Меню

Определение размера платы с применением нормативов потребления коммунальных услуг

09.06.2014 10:59 20 (232)


В нашу редакцию часто обращаются жители Челябинска и области с просьбой разъяснить, как, куда и сколько нужно платить за жилищно-коммунальные услуги. Регулярно просят подсказать, как правильно делать перерасчет, к кому обращаться за подготовкой необходимых документов, как трактовать тот или иной закон. К сожалению, мы не всегда можем ответить на эти вопросы оперативно, так как для многих из них требуется консультация сразу нескольких специалистов сферы ЖКХ. Сегодня на основные вопросы читателей, связанные с применением Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» отвечают специалисты Министерства регионального развития РФ.

Учитывая, что количество потребителей будет определяться исходя из фактически проживающих (постоянно и временно) граждан в жилом помещении, может ли исполнитель осуществлять расчет исходя из имеющихся у него данных о количестве зарегистрированных либо только руководствоваться информацией, предоставленной самим потребителем? А если такая информация не будет предоставлена или не совпадет с количеством зарегистрированных (будет меньше), какие действия исполнителя будут правомерными?

Исполнитель определяет размер платы за коммунальные услуги исходя из количества зарегистрированных граждан и обязан сделать перерасчет лишь при предоставлении потребителем документов, подтверждающих его временное отсутствие в жилом помещении. Что касается временно проживающих и не зарегистрированных в жилом помещении граждан, то информация о них предоставляется самим потребителем исполнителю.

В квартире или в жилом доме нет индивидуального прибора учета воды. Фактическое количество проживающих без регистрации превышает количество прописанных. Кто уполномочен зафиксировать фактическое количество проживающих для начисления по нормативам?

По данному вопросу нормы в Постановлении № 354 отсутствуют. Как показывает практика, управляющие организации в одностороннем порядке либо с привлечением граждан, проживающих в этом МКД, составляют акты о проживании в жилом помещении граждан, на основании которых начинают начислять плату за коммунальные услуги из расчета установленного количества проживающих. Однако в случае обращения собственника такого жилого помещения в суд с заявлением о неправомерности начислений, суды не во всех случаях оценивают акты о проживании, составленные управляющей организацией, как достаточное доказательство факта проживания граждан. По нашему мнению, при составлении подобных актов управляющей организации целесообразно привлекать участкового уполномоченного полиции, так как именно это должностное лицо полномочно по КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях за проживание по месту пребывания без регистрации. На основании проверки, проведенной участковым, появляется возможность установить персональные данные проживающих граждан и впоследствии привлечь их к участию в судебном процессе в качестве свидетелей или третьих лиц. Кроме этого, соответствующие материалы проверки могут быть приобщены к делу в качестве доказательств.

Собственники в квартире не прописаны, в квартире фактически проживают квартиранты. Как производить расчет платы за холодное водоснабжение при отсутствии приборов учета?

В указанном случае возможно применить норму ч. 11 ст. 155 ЖК РФ о том, что неиспользование собственником помещения (ввиду отсутствия его прописки) не освобождает такого собственника от внесения платы за коммунальные услуги и начислять плату по нормативам потребления на количество собственников, руководствуясь при этом и нормой ч. 2 ст. 153 Жк РФ о возникновении у собственника обязанности по внесению платы за коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на помещение. Или возможно установить договором управления порядок актирования фактов проживания потребителей в жилых помещениях с последующим предъявлением такого акта и счетов на оплату собственнику соответствующего помещения. Однако несогласие собственника вносить плату за коммунальные услуги исходя из количества проживающих у него квартирантов, не заявленных им в качестве проживающих, не позволит управляющей организации получить соответствующую плату.

Если в квартире не зарегистрирован собственник, производятся ли на него начисления?

В соответствии с ч. 2 ст. 153 ЖК РФ собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги с момента приобретения права собственности. В соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование помещения не является основанием для невнесения платы за коммунальные услуги. При временном отсутствии потребителей — размер платы, определенный исходя из норматива потребления, пересчитывается за период временного отсутствия. Считаем, что при использовании ч. 11 ст. 155 ЖК РФ можно начислять плату собственнику помещения при отсутствии заявления о временном отсутствии потребителей в соответствующем помещении.

