Меню

Уже этой осенью в Челябинске пройдет реформирование органов местного самоуправления

06.06.2014 12:49 42 (11754)


Столица Южного Урала станет первой территорией в Российской Федерации, где будет реализован новый федеральный закон о местном самоуправлении.

О том, как это отразится на Челябинске, жизни горожан, об основных идеях реформирования рассказал председатель Законодательного собрания Челябинской области Владимир Мякуш (фракция «Единая Россия»).

— Владимир Викторович, какие цели преследует реформа местного самоуправления?
— Сегодня муниципальная реформа — очень актуальная тема, которая волнует все муниципальные образования. Президент России Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию озвучил основной посыл реформирования — приблизить власть к народу. Депутаты Государственной Думы разработали законопроект, который касается реформирования органов муниципальной власти. Стоит отметить, что проект закона долго и серьезно обсуждался, в дискуссиях принимали участие и депутаты Законодательного собрания Челябинской области, ряд наших предложений вошли в принятый закон.

4 июня городская дума провела публичные слушания, чтобы выяснить мнение горожан по вопросу реформирования органов местного самоуправления. Решение участников слушаний было положительным. Отметим, что принять участие в слушаниях смогли все желающие, чтобы сделать публичные слушания максимально открытыми, была организована трансляция заседания. Теперь депутаты Законодательного собрания Челябинской области должны принять несколько законов: «Об осуществлении местного самоуправления в городе Челябинске», «О внесении изменений в приложение к Закону Челябинской области «О наименованиях органов местного самоуправления и глав муниципальных образований…», «О порядке избрания и отдельных полномочиях глав некоторых муниципальных образований…», «О внесении изменения в статью 61 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах…». Для этого 10 июня состоится внеочередное заседание депутатов областного парламента.

Какой же будет схема представительной власти в Челябинске? После вступления регионального закона в силу у нас появится возможность создать в каждом районе города местное собрание депутатов в количестве, которое определят парламентарии Законодательного собрания Челябинской области. На предварительных обсуждениях мы пришли к выводу, что в соответствии с федеральным законом самый оптимальный вариант — если в каждом районном собрании депутатов будет 25 человек. Правда, с учетом малой численности жителей в Центральном районе здесь мы предлагаем (в соответствии с федеральным законом, который определил минимальную численность депутатов в составе собрания) создать районное собрание в количестве 20 депутатов. На своем заседании районные депутаты должны будут избрать главу района, этот же человек будет председателем районного собрания. Также районные депутаты должны будут назначить главу администрации района.

Глава района, он же председатель собрания депутатов, будет представлять депутатский корпус, который ответственен за принятие нормативных правовых актов, касающихся жизнеобеспечения жителей данного района, а глава администрации, в свою очередь, должен будет выполнять эти решения.

Избранные депутаты районного совета затем делегируют своих представителей в городскую думу. По нашему мнению, семи представителей от каждого района будет достаточно, чтобы они представляли интересы своей территории в гордуме. Таким образом, планируется, что следующий созыв городской думы будет состоять из 49 депутатов. Из числа этих депутатов также будет избираться глава города Челябинска, он же будет назначен председателем городской думы. Дума, в свою очередь, будет назначать главу администрации города. Решение, кто именно будет делегирован в гордуму, районные советы должны будут принять в течение 15 дней после избрания депутатов районных советов. После этого городская дума собирается на свое первое заседание и формирует руководящие органы.

— Со схемой власти и числен-ностью депутатов все понятно, а как реформа скажется на простых челябинцах, чего им ожидать?
— Главная цель закона — усилить роль органов местного самоуправления в решении насущных проблем жителей. Мы часто слышим критику жителей по поводу того, что органы муниципальных образований вместо решения насущных проблем населения занимаются политикой. Принятый федеральный закон как раз и направлен на то, чтобы органы власти были приближены к простым людям, чтобы жители в любой момент могли обратиться к главе района, главе администрации, депутатам района.

