Меню
12 Декабря 2017, Вторник

Как пробраться в страну Советов

05.12.2017 18:45 - автор Сергей ТАРАН

И снова «Сигарный клуб» удержал пятничную традицию добротным обменом мнениями. Вопрос для дискуссии нашли весьма интересный: «Общественные советы: реальный институт или фикция?». И как всегда завсегдатаи клуба и гости с азартом вышли далеко за берега обозначенной темы. Важно, что состоялся живой, откровенный разговор, может быть не всегда последовательный, но тем и любопытный.

За ходом дискуссии проследил корреспондент «Вечерки».

Как пробраться в страну Советов
фото Андрея ТКАЧЕНКО

Настоящих буйных мало...

Как всегда проблему поставил один из основателей клуба депутат Гордумы Дмитрий Довженко. Он обратил внимание. Что Общественные советы активно создавались последние 20 лет. Перед ними была поставлена вполне реальная задача – формировать экспертное мнение и выполнять своеобразную связь между решением власти и народом, чтобы показать, что любое решение власти согласовано с общественностью. И наконец, дать прерогативы одним гражданам перед другими («Давайте создадим общественный совет!», «Очень многие функционеры сегодня состоят в разных Советах и не парятся...») Во что это все трансформировалось за 20 лет?

_DSC6261.jpg

- Мы видим, что свои функции советы перестали выполнять, - отметил Довженко.- Во многом работа советов зависит от личности, которая его возглавляет. Появляется «буйный» - и вдруг общественный совет начинает работать.

Руководитель Общественного совета при администрации города Челябинска Вячеслав Цапов заявил:

- Два года нашему Совету. Состав формировали сверху. Изначально думали, что мы займемся социальным направлением. Неожиданно для меня дали полную свободу действий. Мы занялись благоустройством. Вот и свою тему нашли - брошенные автомобили во дворах. Гордума приняла правовой акт об эвакуации брошенных автомобилей. Мы начали наводить порядок. Теперь занимаемся межеванием дворовых территорий, связанных с борьбой с уплотнительной застройкой.

Цапов.jpg

- Я общественных движений создал около десятка, участвовал в формировании Общественных советов, - вступил в разговор политолог Андрей Лавров. - Проблема наших Общественных советов в том, что они с одной стороны не «общественные», а другой – именно «советы». Общественники на Западе – это одно. А у нас посмотрите «Служебный роман» на деятельность профсоюзницы. Это такая прослойка между государством. А есть ли у нас «общественные организации», если посмотреть на принцип их формирования? Ну, студенческие отряды. А так 90% вообще - «Одобрямс!» Видимость. Лишь бы не мешали работать. Это совещательный орган, на который все начхали. Его задача – оформлять принятые решения.

Давайте искать решение!

Директор газеты «Южноуральская панорама» Сергей Филичкин отреагировал:

- Помню лет пять назад пошел из Москвы тренд – в спешном порядке создавались Общественные советы. Так они появились, например, в разнообразных силовых структурах. Собирали в Советы людей по принципу лояльности власти. Получилось множество междусобойчиков, где просто собирались за чашкой чая. Наиболее эффективно Общественные советы показали себя в плане какого-то награждения. На самом деле Общественные советы не должны зависеть от службы, к которой они принадлежат. Но они должны для этой службы быть неудобными. Как решить снять это противоречие? Давайте искать решение.

_DSC6351.jpg

Чтобы войти в юридические рамки, слово взял главный редактор газеты «Вечерний Челябинск» Михаил Стерехов:

- Напомню, с 2006 года началось формирование Общественных советов при органах муниципальной власти. Тогда же вышел Указ о принципах формирования Общественных советов при федеральных органах власти. У них было две функции: совещательно - консультационная деятельность и общественный контроль. Правда, последний не был определен юридически. Позднее вышел Закон, в котором есть много интересного. Например, решения общественников являются обязательными для рассмотрения органами исполнительной власти. Там же есть и «засада» - введен термин «допустимое вмешательство». В каждой федеральной структуре есть определенная степень секретности. Возникает вопрос : до какой степени общественники могут контролировать деятельность структуры? По-настоящему ли Советы стали связью между ведомствами и гражданским обществом, если начали отнимать контрольную функцию?

