Меню
12 Декабря 2017, Вторник

Страховка через посредников: как не нарваться на автоюриста-афериста

10.11.2017 15:30 - автор Ирина ЯББАРОВА
 Сомнительные автоюристы имеют незаконный доступ к номерам мобильных телефонов челябинских автолюбителей. Так считает молодой человек, который обратился в редакцию «Вечернего Челябинска» и рассказал свою историю, а также попросил разобраться в ситуации.
Страховка через посредников: как не нарваться на автоюриста-афериста

Как рассказал челябинец, не так давно он попал в дорожно-транспортное происшествие. Авария произошла в субботу, около десяти часов вечера.

- Я ехал по правой полосе улицы Блюхера, перед перекрестком улиц Блюхера - Белорецкая со средней полосы прямо передо мной направо стал поворачивать «Форд Куга», вылетев мне наперерез, - вспоминает Андрей (имя изменено. - Авт.). - Уйти от удара возможности не было, моя машина на скорости влетела в правый бок «Форда». От удара оба автомобиля вылетели на встречную полосу движения улицы Белорецкой. К счастью, пострадавших нет: я и моя девушка, которая находилась в этот момент в автомобиле, как и водитель, и пассажиры «Форда», отделались лишь испугом.

По словам Андрея, водитель «Форда» признал свою вину, он же позвонил в ГИБДД. Попавшим в аварию автолюбителям посоветовали ждать экипаж ДПС, который скоро должен подъехать. После трех с половиной часов ожидания, примерно около двух часов ночи, виновнику дорожно-транспортного происшествия позвонили сотрудники Госавтоинспекции и сказали составлять план-схему самостоятельно, а после - ехать на пункт оформления ДТП. Домой участники аварии разъехались уже под утро воскресенья.

- Через пару дней после ДТП мне на мобильный телефон пришло СМС следующего содержания: «...Хотите получить за 20 дней выплату со страховой компании и сэкономить свое время?! Автоюрист + независимая оценка!» - вспоминает Андрей. - Также было указано, что сейчас компания проводит какую-то акцию, в этом же сообщении был и номер телефона, по которому можно позвонить. А после СМС поступил звонок: автоответчик довел до моего сведения ту же информацию, что была в сообщении. Честно говоря, такой поворот событий меня сильно удивил, ведь в моей страховой компании на тот момент не знали о наступлении страхового случая. Даже близкие друзья были не в курсе того, что я попал в аварию.

Как утверждает молодой человек, номер своего мобильного телефона он посторонним не давал, а указывал его только в Госавтоинспкеции при оформлении ДТП. Тем не менее абсолютно неизвестная ему юридическая компания каким-то образом узнала о случившейся аварии и поторопилась предложить свои услуги. При этом обращались к потерпевшему по имени-отчеству. Андрей предполагает, что в этой ситуации каким-то образом замешаны сами сотрудники Госавтоинспекции.

- Откуда у сомнительной юридической конторы мои телефонные контакты - даже предположить не могу, - недоумевает Андрей. - Это наводит на мысль о недобросовестности некоторых сотрудников ГИБДД. Получается, что любой мошенник имеет возможность получить доступ к персональным данным каждого автолюбителя города. Мне кажется, такая ситуация требует внимания контролирующих и правоохранительных органов.

Кстати, немного погодя выяснилось, что второму участнику дорожно-транспортного происшествия примерно в это же время стали названивать так называемые перекупщики с вопросами, не собирается ли он продавать своего железного коня.

Выплаты со скидкой

«Вечерка» решила связаться с юридической компанией, которая занимается подобной рассылкой, чтобы выяснить, откуда у ее сотрудников телефонные номера автовладельцев. Прикинувшись пострадавшей в ДТП, журналист «ВЧ» позвонила по указанному в сообщении контактному номеру. Изначально на телефонный звонок никто не ответил, но спустя несколько минут сотрудник фирмы перезвонил сам.

- Добрый вечер! Это юридическая компания. У меня от вас пропущенный звонок, - приветливо прозвучал мужской голос.

- Здравствуйте! Да, я вам звонила. Дело в том, что на днях попала в ДТП, а почти сразу после этого мне пришло СМС, в котором был указан ваш номер телефона, - быстро сориентировалась я.

