми


Ворона говорила

Детсад «Какаду», что на Тополиной аллее, - современное дошкольное учреждение. Здесь все есть, как «в Греции», вплоть до бассейна. И на входе сотрудники толпу журналистов сходу разувают. Чистота и мир детства диктуют свои суровые законы. На цыпочках проходим по длинным коридорам и оказываемся в комнате с детскими ящичками для одежды. На каждом яркий рисунок. Но на одном - еще и фотография малыша. Почему? Выясним попозже.

С утра в игровой комнате малыши уже занимают места на стульях вокруг учителя. На гостей-взрослых почти не обращают внимание. Они сами взрослые, пусть возраст каждого в группе аж четыре года, зато в сказках они — профессора. Сразу объясняют педагогу из какого сюжета взялась Ворона, и кто там поделил яблоко на всех зверят. От сказок плавно переходят к рисованию. Сколько надо взять краски на кисточку, чтобы начать раскрасить яблоко и ежика? А один мальчик так и норовит убежать, иногда ложится на пол. Но педагог не удивляется и спокойно помогаем ему включиться общую работу. Впрочем, каждый увлечен творчеством. Однако, пора идти мыть руки, лоб и щеки...

Как повернется жизнь

На открытый урок пришли родители. Мама дошкольницы Светлана Щетинина кое-что поясняет:

- Я знаю, что в нашей группе учатся дети с особенностями развития. Как известно, дети копируют поведение своих родителей. И мы, родители обычных детей, должны сами понимать, что инклюзивное образование не может плохо повлиять ни на нас самих, ни на наших детей. Наоборот, мы внушаем своим детям, что нужно хорошо относиться к детям с особенностями развития. Дружить с ними, учиться, играть. Важно, чтобы ребята понимали: люди бывают разные. И особенности в развитии никак не должны повлиять на их отношения. Честно говоря, обычные дети даже не заметили, что с ними учатся особые ребята. Когда на первом родительском собрании зашла речь об этом, я обратила внимание, что несколько родителей этим заинтересовались. А какие дети? А с какими заболеваниями? А сколько их будет? Все мы люди, и мы не знаем, как повернется наша жизнь. Надо это помнить.

- Анастасия, мама девочки Ульяны, - представилась еще одна женщина, говорит, - я совершенно не против, что в нашей группе есть особы дети.

Хотя, с такой терминологией не совсем согласна. Для каждого родителя свой ребенок безусловно - Особый. Очень здорово, что мы живем в такой стране, где система образования подстраивается под ребенка, а ребенок — под систему.

00007.MTS.Статические 001.jpg

Научиться тебя понимать

Сегодняшний открытый урок - фрагмент большого и сложного проекта «Инклюзия без границ», который стартовал в Челябинске в апреле этого года. У его истоков руководитель челябинской областной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова.

По ее словам, детский сад № 40 уже около десяти лет принимает детей с ограниченными возможностями здоровья для того, чтобы они находились в среде здоровых ровесников. А это включение — инклюзия дело такое сложное и не быстрое.

Так стоит все это неимоверных усилий?

- Понятно, что специалисты, которые работают с обычными детьми, не всегда понимают специфику работы с особыми детьми, и с чем сталкиваются их родители, - говорит Елизавета Кириллова. - Представьте себя на месте учителя, когда ребенок не очень хорошо говорит и демонстрирует нежелательное поведение. И очень часто — это распространенные стереотип — взрослые воспринимают это негативно. А по сути задача педагога и родителей — просто научиться считывать такое поведение. К примеру, если ребенок устал, он может лечь под стол. Возможно, ему дали слишком сложное задание. А если ребенок страдает расстройствами аутического спектра, то ему тяжело находиться в коллективе. Такому ребенку бывает трудно, когда очень шумно. Это такие тонкости, которые очень важно учитывать в образовательном процессе инклюзии.

00034.MTS.Статические 001.jpg

По Закону об образовании 2016 года прописана возможность родителям приводить ребенка в детский сад в шаговой доступности. И вот родители заходят на площадку детского сада, видят доброжелательное отношение к ребенку. Но педагог растерян. Не знает как организовать обучающее занятие. Что делать, когда надо заниматься развитием обычных детей и при этом чтобы особый ребенок не сидел где-то в углу?

Елизавета по своему опыту помнит, что в свое время было очень сложно с родителями. Откуда-то берется это, что сходу не определишь - эгоизм, черствость, неразвитость, душевная ущербность. Но сегодня уже все не так. За три последних года, как детский сад стал принимать особых детей, многое поменялось. Если раньше отчуждение чувствовалось. Примитивно детям не давали играть вместе. Теперь «лед тронулся».

Специалисты говорят, что дети в 4-5 лет до конца не понимают, что другой мальчик «особый». Ребенок может задать вопрос: «Мама, а почему Сеня плохо говорит?» Грамотный ответ: «Знаешь, когда ты учился разговаривать, Сеня в это время болел. Но он научится, ты можешь ему в этом помочь». Для ребенка пяти лет этого достаточно.

Дети с удовольствием играют друг с другом.

- Говорить откровенно про особых детей, показывать их мы стали совсем недавно, - отмечает Елизавета Кириллова. - Родители с такими детьми закрывались дома, гуляли с детьми по ночам, чтобы не было осуждающих взглядов. Я как руководитель общественной организации могу сказать, что были ситуации, когда люди на несколько месяцев зависали в состоянии горя и вообще не выходили на улицу.