_DSC6295.jpg

Лавров: - Значит, нужен какой-то баламут. Впрочем, надо не истерить, а критиковать. Конфликтность не единственная составляющая Совета. Нужна работоспособность, умение договариваться, пробивать.

Политолог Алексей Ширинкин добавил:

- Идеальный Совет должен состоять из «баламута», «компетентного помощника» и пары «политиков», которые могли бы устанавливать контакты. В обществе запрос на Советы есть. Мы понимаем, что есть две парадигмы отношения к власти. Одна – традиционалистская, предполагающая сакральность власти. И здесь Советы лишены смысла. А мы - недомодернизированное общество, которое живет ментально все еще в 17 веке или 19-м. Вторая модель – модернистская, восходящая к идее - «нет налогов без представительства» (англ. No taxation without representation) – то есть - дайте нам место в Парламенте, будем платить. И смысл появляется только во второй модели. Этот путь прошли все страны, когда власть имущий человек пытался подмять под себя лигимитизирующую структуру. Советы - это один из элементов гражданского общества.

Ширинкин.jpg

А член Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Валерий Галеев заметил:

- Люди в Общественных советах решают свои проблемы. Это же возможность зайти во власть – это пропуск куда-то. Я как эколог защищал озеро Увильды как мог. Институт Общественных советов на сегодняшний день, наверное, извращен. Нужны ли вертикали власти эти Советы?

Галеев.jpg

Где взять альтруистов

По мнению начальника управления общественных связей правительства Челябинской области Дмитрия Семенова, очень многое в работе Совета зависит от руководителя. Стоит обратить внимание, сколько миллионов рублей сэкономил Совет при городской администрации. Поэтому Общественным советам стоит заниматься пиаром.

Семенов также отметил, что развитие Советов зависит и от развития «третьего сектора» - некоммерческих организаций. Позитивные тенденции здесь заметны на простом примере. В прошлом году президентские гранты получили в Челябинской области 20 организаций. В этом году – уже 58. С этого года работает совершенно другой принцип раздачи президентских грантов – через независимый президентский фонд. Интересный пример - Евгений Тимофеев, возглавляющий благотворительный фонд «Мост», получил грант, притом, что он учился в США и апробированную технологию по работе с заключенными принес сюда. И это никого в руководстве ГУФСИН не смутило.

- Мы видим конкретную, адресную помощь людям в местах не столь отдаленных, - подчеркнул Семенов. - Чем больше будет общественных организаций, которые в определенной степени независимы, пусть даже получают президентский грант, тем больше будет потенциала насыщать советы теми людьми, которые могут отстаивать свою позицию.

Семенов.jpg

- Почему мы рассматриваем систему отбора в Общественные советы сверху вниз, а не наоборот? - заметил Ширинкин. - Примеров подобного немного. Может быть, «Озеро» - общественный совет по спасению Увильдов. Люди самостоятельно объединились ради конкретного дела. Но мы должны эту схему провоцировать, показывать и тиражировать. Вот в Челябинске была система КТОСов. Исчерпала себя потому, что стала неудобной. Вопрос мотивации. Где альтруисты?

Валерий Галеев отозвался немедленно:

- Почему возникло общество в защиту озера Увильды? Потому что люди собрались и решили отстоять эту площадку ради чистого воздуха, чистой воды, здоровья своих детей. И денег, и времени своего им не было жалко ради этого. Идея подхлестнула массу людей на активные действия. Понятно, что Общественные советы должны возникать не сверху, а на проблемной теме. Добившись цели, Совет сам собой распускается, как правило. Остается опыт объединения людей, совместного решения проблем. А тогда вкладывали деньги на поддержание сайта, в волонтеров (кормить-то надо), уборку мусора по берегам и так далее. Теперь этим занимаются кооперативы.

