Меню

Пять шагов к чистому воздуху в Челябинске от Владимира Бурматова

05.12.2017 14:00 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА

Ультиматум маршруткам и кнут для промышленников: пять действий, которые спасут челябинскую экологию

На повестке дня в «Большой редакции» — одна из самых обсуждаемых и остро пахнущих челябинских тем — экология. Наш гость, председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, не сразу согласился поучаствовать в обсуждении: «Я приду, но только с информационной повесткой». И вот, повестка готова: Владимир Бурматов предлагает ни много ни мало список направлений, по которым нужно работать, чтобы переломить экологическую ситуацию в регионе. Журналисты и зрители нашей интернет-трансляции слушали, обдумывали «Принцип пяти действий» и забрасывали парламентария вопросами.

Пять шагов к чистому воздуху в Челябинске от Владимира Бурматова
Фото Людмилы ПОТАПОВОЙ

А теперь не дыми

Первоочередная задача — сокращение выбросов. Этого можно добиться несколькими способами. В частности, с помощью закона о сводных расчетах, который позволит анализировать ситуацию не по каждой трубе, а по городу в целом, и в случае необходимости «притормаживать» промышленников. Эта законодательная инициатива год пролежала в регионе, но сейчас Владимир Бурматов старается добиться ее принятия на государственном уровне.

- Сейчас в период НМУ каждое предприятие заявляет: а у меня на трубе нет превышения. Но в жилых кварталах накладываются друг на друга выбросы сразу нескольких предприятий, автомобильного транспорта, неучтенных компаний. В результате дышать невозможно.- объяснил Владимир Бурматов. - Поэтому мы предлагаем установить датчики в жилых кварталах и дать региональным властям полномочия, чтобы заставлять предприятия снижать выбросы в период НМУ ниже любых планок.

По неучтенным компаниям отдельный разговор: их нужно найти и внести в общий список загрязнителей.

- Нужно провести инвентаризацию тех предприятий, которые работают вообще вне рамок законодательства. Их нет на контроле ни у росприроднадзора, ни у минэкологии, никто не знает, какой объем выбросов они производят, - отметил депутат. - По примерным подсчетам, таких предприятий у нас от 4 до 20 процентов.

Также в рамках этого направления Владимир Бурматов предложил стимулировать предприятия, чтобы они модернизировали свои производства.

Вопрос от журналистов: Только что прошел обсуждение «Закон об экологической совести». Как считаете, он даст результат?

DSC_0532.jpg

- Если вы заметили, это же предложение входит в план пяти действий. Необходимо экономическое стимулирование бизнеса, чтобы подталкивать предприятия к реализации природозащитных экологических программ. Здесь все средства хороши: и кнут, и пряник.

Топор дровосека должен замолчать

Второй пункт плана — ввести мораторий на любые коммерческие вырубки деревьев. 

- То, что мы наблюдали в Челябинске в этом году — это безобразие! В интересах частных коммерческих структур, каких-то парковок, шаурмяшечных вырубались целые аллеи, - возмущен Владимир Бурматов. - Теми темпами, какими деревья у нас вырубаются, их надо высаживать. Помимо моратория на вырубку мы предлагаем вести контроль за компенсационными высадками. Сажать тоненькие прутики — это, конечно, профанация. Мы проверяли некоторые участки: на следующей неделе после высадки 25% деревьев уже погибло. При этом у города есть возможность высаживать крупные, хорошие деревца: этой осенью мы с Евгением Тефтелевым садили трех-четырехметровые рябины.

DSC_0537.jpg

Рекордсмен по мусорным деньгам

Третье направление — челябинская городская свалка. Тема не нова, но от многочисленных обсуждений лучше пахнуть она не стала.

- Это настоящая язва, гнойник на территории города. В 21 веке жить на свалке просто ненормально. Объемы выбросов свалки (она постоянно горит) сопоставимы с выбросами крупного промышленного предприятия. Необходима рекультивация, - подчеркнул Владимир Бурматов. Но, как оказалось, проблема еще шире и грязнее. - Помимо городской свалки волонтеры нашли в Челябинске еще 25 крупных несанкционированных свалок, многие — в центре города. Восемь из них сейчас ликвидировали. Но это только треть — за два месяца. Работа должна быть более оперативной и масштабной.

Журналисты: Как известно, региональные власти объявили о создании регоператора по переработке мусора. На эти цели необходимо несколько сот миллионов рублей. Дождемся ли мы их от федерации?

- Изначально заявка от региона была на 280 млн. Однако в процессе обсуждения челябинскую область вообще вычеркнули из числа получателей этих средств. При встрече губернатор Борис Александрович Дубровский обратил мое внимание на эту ситуацию. Я вмешался. В итоге регион, видимо, получил тот объем средств, на который реально мог претендовать: 113 млн рублей. Таким образом Челябинская область стала чемпионом по количеству переведенных средств на решение проблемы с мусором. Эффективность их реализации давайте оценим вместе.

DSC_0593.jpg

Бухенвальд на колесах

Четвертая тема — транспорт. Это не такая мелочь, как можно подумать: по разным оценкам он дает от 30 до 40% объемов выбросов в атмосфере. Автомобилисты могут спать спокойно: предложений по ограничению на пользование личными авто парламентарий не выдвигает. Для того, чтобы спасти город от выхлопных газов, нужно в первую очередь восстановить общественный транспорт, «убитый» в пользу маршруток.