Если квартира в собственности не одного собственника, а по 1/2, 1/3 и т.д., то начисления по нормативам производятся по каждому собственнику квартиры?

Да, плата за коммунальные услуги определяется соответственно количеству собственников (считающихся проживающими до представления заявления о временном отсутствии — в соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ), вне зависимости от доли каждого собственника в общей долевой собственности на жилое помещение.

Собственник уведомляет о своем отсутствии в течение пяти лет. Мы ему не начисляем услуги, а у него в квартире в течение всех пяти лет проживают трое других людей (например, сдает квартиру в аренду без уведомления). Как быть в такой ситуации с начислениями?

В этой ситуации необходимо выявлять и фиксировать факты проживания граждан в жилом помещении и производить начисления исходя из количества проживающих граждан и установленного периода их проживания. Рекомендуем факты проживания граждан фиксировать с участием участкового уполномоченного полицейского, так как именно это должностное лицо в соответствии с КоАП РФ полномочно рассматривать дела о проживании граждан без регистрации.

Как производить начисления по коммунальным услугам, если в квартире проживают незарегистрированные граждане и собственник помещения не ставит их на регистрационный учет?

Расчет размера платы осуществляется исходя из количества зарегистрированных граждан до установления и фиксации факта проживания других граждан в порядке проверки исполнения требований административного законодательства о регистрационном учете граждан, либо управляющей организацией самостоятельно с привлечением иных лиц.

Как принудить собственника направить заявление в управляющую организацию о наличии проживания в его квартире незарегистрированных жильцов? Какие санкции к ним можно применить? Может ли их обязать суд?

Суд обязать собственника направить такое заявление не может. Санкцией, которой можно воздействовать на собственника, является требование управляющей организации о возмещении убытков, причиненных бездействием собственника, не сообщившего о проживающих. Факт бездействия обязана доказывать управляющая организация.

Если субъект РФ установил нормативы потребления с вводом их в действие с 01.01.2013, имеем ли право предъявлять плату по старым нормативам?

До 01.01.2013 — да, после — нет. При этом в период применения старых нормативов потребления коммунальных услуг размер платы за коммунальные услуги подлежит определению с использованием расчетных формул, указанных в Правилах № 354, кроме случая применения Правил № 307 для расчетов за отопление в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 857.

Каким образом будет осуществляться начисление платы за электроснабжение в коммунальной квартире при отсутствии квартирного прибора учета?

Согласно п. 50 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в коммунальной квартире, осуществляется в соответствии с формулами 7, 16 и 19 приложения № 2 к Правилам. В соответствии с установленным Правилами № 354 порядком (указанными формулами) показания комнатных приборов учета в коммунальной квартире, не оборудованной квартирными приборами учета, при расчете размера платы за услуги электроснабжения не учитываются. Для такого учета необходимо квартиру оборудовать квартирным прибором учета.

Проставлением Правительства № 354 определен срок представления показаний индивидуального прибора учета с 23-го по 25-е число (не позднее 26-го числа) каждого месяца. Получить в короткие сроки решения общего собрания собственников по изменению этих сроков очень проблематично. А если граждане передали показания иПу, например, 29-го числа, имеем ли мы право учесть данные показания или же считать данные показания не переданными в установленный Правилами № 354 срок и произвести расчет по среднемесячному расходу?

Согласно подпункту В пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан:

- снимать показания ИПУ в период с 23-го по 25-е число текущего месяца;

- передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца (кроме случаев, когда в соответствии с Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация.

Таким образом, срок принятия исполнителем показаний ИПУ с 23-го по 26-е число включительно. Если потребитель не выполнил эти обязанности в указанный срок, размер платы рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления в порядке, установленном п. 59 Правил № 354.

При этом считаем, что показания приборов учета, предоставленные после 26-го числа расчетного месяца, могут использоваться исполнителем для расчета платы за коммунальные услуги за соответствующий месяц, если при этом не нарушается срок представления платежного документа потребителям, установленный договором с исполнителем коммунальных услуг, содержащим условия предоставления коммунальных услуг.