- Да, мы помогаем в таких ситуациях. Вы виновница или пострадавшая в ДТП? - поинтересовался молодой человек.

- Потерпевшая, - нагло соврала я.

- Понятно. Меня зовут Роман, - представился молодой человек. - Наша компания проводит независимую оценку после ДТП. Также мы собираем документы для страховой компании без участия водителя. Вам интересно было бы получить выплаты со страховой компании по максимально рыночным ценам за 20 дней или еще быстрее, при этом сэкономить свое время и нервы? Предложение очень выгодное, а потому у нас очень большая загруженность. Могу записать вас на завтра. Есть два времени на ваш выбор: 10.30 или в 15.00. Вы готовы подъехать к нам в офис?

- Но, насколько мне известно, сейчас страховые компании направляют автомобили на ремонт в сервисные центры, с которыми у них заключены договоры, а что касается выплат — они разве делаются? - прикинулась я дурочкой.

- Ну у нас есть свои варианты, чтобы получить деньги. Вы можете к нам подъехать и узнать о них. А еще у нас сейчас действует акция: услуги автоюриста и независимая оценка - всего пять тысяч рублей. Обычная стоимость — восемь тысяч рублей, - пояснил авантюрист-автоюрист.

- Что от меня нужно?

- Паспорт, документы на машину и документы из полиции, - оттарабанил голос в телефоне. - Так на какое время вас записать?

- Если не секрет, откуда у вас мой номер телефона? - попыталась вывести я на чистую воду сомнительного автоюриста.

- Мы сотрудничаем со страховыми компаниями, - заявил Роман.

- Вы хотите сказать, что моя страховая компания предоставила вам мой номер телефона?

- Да, в рамках нашего информационного сотрудничества, - сказал молодой человек, даже не спросив у меня название страховой фирмы и дату ДТП. - Вы не переживайте, у нас все официально, мы работаем уже более пяти лет.

- Ясно. Спасибо большое, я подумаю и если решу, что все-таки нуждаюсь в ваших услугах, - перезвоню, - поторопилась я завершить этот бессмысленный диалог.

- А над чем вы собираетесь думать? - не унимался Роман

- Над тем, стоит ли к вам обращаться.

- У вас все-таки есть какие-то сомнения по поводу нашей компании? Давайте я вас все же запишу на консультацию на удобное для вас время, вы подъедете и зададите все свои вопросы.

Не видя смысла продолжать этот пустой разговор, еще раз обратила внимание Романа на свое желание подумать, перед тем как принять окончательное решение. На этом диалог прекратился, но за это время молодой человек ни разу не поинтересовался, когда именно произошло дорожно-транспортное происшествие, в какой именно страховой компании приобретено ОСАГО, есть ли оно вообще, насколько сильно поврежден автомобиль, оформлено ли ДТП в Госавтоинспекции...

52191961-avtoyuristy-adresa.jpg

Вопрос репутации

Собственный источник в одной из страховых компаний Челябинска в приватном разговоре заверил: речи о каком-либо информационном сотрудничестве между юридическими фирмами и страховщиками быть не может. Кроме того, ни одна страховая компания не станет «сливать» сомнительным организациям свои базы данных по одной простой причине — страховщикам это не выгодно.