- Я считаю, маршруткам надо выдвигать ультиматум: или они переходят на газ, или уходят с дорог, - решительно заявил Владимир Бурматов. - Прямо сейчас, по пути в редакцию, мы видели одну такую маршрутку. Это Бухенвальд на колесах, иначе не назовешь. Из трубы бьет облако сизого насыщенного дыма — каким нормам этот транспорт может отвечать? Я считаю, нужно возвращать трамваи, троллейбусы. Рельсы, провода — вся инфраструктура осталась. Конечно, необходимо купить новую технику. Но я считаю, это направление стоит вложений.

Кроме того Владимир Бурматов рассказал об электробусе, в тестировании которого недавно участвовал.

- Да, это дорогая техника. Но по себестоимости она выходит даже дешевле, чем газовые автобусы. Электробус ночью семь часов заряжается, потом работает в течение дня, и не создает никаких выбросов, - отметил депутат. - Городские власти пока отказались от этой программы, но я надеюсь, что это временный отказ. У нас нет других вариантов кроме экологического транспорта.

При чем тут застройка?

Пятый пункт — запрет точечной (уплотнительной) застройки.

- Я постоянно общаюсь с людьми на ЧМЗ. Старшие из них рассказывают, как ездили на трамвае № 3 мимо цинкового завода, замотав голову шарфом. Иначе было просто невозможно! Очистных сооружений не было вообще — о каких очистных речь, если предприятия эвакуировали и вокруг них строился город? - рассказал парламентарий. - Но был генплан города, который был синхронизирован с розой ветров. Город продувался, смог относило ветром.

Выходит, что один из самых серьезных ударов по экологии — точечная застройка. В коробке из четырех тесно примыкающих многоэтажек можно создать «атмосферу» безо всяких заводов — просто за счет авто, которые выезжают утром из двора.

- За этот год мы остановили пять точечных застроек, самые известные — на ул. Орджоникидзе, на ул. Калинина и Каслинской, несколько ситуаций в Парковом, - отметил Владимир Бурматов. - Но нужна система, которая позволила бы бороться с попытками уплотнить районы. Областные власти нас в этом поддерживают.

***

На первый взгляд, ничего сложного: пять направлений, каждое из которых важно для формирования «атмосферы» в Челябинске. Конечно, вопросы далеко не так просты, как на первый взгляд. Но с другой стороны, работа по многим темам уже началась. Увы, результат можно будет получить далеко не сразу. Но любое воздействие на экологию, как хорошее, так и плохое, — это в любом случае работа на будущее.

DSC_0564.jpg

И зверей, как братьев наших меньших...

Большой шум произвел еще один законопроект, вынесенный на обсуждение с подачи Владимира Бурматова: об ужесточении наказания за жестокое обращение с животными. Зоозащитники, которые годами боролись за права братьев наших меньших, встретили его горячим одобрением.

Законопроект предлагает ужесточить ответственность для живодеров до пяти лет лишения свободы. Также вводится дополнительная ответственность для тех, кто вовлекает в эти преступления несовершеннолетних. Предусмотрено и наказание за трансляцию своих жестоких действий в интернет.

- Этот законопроект прошел первое чтение. Он был поддержан всеми фракциями — это редкий случай, когда депутаты проголосовали единогласно. 8 декабря состоится второе чтение. 13 декабря мы планируем принять его окончательно, и тогда 15-го он будет отправлен в Совет Федерации на одобрение, - сообщил Владимир Бурматов. - Если он будет одобрен, то у нас есть шанс, что еще до конца года законопроект будет подписан президентом. Я считаю, это нужно сделать. Статистика страшная. 85% людей, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления в отношении своих сограждан, до этого совершали преступления в отношении животных. Это кое о чем говорит.

Вопрос от зрителей: Правда ли, что вы предлагаете принять закон, который обязывал бы ЖЭКи не закрывать окна и люки подвалов и чердаков, чтобы бездомные животные могли бы там греться?

- Я не предлагаю принимать такой закон, потому что это не нужно. Требуется изменить технические регламенты, утвержденные минстроем. Сейчас я готовлю обращение на вице-премьера Дмитрия Козака с требованием его изменить. Дело в том, что по правилам все отдушины закрываются наглухо. Из-за этого подвалы отсыревают. Там заводятся комары, живут грызуны. Когда управляющие компании закрывают подвалы, в них часто остаются замурованными кошки, собаки. Животные гибнут в муках. Также много животных у нас умирает от холода. Это негуманно. Поэтому я предлагаю нормировать размеры решеток, которыми забирают отверстия. Они, конечно, должны оградить подвалы от бомжей. Но нужно дать людям возможность заботиться о бездомных животных. Сейчас мне приходит много сообщений на эту тему. Например, сообщают о том, что даже в блокадном Ленинграде кошек подкармливали. Кстати, из-за этого в городе не было эпидемии: кошки устраняли крыс. Но даже если не говорить об этой пользе — всегда нужно помнить об элементарной гуманности.

Бурматов и домашние животные.jpg

А что рутений?

Конечно, на фоне общего информационного накала не мог не возникнуть вопрос о рутении.

- Сейчас я направил по поводу ситуации с рутением запрос председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву. Это протокольное поручение государственной думы, самая серьезная форма контроля, которая у нас есть. Выше — только уровень парламентского расследования. За это поручение проголосовали все депутаты. Запрос отправлен Дмитрию Анатольевичу, чтобы он на своем уровне поручил всем ведомствам открыть информацию по рутению. Информацию мы попросили по четырем параметрам. Первое — источник. Второе — география, карта распространения. Ведь сейчас мы даже не знаем, пошел этот выброс от нас или пришел к нам из другого источника. Третье — концентрация. Мы слышали по этому поводу очень разные комментарии. И четвертое — наличие или отсутствие опасности для здоровья граждан. Сейчас все ведомства готовят информацию, и как только я получу ее — выйду с ней к СМИ.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other