Поэтому такие проекты очень нужны. Здесь идет взаимодействие с родителями. Сегодня мы были во вновь созданной группе. В августе провели родительское собрание, где предупредили, что ребята выходят в группу с особыми детьми. Сделано так, как это существует в обществе. На 25 человек приходится два особых ребенка. Один с расстройством аутического спектра, и один с синдромом Дауна. Такая схема предлагается для грамотной инклюзии. Например, ребенок с синдромом Дауна общительный, доброжелательный, спокойно сидит. Ребенку с аутизмом сложно общаться.

Законы прикладного анализа

- Чтобы включить необычного ребенка в среду обычных детей очень важно знать законы прикладного анализа поведения. По сути, это научная дисциплина, которая на практике показывает, что если ребенок лег под стол, педагог должен понимать, что он не капризничает, а устал. Если ребенок убегает с площадки, то не для того, чтобы разозлить воспитателя. Просто так работает функция привлечения внимания. Это сигнал. Нужно только грамотно считывать, - рассказывает Елизавета Кириллова.

Между тем, в челябинских вузах программы по обучению прикладному анализу поведения нет. Продвинутые родители «особых» детей сами добывали прикладной анализ поведения. Бесценное знание привезли из-за рубежа в Москву. Впрочем, в «белокаменную» сегодня не каждый воспитатель, логопед или дефектолог может ездить из отдаленных регионов. К счастью, в Челябинске есть свои эксперты прикладного анализа поведения. Среди них и родители, которые очень мотивированы, готовы обучиться за «любые деньги», чтобы делать для своих детей максимально комфортную развивающую среду.

- Я рада, что в нашем комитете образования налажен нормальный рабочий диалог. Сегодня мы показали, что возможно обучать детей совместно. Наши педагоги прошли тренинги, чтобы правильно взаимодействовать с детьми, - отмечает Кириллова.

00015.MTS.Статические 001.jpg

Визуальное расписание пространства

Конечно, ради результата педагог пойдет на все. Если надо, изобразит и непослушного ребенка, и Бабу Ягу. А оказалось, что в первую очередь надо структурировать пространство вокруг детей.

Представьте, у малыша задержка речевого развития. Он не понимает подчас, что происходит вокруг. Ему нужно маркировать пространство с помощью картинок. Вот почему на одном шкафчике фотография ребенка. Он может не запомнить какое-то изображение. Но когда он заходит, то сразу находит свой шкафчик. «Тритий справа» - для него слишком сложно. Масса столиков в помещении. Но где его место? Запоминает по фото. Это и есть визуальное расписание. Как помыть руки? Все разложили по цепочке действий: открыть кран, взять мыло и так далее. На начальной стадии это помогает. Ребенок потихонечку учит глаголы, существительные, порядок действий. Отрабатываем простые гигиенические навыки. И он растет. Начинает взаимодействовать с детьми в группе. Мы смотрим, если что-то ребенок может делать сам, то опираемся на его самостоятельность.

По словам Кирилловой, ребенок должен находится в зоне ближайшего развития.

- Часто говорят, что есть великолепные коррекционные детские сады, есть очень хорошие специалисты. Зачем что-то еще придумывать, учить педагогов, беседовать с родителями. Проходить сложную систему обучения? - размышляет Елизавета Эдуардовна. - Понимаете, ребенок должен быть среди здоровых ровесников, он должен видеть пример, обращенную речь. Дети с синдромом Дауна легко визуально считывают, что делают вокруг них люди. И если наблюдать за ними, они легко понимают отношение к себе. Есть ведь лучшие инклюзивные практики.

Арина Кутепова гимнастка из Челябинска с синдромом Дауна. Ей 18 лет. Она единственный человек в России кандидат в мастера спорта по гимнастике. Призер многих соревнований. Арина училась в благоприятной инклюзивной среде. И девочка достигла результатов, потому что находилась в среде здоровых ровесников.

Есть такое мнение. Что лучшие общественные инициативы со временем становятся частью государственной политики. Мы надеемся, что наш опыт увидят и оценят.

Цыплят по осени считают

Расспрашиваем заведующую детским садом №40 Аллу Басанько о результатах проекта.

- Все страхи до проекта мы пережили, - отвечает Алла Юрьевна. - Наш детсад всегда работал с такими проектами. Мы душой и сердцем заинтересованы работать с особенными детьми. А страхи были в том, что мы делаем что-то не так. Но мы научили педагогов правильно работать с детьми, с визуальным расписанием, верно реагировать на поведение. На самом деле нам дали инструменты для работы в инклюзивном обучении и воспитании. Сегодня мы думаем над продолжением проекта с ведущим психологом Мариной Владимировной Пинкус, которая является нашим научным куратором. Обычно мы на месяц вперед просматриваем программу, обсуждаем разные задачи, например, как в игровой форме развивать художественно-эстетическое восприятие. Дело это сложное, кропотливое. И, к счастью, уже видим точечные результаты. Вот наши дети с особенностями развития (синдром Дауна, задержка психического развития) выпускаются из детсада и уверенно идут дальше — в школу. Может быть, кто-то поступает в школу чуть позже, но они идут в обычную школу в рамках инклюзивного образования. Потому что социализированы и обучены.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other