- Не исключаю вероятности, что в каких-нибудь страховых фирмах и встречаются недобросовестные сотрудники, которые в корыстных интересах могут предоставлять какие-либо данные сторонним организациям, однако такая вероятность минимальна, - заметила собеседница в страховой фирме. - В нашей компании даже у штатных сотрудников ограничен доступ к базам, более того, те, кто оформляет страховые полисы, и те, кто производят выплаты, также не видят информационные базы друг друга. Предоставить информацию, хранящуюся в базах данных, мы может только прокуратуре, органам внутренних дел и суду по запросу. То же самое касается и информации о наших клиентах-автовладельцах, попавших в ДТП. О наступлении страхового случая нас уведомляет сам автовладелец. Сделать он это может несколькими способами: по телефону, через сайт, оставив сообщение на горячей линии, а также в call-центре. При этом при регистрации ДТП у нас указывается только номер страхового полиса и дата, когда произошло дорожно-транспортное происшествие, все остальные сведения о владельцах автомобилях находятся в закрытом доступе. Поэтому, думаю, к сомнительным сообщениям и телефонным звонкам от юридических компаний, которые навязывают свои услуги, лучше относится с осторожностью, тем более когда сама страховая компания еще даже не знает о наступлении страхового случая. Лучше обходить стороной таких подозрительных автоюристов, поскольку сложно предугадать, чем это случайное знакомство может обернуться в будущем. У нас была ситуация, когда автовладелец, попавший в ДТП и воспользовавшийся услугами таких автоюристов, позже пришел в компанию, утверждая, что он подавал полный пакет документов, заверенных нотариально, но по факту документов страховая компания не получала. Вот чтобы таких эксцессов не случалось, лучше самостоятельно приехать в страховую компанию, задать вопросы, подать свои документы. Кроме того, если при заключении соглашения автовладелец и страховщик сумели прийти к общему мнению относительно суммы страховой выплаты, то она может быть сделана даже раньше установленного законом срока.

С большой осторожностью относиться к сомнительным автоюристам, которые сами навязывают свои услуги, призывают автолюбителей профессиональные правозащитники, в том числе и те, кто имеет богатый опыт по оказанию правовых услуг автовладельцам.

Руководитель юрфирмы Анна Непомнящих обратила внимание, что на рынке юридических услуг есть компании, которые зачастую навязывают свои услуги пострадавшим, когда человек еще не успел «отойти» от аварии, растерян и не знает, какие дальнейшие шаги ему предпринять в отношении страховой выплаты. Эти компании «добывают» контактные данные участников ДТП, рассылают им СМС либо звонят, и предлагают в кратчайшие сроки взыскать максимальные суммы со страховой компании.

- Таким образом они пытаются заманить потенциального клиента в свой офис и навязать ему еще больше, как правило, совсем не нужных в его случае услуг, - прокомментировала юрист Анна Непомнящих. - Любая уважающая себя юридическая компания, которая дорожит своей репутацией, никогда не станет заниматься смс-рассылкой и навязывать клиенту ненужные услуги.

К тому же, по словам юриста, согласно федеральному закону «Об ОСАГО», страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему в течение 20 календарных дней, за нарушение данного срока предусмотрена неустойка (пеня) за каждый день просрочки.

Добавим, что в приложении к Положению Центрального банка Российской Федерации «О правилах ОСАГО» предусмотрен конкретный перечень документов, которые необходимо подать в страховую компанию для получения страховой выплаты. Это заявление о страховом возмещении (образец, как правило, размещен на сайте страховой компании), извещение о ДТП (заполняется на месте аварии обоими водителями), протокол об административном правонарушении либо постановление об отсутствии состава административного правонарушения (при участии сотрудников полиции), паспорт заявителя, банковские реквизиты (если планируется получать выплату в безналичной форме).

Все эти документы пострадавший может собрать и сдать в страховую компанию самостоятельно, без дополнительных затрат на услуги юристов и других специалистов. При этом никаких гарантий о стопроцентном взыскании страховых сумм ни одна приличная компания в СМС-расслке давать не будет.

Олег Жиляев, заместитель начальника ГИБДД МВД России по городу Челябинску, подполковник полиции:

- При оформлении дорожно-транспортного происшествия водители указывают свои персональные данные в объяснениях, которые необходимы для оформления ДТП. Также в данном бланке объяснения предусмотрена графа, где указывается контактный телефон водителей, попавших в ДТП. Все данные хранятся в материале по факту дорожно-транспортного происшествия, сам материал хранится в нашем архиве. Доступ в архив ограничен, он есть только у сотрудников, которые там работают. По запросам судьи, страховой компании или самого участника ДТП мы выдаем объяснения страховым компаниям либо другим заинтересованным лицам. При этом запрос разрешает выдавать только определение или постановление по факту ДТП. Другие посторонние лица данную информацию получить не могут. Могу заверить, что информационные базы ГИБДД для общего доступа закрыты.

 Николай Попов, юрист:

- Налицо типичное нарушение федерального закона «О персональных данных». При ДТП оформляются документы, где указываются, по сути, персональные данные участников: Ф. И. О., адрес места регистрации, жительства, контактные телефоны, информация об автомобилях и их повреждениях. ГИБДД никогда не признает тот факт, что их сотрудники сотрудничают с оценщиками, перекупщиками и аварийными комиссарами.