Мы уже определили примерную численность каждого избирательного округа в городе, она предположительно составит порядка трех с половиной — четырех тысяч человек. Подобная небольшая численность избирателей очень удобна, поскольку кандидат может в течение месяца пообщаться практически с каждым своим избирателем. Депутаты будут вникать в вопросы дорожного строительства, благоустройства, вникать в проблемы жилищно-коммунального хозяйства и многое другое.

— А какими полномочиями будут наделены районные советы?
— Определению полномочий, источников финансирования, созданию налоговой базы будет посвящен второй этап разработки нормативно-правовой базы. Сегодня речь идет о том, что только на федеральном уровне необходимо внести поправки в более чем двести нормативных актов. После этого Законодательному собранию Челябинской области предстоит такая же работа на региональном уровне. На это нам отведено полгода. После заседания Законодательного собрания 10 июня мы совместно с губернатором и руководителями муниципальных органов власти будем конкретно рассматривать все необходимые изменения. Главный принцип, которым будем руководствоваться в этой работе, — повышение эффективности деятельности муниципальных образований.

— Владимир Викторович, что бы вы сказали накануне принятия важного закона о реформировании органов муниципальной власти жителям Челябинска?
— Обращаюсь к избирателям города Челябинска с просьбой внимательно изучить закон, если необходима какая-то консультация, дополнительная информация, каждый может обратиться в Законодательное собрание Челябинской области. Мы постараемся предоставить разъяснения.

Отмечу, что реформа местного самоуправления расширяет границы политической конкуренции. Многие из тех, кто когда-то хотел поработать на депутатском поприще, могут выдвинуть свою кандидатуру, шанс стать депутатом в результате реформы теперь появился у многих.

Кроме того, очень надеюсь, что жители Челябинска поддержат нас в принятии и реализации закона о реформировании органов местного самоуправления. Поскольку сегодня у избирателей появляется прямая заинтересованность: они могут спросить со своего депутата о работе в округе. И депутат не просто получит мандат, а должен будет работать на благо жителей вместе с жителями.



Историческая справка

Первый районный совет депутатов появился в Челябинске в 1933 году. Назывался он Тракторный не случайно: в этом году был введен в эксплуатацию Челябинский тракторный завод. Просуществовал Тракторный райсовет недолго, около года.

В 1935 году были созданы Ленинский, Сталинский, Кировский районные советы.

В 1936 году — Тракторозаводский, в 1937 году — Советский райсовет.

После Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., в 1946 году, появился Металлургический райсовет.

В конце 1990 г. в Челябинске работало семь районных советов народных депутатов: Ленинский, Центральный, Тракторозаводский, Советский, Металлургический, Калининский и Курчатовский.

Согласно Конституции 1936 года выборы депутатов районных советов проходили один раз в два года. Конституция 1977 года увеличила срок полномочий местных советов до двух с половиной лет.

Депутатов в районные советы трудящихся Челябинска (с 1977 года они стали называться советы народных депутатов) избиралось значительно больше, чем в городской совет.

Приведем такие цифры. В 1953 году в Челябинском городском совете депутатов трудящихся работало 588 депутатов и 880 в районных советах города.

В 1961 году депутатами Челябинского городского совета были избраны 500 человек, в районные советы — 1240. Это почти в 2,5 раза больше, чем в городской совет.

Особенностью советской системы был такой момент: кандидатом в депутаты по округу шел один человек, то есть выборы проходили на безальтернативной основе. Всегда четко прослеживался баланс: рабочих с производства должно быть не менее 50 процентов, чаще всего эта цифра была больше, женщин — около 30 процентов, также определенное число выдвигаемых должно было состоять членами КПСС или ВЛКСМ. Очень высокой была явка на выборы — более 99 процентов.

Один раз в два месяца избранные депутаты собирались на сессии. Среди рассматриваемых вопросов — бюджет района, капитальный ремонт жилого фонда, культурно-бытовое и медицинское обслуживание населения, вопросы улучшения работы школ, учреждений торговли и общественного питания, а также вопросы общественного порядка.

Интересно, что депутатами районных советов избирались будущие руководители области. В частности, М.Г. Воропаев и П.И. Сумин в начале своей карьеры избирались депутатами Металлургического совета народных депутатов. Районные советы были своеобразной стартовой площадкой для будущей политической карьеры.