Меню

Мария Соболь: «Надо быть готовым к диалогу»

06.06.2014 14:28 42 (11754)


Есть люди, которые сохраняют верность выбранной стезе долгие годы. К таковым смело можно отнести и Марию Яковлевну Соболь, человека, который без лишней шумихи, упорно и постоянно делает важное и необходимое дело. О том, что это за работа, как она началась и как продолжается, — наш разговор...

С болью и надеждой

— Сначала несколько слов о себе. Насколько я знаю, Вы родились на Украине?
— Да, в Ходорове, а затем мы переехали во Львов. И хотя с теми местами связаны только ранние детские воспоминания, сегодняшние события оказываются очень тесно связаны с ними. Я помню, как по улицам несли сотни гробов: хоронили тех, кто был убит бандеровцами. На суде бандиты, которые скрывались в лесах, но были пойманы, рассказывали о расстрелянных людях, чьи тела просто сбрасывали в колодцы. Никто тогда не пытался оправдать этих преступников — их ненавидели. Вместе с тем я помню, как некоторые наши соседи не очень хорошо относились и к русским, даже к таким, как моя мама, которая в годы войны работала в военном госпитале, а после Победы осталась жить на Украине. Я тогда не понимала: почему, за что? И вот сегодня как будто все повторяется: снова вспышки ненависти, насилия и, как следствие, смерть невинных людей. Я смотрю на это с болью и с надеждой, что здравый смысл все же восторжествует.

— А как Вы оказались на Урале?
— После развода родителей мы с мамой и сестрой уехали в Магнитогорск, где жили мои бабушка и дедушка. Там я ходила в школу, там начала заниматься общественной работой. Для меня такие имена, как Михаил Ненашев, Виктор Поляничко, Александр Чершинцев, Виктор Смеющев, наполнены примером служения людям. По молодости очень увлекалась кино, принимала участие во многих, как сегодня говорят, культурных акциях. А потом меня пригласили на работу в Челябинск — по рекомендации замечательной женщины, которая сделала очень много как политик, организатор и воспитатель, — Таисии Федоровны Тихоплав. Сначала я занималась развитием клубного движения, а затем, уже в эпоху перестройки, появилась возможность поработать с масштабными проектами.

Время программ

— Во время перестройки вообще внимание к вопросам культуры было особенно острым...
— И это не случайно. Потому что времена менялись, и общество должно было обрести новые смыслы, отказавшись от определенных стереотипов. Важно было понять, какие культурные нормы, традиции нужно сохранять, какие развивать. Мне повезло, что в то время по инициативе Андрея Георгиевича Реуса у нас в области работал один из великих, не побоюсь этого слова, авторитетов философской мысли — Георгий Петрович Щедровицкий. А благодаря Кириллу Разлогову, группе Сергея Синецкого нам удалось создать программу «Культура промышленного Урала — наследие и перспективы». Все это помогло придать совершенно другой масштаб осмыслению роли культуры, образования в процессах развития.

— То есть для Вас эта работа была определенной школой?
— Конечно. И прежде всего — школой нового управления, основой которого является проектный подход. Я поняла, что нельзя ничего делать, прежде чем ты не построишь проект. Важно определить цели, задачи, ожидаемый результат, пути его достижения и их последствия. При этом не забывать, что те цели, которые тебе кажутся значимыми, со стороны могут казаться совсем незначительными. Поэтому нужно проверять их на подлинность, обращаясь к разным экспертам. Кроме того, для нас, участников рабочих групп, очень важным было найти главную идею, объединяющую концепцию. Она была выработана международным сообществом и называется «концепция устойчивого развития».

 


ДЛЯ СПРАВКИ: Собственно концепция устойчивого развития общества была принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и правительств. Сегодня эта концепция стала наиболее известной и даже модной глобальной моделью будущего мировой цивилизации. Конференция 1992 г. констатировала невозможность движения развивающихся стран по тому пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны. Эта модель признана ведущей к катастрофе, и в связи с этим провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, обеспечивающего высокое качество жизни для людей нынешнего и будущих поколений при сохранении и бережном отношении к природным ресурсам и окружающей среде. Принятая на конференции Декларация насчитывает 27 пунктов – «принципов». В ней определяется центральное место людей в устойчивом развитии, т.е. его антропоцентрическая направленность, подчеркивается, что гарантом обеспечения должного качества окружающей природной среды является государство. Устанавливается необходимость взаимоувязки целей социально-экономического развития, включая борьбу с бедностью, с целями сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений. В Декларации подчеркивается важная роль межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды, включая проведение политики производства и потребления, демографических процессов, достижения экономического роста, а также отмечается особая ответственность развитых стран за состояние окружающей среды.