Что касается правового регулирования, то можно сказать следующее: у каждого абонента имеется возможность написать жалобу своему оператору сотовой связи о нарушении федерального закона «О рекламе» со ссылкой на статью 18 указанного закона, поскольку абонент не давал свое согласие на получение рекламы. В таком случае абонента сотового номера, который отправлял сообщения и звонил, могут заблокировать

Так же у гражданина есть право подать заявление в прокуратуру с требованием привлечения собственника абонентского номера, с которого поступил звонок, к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Если прокуратура при проверке заявления признает его обоснованным, то нарушителю грозит штраф: для физических лиц — от двух до двух с половиной тысяч рублей, для юридических - от 100 до 500 тысяч рублей.


Случаи, при которых страховая компания не направляет на ремонт в сервисный центр, выплачивая ущерб в денежном эквиваленте:

  • денежная выплата предусмотрена владельцам транспортных средств, попавшим в ДТП, но не проживающим на территории Российской Федерации;
  • денежная выплата предусмотрена законом в том случае, если поврежденное транспортное средство признается конструктивно уничтоженным, то есть ремонт автомобиля будет превышать его рыночную стоимость;
  • денежное возмещение выплачивается при условии, когда ремонт транспортного средства превышает лимиты выплаты страховой компании. Поясним: лимит по одному полису составляет 400 тысяч рублей, порой сумма ремонта оказывается больше лимита выплаты по полису. В этом случае автовладелец не направляется на ремонт, а получает выплату в 400 тысяч, остальную сумму ущерба самостоятельно взыскивает с виновника ДТП;
  • страховка в денежном эквиваленте может выплачиваться при обоюдной вине в ДТП, то есть в том случае, когда вина водителей признана обоюдной (либо вообще не установлена). В таких ситуациях страховка выплачивается соразмерно степени вины участников аварии;
  • страховка выплачивается в денежной форме в том случае, если у страховой компании не заключен договор с сервисной станцией, которая может отремонтировать конкретное транспортное средство.
  • Добавим, что на полисы ОСАГО, которые приобретены до 29 апреля текущего года, распространяются старые правила, то есть владельцы таких полисов имеют право выбора — получить направление на ремонт или денежную выплату.

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


Главное за сегодня

В Челябинске пытаются обанкротить ТСЖ "Медик", которое управляет Домом образцового содержания В Челябинске пытаются обанкротить ТСЖ "Медик", которое управляет Домом образцового содержания

Председатель ТСЖ «Медик» Галина Топычканова недоумевает, почему жителям нельзя распоряжаться накопленными деньгами и как так вышло, что лучший дом Урала грозят оставить без грамотного управления.

Пять шагов к чистому воздуху в Челябинске от Владимира Бурматова Пять шагов к чистому воздуху в Челябинске от Владимира Бурматова

Ультиматум маршруткам и кнут для промышленников: пять действий, которые спасут челябинскую экологию На повестке дня в «Большой редакции» — одна из самых обсуждаемых и остро пахнущих челябинских тем — экология. Наш гость, председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, не сразу согласился поучаствовать в обсуждении: «Я приду, но только с информационной повесткой». И вот, повестка готова: Владимир Бурматов предлагает ни много ни мало список направлений, по которым нужно работать, чтобы переломить экологическую ситуацию в регионе. Журналисты и зрители нашей интернет-трансляции слушали, обдумывали «Принцип пяти действий» и забрасывали парламентария вопросами.

Столп Столыпина в Челябинске: мы открывали, открывали и, наконец, открыли Столп Столыпина в Челябинске: мы открывали, открывали и, наконец, открыли

Уж сколько раз твердили челябинцам, что еще немного… еще чуть-чуть… вот-вот… и памятник Столыпину в южноуральской столице будет открыт. Перипетии вокруг переноса сроков успели стать притчей во языцех и навязнуть на языке у многих. Ну, полноте! 22 ноября, спустя ровно 111 лет с начала столыпинской аграрной реформы, монумент явил-таки себя народу. 











емеля веб-баннер 240х200.jpg