- Это не Общественный совет, это настоящее территориальное самоуправление, - метко заметил Лавров.

_DSC6337.jpg

Отдать себя в жертву?

- Мы просто их не знаем, но эти люди есть, которые готовы по какой-то проблеме подключаться, тратить свое время и деньги, считает Довженко.

- Общественные советы надо формировать из реальных общественных организаций, а не из фейковаых, -заметил Лавров.

- А кто будет формировать? Власть? - родился общий вопрос.

- В тот момент, когда будут сильные общественные организации, не будет стоять вопрос, кого брать в Общественный совет, - заверил Семенов. - Люди будут «на поверхности». И тогда понятно, кто чем занимается. Будущее Общественных советов в развитии сильных, независимых, некоммерческих организаций, готовых работать современно – прозрачно, публично. У нас очень много общественных организаций, очень хороших, но они советского толка. Они работают по принципу «отдать себя в жертву» - отдавая последнее, работая круглосуточно. Они готовы детей спасать, лагеря проводить. Они уверены, что делают очень важное дело. И так оно и есть. Но они не работают со СМИ, и о них никто не знает. А нужно о себе рассказывать.

- А как в этом смысле за рубежом? - вопрос от модератора клуба.

- Это совершенно два разных типа общества, - ответил Лавров. -Так что нечего сравнивать. Там даже выборы проходят через общественные организации. Западное общество пронизано общественными организациями. Что называется «община и общество» (нем. Gemeinschaft und Gesellschaft). Это вырастает из Средневековья. Мы цивилизационно и близко такого не имели. А вопрос простой — гражданское общество сугубо европейский артефакт или мы должны двигаться к этому?

- Что я вижу?- подытоживает Филичкин. - Два направления создания Общественных советов. Одно — сверху. Что-то из этого работает. Но эти Советы не должны зависеть от организаций, при которых они существуют, во многом оппонировать структуре, которая их создала. Но при этом это оппонирование должно быть конструктивным. Есть течение снизу. И в какой-то момент эти два направления должны встретиться, чтобы могло родиться что-то живое, нормальное, работающее. Эволюция гражданского общества идет, пусть и своим извилистым путем.

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


Главное за сегодня

В Челябинске пытаются обанкротить ТСЖ "Медик", которое управляет Домом образцового содержания В Челябинске пытаются обанкротить ТСЖ "Медик", которое управляет Домом образцового содержания

Председатель ТСЖ «Медик» Галина Топычканова недоумевает, почему жителям нельзя распоряжаться накопленными деньгами и как так вышло, что лучший дом Урала грозят оставить без грамотного управления.

Пять шагов к чистому воздуху в Челябинске от Владимира Бурматова Пять шагов к чистому воздуху в Челябинске от Владимира Бурматова

Ультиматум маршруткам и кнут для промышленников: пять действий, которые спасут челябинскую экологию На повестке дня в «Большой редакции» — одна из самых обсуждаемых и остро пахнущих челябинских тем — экология. Наш гость, председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, не сразу согласился поучаствовать в обсуждении: «Я приду, но только с информационной повесткой». И вот, повестка готова: Владимир Бурматов предлагает ни много ни мало список направлений, по которым нужно работать, чтобы переломить экологическую ситуацию в регионе. Журналисты и зрители нашей интернет-трансляции слушали, обдумывали «Принцип пяти действий» и забрасывали парламентария вопросами.

Столп Столыпина в Челябинске: мы открывали, открывали и, наконец, открыли Столп Столыпина в Челябинске: мы открывали, открывали и, наконец, открыли

Уж сколько раз твердили челябинцам, что еще немного… еще чуть-чуть… вот-вот… и памятник Столыпину в южноуральской столице будет открыт. Перипетии вокруг переноса сроков успели стать притчей во языцех и навязнуть на языке у многих. Ну, полноте! 22 ноября, спустя ровно 111 лет с начала столыпинской аграрной реформы, монумент явил-таки себя народу. 











емеля веб-баннер 240х200.jpg