 


— То есть эта концепция помогла соединить культуру, экономику и экологию?
— Концепция объединяет все сферы человеческой жизни и возможности природы. Она позволяет четко определить приоритеты развития территории, осмыслить роль таких социальных институтов, как образование, развитие гражданского общества. К сожалению, развитие нашего, российского общества привело к тому, что средств на продолжение работы над нашими программами стало выделяться все меньше. Тем не менее в Челябинске продолжала работать группа Андрея Реуса, приезжали такие замечательные люди, как Александр Зинченко, Николай Андрейченко. До последних лет своей жизни работал Георгий Петрович Щедровицкий. Вместе с группой Сергея Синецкого стали развивать новое направление. Это связано с тем, что благодаря перестройке стали развиваться неправительственные общественные организации, в частности «Женская сеть на Урале» и «Челябинский Зеленый Крест», с которыми я связана уже много лет.

Думай глобально — действуй локально

— Мы сосредоточили свое внимание на поддержке общественных инициатив и главных двух проектах. Один из них — «Питьевая вода» — связан с тем, что наш регион постоянно испытывает проблемы с питьевой водой. Это актуально не только для крупных, но и многих малых городов и поселений. Мы работаем над тем, чтобы сохранить и рационально использовать наши водные ресурсы. Для этого пытаемся установить сотрудничество муниципалитетов в пределах бассейна, например, реки Миасс, используя принцип бассейнового управления. Это сложно, потому что сегодня понятие «бассейн» связывают с крупными судоходными реками, такими как Волга или Обь. Между тем и для небольших рек это понятие актуально. Наша точка зрения — проблема чистой воды зависит от состояния водного источника и имеет экономический аспект, потому что чем больше мы загрязняем источник, тем больше средств тратится на очистку воды, тем больше становится тариф за воду. Вот почему так важно, чтобы все, кто использует водный объект: муниципалитеты, в границах которых он располагается, промышленные предприятия, ЖКХ, население, — наконец-то поняли, что вода — это самый дорогой, а иногда просто невосполнимый ресурс. Эту точку зрения мы представили в прошлом году на Селигере, где впервые была организована специальная смена для молодых экологов. И это очень хорошо — молодежь должна понимать, что развитие экономики, экологии и социума тесно связано, и если экономика и небрежность населения наносят ущерб экологии, в конечном счете страдает вся система.

— А второй проект?
— Он связан с территориями, пострадавшими в результате аварий на химкомбинате «Маяк». Казалось бы, проблема локальная, но она затрагивает многие важные вопросы, например инвестиционную привлекательность региона. Начали с изучения проблем населения, и прежде всего — детей. Для этого мы организовали постоянное обследование состояния их здоровья с участием квалифицированных врачей, реализацию профилактических мероприятий: дополнительное питание, оздоровление в летний период. Однако необходима не только медицинская, но и социальная помощь, потому что сегодня такие, когда-то большие и старые поселения, как Бродокалмак, которому в следующем году исполнится 300 лет, и Русская Теча, которой через два года исполнится 333 года, нуждаются в постоянном внимании. Ведь до сих пор эти территории воспринимаются многими как зона экологического неблагополучия. Это сказывается на инвестициях, экономическом развитии, отсутствии рабочих мест, что в конечном счете отражается на семьях и детях. Поэтому мы поддерживаем любые проекты, которые инициированы населением и направлены на изменение ситуации. Например, помогли открыть «социальные цехи» по деревообработке, швейный цех, участки по выработке биогумуса. Все это помогает приобщить детей к реальному труду, а взрослым — экономить семейный бюджет. Кроме того, открыта школа социальной адаптации для детей, семьи которых приехали из республик бывшего Советского Союза, центр социально-психологической помощи «Радость» для тех, кто оказался в трудной ситуации. Члены школьного волонтерского движения «Информационные тимуровцы» обучают людей пожилого возраста работе на компьютере и пр. Нам помогают главы и депутаты этих поселений, региональные власти, госкорпорация «Росатом» и, конечно же, наша межрегиональная общественная организация «Российский Зеленый Крест», который является главным держателем этой большой программы. По сути, уже сегодня есть надежда, что эти села будут жить и развиваться.

Разговор должен быть по существу

— Сегодня часто можно встретить жалобы на равнодушие чиновников, невнимание к интересам людей. Приходилось ли Вам с этим сталкиваться?
— Приходилось, но, к чести нашего региона, я могу сказать, что те министерства и ведомства, с которыми мы и наши партнеры работаем, прислушиваются к общественному мнению и открыты для нас. Сегодня во власть приходят люди с новым мышлением, и не стоит подходить к ним с застарелым представлением о бюрократии. Те, кто намерен решать конкретные проблемы, а не просто сотрясать воздух или пиарить себя, должны быть готовы к диалогу, а для этого необходимо не только говорить, но и понимать друг друга, без этого невозможна коммуникация. Надо знать законодательство, на которое можно опереться, детально изучить проблему и, конечно, проработать проектные предложения по ее решению. Сегодня есть много возможностей у общественности получать новые знания, пройти тренинги, освоить управленческие навыки. Эту помощь оказывают Общественная палата, представители вузов и общественных объединений, в том числе члены и эксперты организаций, которые я представляю. Издано немало методической литературы в помощь общественным организациям. Ведь гражданское общество — это социум, открытый для диалога общественности, власти и бизнеса. А к этому диалогу надо готовиться всем.