Меню

Эхо ашинской трагедии пока еще звучит

06.06.2014 14:45 42 (11754)


Тихий, но очень человеческий подвиг совершили челябинские журналисты — подготовили и издали книгу, посвященную ашинской катастрофе. Книга «Эхо ашинской трагедии» вышла очень ограниченным тиражом — 750 экземпляров, но то, что она появилась, дает надежду, надежду на чудо. Надежду на то, что в людях остались еще честь, совесть, доброта, способность сопереживать.

Родства не помнящие

Как-то так получилось, что в последнее время мы все активнее превращаемся в «народ, родства не помнящий»: немцы до сих пор чувствуют свою ответственность за то, что натворили во время Второй мировой войны, а на просторах бывшей страны-победительницы буйным цветом процветает самый настоящий фашизм. Не прошло и 70 лет после самой страшной трагедии 20 века, чего тут говорить о «мелких неприятностях»? Да и зачем вспоминать о былом? Только душу, заплывшую жиром от хорошей жизни, бередить да разве что предвыборную кампанию подготовить. Но ведь находятся люди с «больной» душой, то бишь с живой, поскольку болеть-то может только нечто живое. В результате появляются вот такие выставки, как в краеведческом музее («Русская коллекция доктора Рейнера». — Авт.), и такие книги. Появляются исключительно по чьей-то частной «вине», а не потому, что так большой начальник решил.

Хотя начальники все-таки были, но творческие. Идея пришла в голову Леонтию Рабчонку. В 1989 году он был заместителем председателя облисполкома, именно он сообщил по радио о произошедшей трагедии жителям Урала. Ну а концепция — дело рук и головы челябинского журналиста Лидии Панфиловой.

То, как собирали книгу, — история невероятная. За два месяца три журналиста и редактор.

— Если бы мне кто-то прежде сказал, что книгу можно сделать за такой срок, я бы ни за что не поверил, но ведь сделали же! — признается редактор-составитель Юрий Вишня.

С технической точки зрения работа была огромная: встречи и опросы очевидцев, сбор материала уже изданного, обработка новых фактов и мнений, проверка и перепроверка. С человеческой — просто невероятная.

— Очень сложно было найти слова, такие, чтобы не царапали, не бередили человека зря. Тяжело слушать, когда родители вспоминали своих детей, — рассказывает Лидия Панфилова.

— Мы с авторским коллективом заново пережили это событие, заново ощутили боль и горечь, иногда так просто впору валерьянку пить, — продолжает Юрий Всеволодович. — Эти два месяца невозможно было ни о чем другом думать, заниматься другими делами. Я вам скажу, что до сих пор не могу освободиться от этих драматических коллизий. Самое печальное во всей этой истории — что, судя по всему, она не пошла впрок: опять в поезде Москва — Кишинев погибли люди.

Кто виноват?

Удивительно, но факт. Несмотря на колоссальный резонанс, который произвела ашинская авария во всем мире, о ней очень мало известно. Даже число погибших разнится: 573, 575, по неофициальным данным и того больше — 645. Так сколько? И что же произошло на самом деле?

— В ходе работы возникали новые нюансы, новые детали. Некоторые очевидцы говорят, что было несколько взрывов, а не один, — поясняет Лидия Ивановна. — Нам рассказали, что поезд сильно опаздывал, мы просили начальника дороги прокомментировать этот факт, он пояснил, что поезд вышел по расписанию, просто в нем ехала роженица и пришлось задержаться.

— А причины трагедии? Все согласны с официальной версией?

— Нет. Один из персонажей высказал свое мнение. Бывший военком, потерял всю семью в той трагедии, так вот, он изучил, облазил все окрестности, когда их искал, и пришел к мнению, что место просто идеальное для теракта. Он же, кстати, признался, что когда шел на суд над теми, кого объявили виновными в аварии, был готов их «на ленточки порвать, а на следующий день мы с ними за руку здоровались — всем было ясно, что эти люди ни при чем, их просто подставили».

Продолжение следует?

Факты, изложенные в книге, потрясают. Люди рассказывают о приезде Горбачева (на тот момент генсек ЦК КПСС. — Авт.). Когда место аварии решил почтить своим присутствием глава государства, как водится, перекрыли дороги, и санитарные машины стояли часами, пока он ехал, толкал свою речь…

— Кто помнит, коротко говорить он не умел, всегда говорил очень пространно, — комментирует журналистка.

А машины с ранеными стояли, а люди умирали. Впрочем, его последователи ничем не лучше. Люди продавали машины, квартиры, чтобы лечить детей, не дожидаясь помощи государства, ведь это нужно было делать срочно. А потом чиновники решили: затем платить? Ведь дети-то погибли. Как говорится, нет человека, ну или ребенка — нет проблемы. И до сих пор участники тех страшных событий не получили статуса пострадавших. Линия правительства, несмотря на многочисленные смены руководства, незыблема по отношению к простым людям.

Авторы настаивают на том, что они не задавались целью провести журналистское расследование, а хотели свести воедино все, что было написано и не было написано об этой трагедии, фотофакты с места события.

— Просто мы поняли, что вот-вот, еще немного и об этой трагедии никто не вспомнит. К сожалению, мы склонны забывать свою историю, — считает Лидия Панфилова. — И если наша работа кого-то сподвигнет на продолжение исследования, будет замечательно.



25 лет назад, 4 июня 1989 года, из-за утечки газа из магистрального продуктопровода произошел взрыв газового облака в момент прохождения встречных пассажирских поездов Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск. Трагедия произошла в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аши (Челябинская область). В огне погибли 575 человек (по другим данным — 625), 623 получили тяжелые ранения. Железнодорожная катастрофа вошла в историю как крупнейшая в СССР.